Дни 5 и 6. Хива — Бухара24 октября 2016

Дни 5 и 6. Хива — Бухара

День 5. Хива

Сегодня члены команды проснулись в отеле Orient Star в древнем городе Хива, каждый в своей келье. Да-да, именно келье — раньше это великолепное здание принадлежало медресе, где обучались молодые мусульмане.

Путешественнику на заметку:
Хива — главный туристический город Узбекистана. В отличие от Самарканда, здесь все достопримечательности сконцентрированы внутри старого города, за пределы которого турист может не выходить.

В списке ценностей общечеловеческого значения город занимает особое место как один из важных центров на Великом Шелковом пути. В 1997 году Хива отпраздновала свое 2500-летие. К числу уникальных ценностей мирового значения относятся архитектурные памятники Хивы, по праву снискавшей титул города-музея.

На дальнем плане виден минарет Кальта-Минар (короткий), он был задуман как самый большой на мусульманском Востоке (диаметр основания — 14,2 м). Высота должна была составлять 70–80 м, а диаметр — уменьшаться с высотой, что сделало бы минарет более прочным. Но строительство остановилось на 29 м. По одной версии, минарет не закончили из-за смерти хана, по другой — строитель сбежал, испугавшись того, что его хотят убить.

Ичан-Кала — имя, которым принято называть сохранившийся до наших дней внутренний город древней Хивы, знаменитой своей архитектурой и историей. Возводимые в течение столетий (самые древние памятники архитектуры относятся к XIV веку) крепостные сооружения и дворцы, мечети и медресе, мавзолеи и минареты, караван-сараи и бани превратили Ичан-Калу в своеобразный город-памятник, город-заповедник, которым он стал официально с 1968 года. Ичан-Кала признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если вас интересуют сувениры, в Хиве с их выбором проблем не будет.

Глиняная стена высотой от 8 до 10 м окружала Ичан-Калу много столетий тому назад. Она была сделана из самана (кирпича, высушенного на солнце, размером 40х40х10 см). Основание стен относится экспертами к V веку. Глину для строительства брали в 2 км от города, на территории Говук-куль; сейчас там есть большое озеро.

Но стоит отойти немного в сторону от стены, как начинается обычный узбекский город.

Вся группа первого этапа в сборе. Завтра — Бухара, заключительная точка этапа. Когда еще получится собрать всех в кадр?

Дорога от Хивы до Бухары — международного туристического значения, и строят ее немцы по технологии для жарких стран, отливая из бетона специальной машиной со скоростью 5 км в день. Из 400 км построили уже 280. Дорога через пустыню на Amarok ничуть не утомила: пикап за счет прочной рамы и приличной колесной базы сглаживает все мелкие неровности, превращая дальнюю поездку по трассе в полет бизнес-классом. Ну или своим частным авиарейсом.

Пройдено за пятый день 458 км.

 

День 6. Бухара

Заключительный день первого этапа решили сделать пешеходным и заодно отмыть наших «волков» от пыли казахских степей, плато Устюрт и Аральского моря. А в то время как купают наших «коней», мы прогуляемся по Бухаре — городу, которому 2500 лет. Здесь пересекались торговые «шелковые» пути, и город не раз становился лакомым куском для захватчиков.

Если ищете лучший вид на старый город — стоит остановиться в гостинице Minorai-Kalon с отличной террасой и видом на все достопримечательности. Это единственное доступное место, куда можно подняться в старом городе, поскольку вход на минарет закрыт.

После многочисленных нашествий, смены правителей, ханств и государств Бухара активно строится заново в конце XIV–начале XV века (столицей тогда был Самарканд). При Улугбеке город обогатился зданием нового медресе, и только в XVI веке вновь стал столицей государства, получившего название Бухарское ханство. Архитектуру этой эпохи мы наблюдаем сегодня.

Один из бухарских сувениров — специальный кулинарный штамп для знаменитых узбекских лепешек. Изначально был только один вид — окружность, но предприимчивые бухарцы сделали из такого простого приспособления уникальный сувенир на любой вкус. Ножи — тоже визитная карточка местных мастеров. Правда, в них нужно разбираться, чтобы отличить сувенирный экземпляр от, вероятно, менее красивого, но более практичного клинка.

Путешественнику на заметку:
Попробовать настоящий узбекский плов стоит именно в Бухаре. Пока ходите по старому городу — ищите дверь с номером 21. Здесь вы точно не разочаруетесь.

Как известно, за продуктами лучше ходить на сытый желудок, поэтому сразу после плова мы отправились на рынок за узбекскими сладостями, чаем и специями. Именно это раньше возили по Великому Шелковому пути в Европу — привезем и мы.

На автомобилях пройдено за шестой день 15 км, пешком — столько же.