Дни 7–9. Бухара — Самарканд — Ташкент — Худжанд24 октября 2016

Дни 7–9. Бухара — Самарканд — Ташкент — Худжанд

Первый этап «Транс-Азиатской Экспедиции» Amarok завершен. Впереди — просторы Таджикистана.

День 7. Бухара — Самарканд

Сегодня мы провожаем участников первого этапа, а они, в свою очередь, не скрывают чувств и прощаются с каждым экипажем с благодарностью и надеждой на новые совместные приключения.

Несколько лет назад в Узбекистане иностранный журналист запечатлел сбор хлопка. При внимательном рассмотрении на снимках увидели работающих детей. Разгорелся международный скандал, результатом которого стал узбекский закон, запрещающий снимать хлопковые поля в принципе. Мы запечатлели работу в тутовых полях, а хлопковые, как положено, остались за кадром.

Первый горный перевал на нашем маршруте — Тахтакарача (1788 м). Дорога через него оживленная, так как связывает две бывшие столицы (а сегодня — второй и третий по величине города Узбекистана): Бухару и Самарканд.

По пути на перевал сворачиваем в сторону, на плато с гигантскими камнями причудливых форм. «Шлем дьявола» — так в переводе с узбекского языка звучит название этого таинственного места, затерявшегося в отрогах Зеравшанского хребта в 30 км к югу от Самарканда, между перевалами Илансай и Тахтакарача. Местные жители, пасущие в этих горах стада коз и отары овец, уже не помнят, при каких именно обстоятельствах урочище получило зловещее имя. Возможно, название породила случайная ассоциация, навеянная настроением. В романе Сергея Лукьяненко «Последний дозор» это место упоминается как плато демонов. Люди сюда заходить не любят, бывают здесь только редкие туристы. Некогда там произошла грандиозная битва между силами света и тьмы. Темных было больше, и они побеждали. Тогда великий маг по имени Рустам применил ужасное заклинание, свернувшее слои пространства и времени. Враги обратились в камень, но остались живыми, на тысячи лет лишенные движения, осязания, зрения, слуха. Мы же, уверенные в своих автомобилях, подобрались вплотную к странным каменным изваяниям.

Наконец мы на перевале. К нашей колонне сразу подбежала стайка мальчишек, и они наперебой начали предлагать разные чаи, травы и специи — словом, все, что не тяжело таскать в коробке подмышкой целый день.

Путешественнику на заметку:
Здесь продают самый дешевый (около 20 руб. за упаковку) и очень приятный чай из чабреца и мяты — проверено. Орехи и сухофрукты лучше покупать на рынке в городе, а не на обочине дороги, да и выбор там больше.

От рынка до Самарканда полчаса, не нарушая правила.

День 8. Самарканд — Ташкент

Самарканд — один из древнейших городов мира, основанный в VIII веке до н.э. Город был одним из ключевых пунктов Великого Шелкового пути и центром науки средневекового Востока. Специально для туристов отреставрировали Регистан. Говорят, что название площади — «место, усыпанное песком» — произошло от того, что землю здесь покрывал слой песка, чтобы впитывалась кровь жертв публичных казней, которые будто бы совершали на этом месте вплоть до начала XX века. Еще говорят, что Регистан был местом, где Тамерлан выставлял напоказ головы своих жертв, наколотые на колья, а также где народ собирался по звуку медных труб, чтобы послушать королевские указы. Однако следует помнить, что во времена Тимура, который умер в 1405 году, на площади не было ни одного из существующих ныне зданий, считающихся шедеврами восточной архитектуры. Одну особенность построек видно сразу: из-за подвижного грунта все они стоят очень криво, а поправляют их с завидной периодичностью.

Еще здесь расположено одно из самых старых действующих медресе. Ходит легенда, что Мирзо Улугбек, при котором было построено это учебное заведение, настолько гордился своим творением, что решил даже сделать «отравленный подарок» соседнему, конкурирующему медресе в Бухаре: деревянные резные двери, на которых было написано «Стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Этой фразой он нарушил сразу несколько исламских канонов.

Нам попался очень ответственный гид по Самарканду, Отабек, который не давал расслабиться, просто созерцая восточную красоту, и ритмично наполнял наши ячейки памяти историческими датами и интересными фактами. Теперь мы знаем, что кельи называют худжерами, а входную группу — альковом. И вот что интересно: оказывается, раньше, когда пустыня еще не была разбита автомагистралями, минареты при мечетях были своеобразными маяками для ориентира. Вечерами на них разводили костер, а днем добавляли в угли шерсть — и столб дыма помогал странникам и в светлое время суток.

Ассортимент классических узбекских ресторанов, как правило, ограничивается шурпой, шашлыком из баранины и говядины, пловом, свежими овощами, самсой и лепешками. Конечно, вегетарианцам здесь приходится несладко, но и для них есть блюда. Например, часто предлагаю самсу и плов с тыквой. Обед получается сытным и недорогим, около 400 руб. с вином на человека, несмотря на впечатляющих размеров денежную пачку, прилагаемую к счету.

Дорога из Самарканда в Ташкент — 300 км автобана, и проезжается она на одном дыхании. На одной из остановок нас привлекли лавки с медом очень интересного красного цвета. Как выяснилось, мед здесь совершенно обычный, а цветные бутыли с подкрашенной жидкостью всевозможных оттенков, от желтого до красного, выставляют просто для привлечения внимания.

Пройдено за день 304 км.

 

День 9. Ташкент — Худжанд

Ташкент — абсолютно советский город с приятными деталями из детства, которые постепенно скрываются под рядами пеноблоков, слоями штукатурки и натиском трудолюбивых узбекских рук. В сочетании с дождливой погодой осталось впечатление, что смотреть в городе особо нечего. Едем дальше, в сторону границы с Таджикистаном, через плодородные районы страны, орошаемые рекой Сырдарья.

Интересная узбекская традиция — высаживать 40 тополей при рождении сына. Когда юноша вырастает, деревья достигают высоты уже около 10 м, и их стволы идут на строительство перекрытий крыши нового дома для сына. Сажают деревья прямо перед домом, чтобы потом было недалеко нести.

Очередное пересечение границы Узбекистана прошло на удивление гладко и отняло всего четыре часа. Таджикские таможенники расплылись в улыбке при виде нашей колонны, и больше времени ушло на рассказ про наш маршрут, чем на какие-то формальности. Досмотра не было, добро пожаловать! Дороги в стране заметно лучше, чем в Узбекистане, по крайней мере основные магистрали. А уже от границы горизонт приобретает приятный глазу ломаный горный вид. До ближайшего места ночевки команда движется по равнинной местности и соревнуется в экономичности. Наш экипаж, например, показал минимальный расход в 8,7 л на 100 км пути.

Город Худжанд встретил впечатляющим изобилием (стол накрывают по-настоящему даже на рекламных щитах), так что мы не выдержали и пообедали в первом большом кафе. Все выжили.

Пройдено за день 223 км.