Высокогорный ботанический сад, сумасшедшие пейзажи Памирского тракта и город, который назвал царь Соломон. Новые фотографии и новые приключения команды «Моей Планеты» и пикапов Volkswagen Amarok.
День 15. Хорог — Мургаб
Сегодня мы оказались в городе Хорог, на высоте 2600 м над уровнем моря, с населением 30 000 человек. Город расположился в окружении высоких хребтов, которые защищают его от проникновения холодных воздушных масс и пронизывающих ветров. Зимой здесь не бывает арктических температур высокогорья, а летом — изнуряющей жары, поэтому в Хороге есть плодородные почвы, центральный парк и даже свой маленький аэропорт.
Недалеко от города на склоне ущелья Шахдара находится уникальный высокогорный Памирский ботанический сад. Он занимает второе место в мире (после ботанического сада Непала) по высоте над уровнем моря — 2320 м. Лишь в таких природных условиях могут произрастать некоторые редчайшие экземпляры почти исчезнувшей с лица земли высокогорной флоры. Ботанический сад — не только прекрасное зрелище и место отдыха туристов, но и серьезное научное учреждение, изучающее и сохраняющее горные растения, привезенные сюда со всего мира. Коллекция составляет более 4000 видов растений, которые расположены на террасах общей площадью 500 га.
Кстати, город, название которого переводится как «место со множеством колючек», появился в этих местах сравнительно недавно, в 1895 году, в бытность борьбы за территории Центральной Азии между царской Россией и Британией. Более века назад в эти места из Оша был направлен военный гарнизон русских солдат, которые имели предписание организовать здесь пограничный пункт на границе с Афганистаном, аннексированным противником.
Пограничники пришли сюда не зря, ведь местность, на которой располагается Хорог, известна еще со времен раннего Средневековья. В летописных источниках X века упоминается, что именно здесь было пересечение многочисленных караванных путей, которые вели из Индии и Китая в Переднюю Азию, а также к побережью Хазарского (Каспийского) моря. Именно здесь начинается наше путешествие по Памирскому тракту.
Памир — это кладезь переплетений и географических открытий, «кpыша мира», как принято называть этот горный край. Земля здесь на вес золота, поэтому выращенную пшеницу меряют не мешками, а тюбетейками
Памирский тракт — знаменитая высокогорная автомобильная дорога, идущая вдоль границы с Афганистаном и Китаем, которая связывает Хорог в Таджикистане и город Ош в Киргизии. Без преувеличения эта дорога оказалась самой красивой и разнообразной из тех, по которым я когда-либо проезжал в своей жизни. За каждым новым перевалом нас ждали новые сумасшедшие виды. Давайте вместе насладимся величественными пейзажами самой высокогорной дороги на территории бывшего СССР по пути до озера Яшинкуль и перевала Акбайтал (4655 м). Дорога, некогда асфальтированная, сейчас в посредственном состоянии. Автомобили подбрасывает на просевшем полотне, а иногда дорога и вовсе прерывается, переходя во внедорожную колею.
Памир — это кладезь переплетений и географических открытий, «кpыша мира», как принято называть этот горный край. Земля здесь на вес золота, поэтому выращенную пшеницу меряют не мешками, а тюбетейками. Высокогорные селения настолько изолированы друг от друга, что в них говорят на разных языках.
Очередная достопримечательность на нашем маршруте — самый высокогорный город бывшего СССР Мургаб. Здесь живут без постоянного электричества и при температурах от –48 до +35°С почти 15 000 человек.
По одной из версий, Мургаб основали в конце XIX столетия как стратегически важный русский оборонительный пункт «Памирский пост». Здесь, как и в Хороге, есть свой аэродром. Правда, ни мургабского, ни хорогского аэродрома в рейтингах самых сложных воздушных гаваней мира нет. В них, как правило, лидирует аэропорт Паро в Бутане, который тоже находится в высокогорной труднодоступной местности, или аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке, расположенный в черте огромного мегаполиса. Есть в этих рейтингах и самый высокогорный аэропорт мира — Бамда в Тибете на высоте 4334 м. Про мургабский аэродром (3657 м над уровнем моря) — ни слова.
Делаем остановку на местном рынке, построенном из абсолютно разных времен и состояния разномастных металлических контейнеров и кузовов грузовиков. Здесь продают только самое необходимое. Кстати, солярка на единственной заправке в городе стоит в эквиваленте около 65 руб. за литр. Заправляемся из резервных баков и едем искать место для ночлега, которое не видно с дороги и не сильно продувается леденящим (–6°С) ветром.
Пройдено за день 424 км.
День 16. Мургаб — Ош
Переночевав в палаточном лагере близ Мургаба, команда «Транс-Азиатской экспедиции» продолжает путь по Памирскому тракту в Киргизию. Нам предстоит очередное испытание, ведь участок Хорог — Ош длиной в 800 км считается одной из самых сложных и высокогорных дорог мира. В первые годы эксплуатации дороги водителю, совершившему по Памирскому тракту три рейса, давали орден. Нам осталось проехать около 400 км.
Подъем на перевал Акбайтал (4655 м) дается пикапам легко, в основном за счет двух турбин в дизельном двигателе, работающих с максимальной отдачей на разных оборотах.
В первые годы эксплуатации дороги водителю, совершившему по Памирскому тракту три рейса, давали орден
Небольшой привал организуем на берегу озера Кара-Куль (Черное). Полуразрушенные поселения здесь используются как летние дачи для пастухов в летний период — на время выпаса скота.
Здесь мы прощаемся с Таджикистаном и с помощью небольшого подарка на границе без проволочек попадаем в Киргизию. Здесь уже настоящая зима, –10°С. По пути попадаем в пургу с заносами и почти нулевой видимостью. Дорога в 200 км через два перевала растягивается еще на пять часов.
Город Ош встречает плотным смогом со стойким угольным запахом: все частные дома отапливаются каменным углем, который добывается здесь же, в соседних ущельях.
Пройдено за день 394 км.
День 17. Ош — Бишкек
Ош — один из древнейших городов Средней Азии, однако точный возраст его неизвестен. По очень популярной легенде, древнеизраильский царь Соломон (Сулейман) привел сюда свое войско. При этом впереди гнали пару волов с плугом. И когда волы дошли до знаменитой теперь горы, царь сказал: «Хош!» («Довольно!»). Отсюда и произошло название построенного потом города.
В арабских источниках первые упоминания о нем относятся к IX веку, а на южном склоне Сулейман-горы обнаружены древние земледельческие поселения, с которыми связывают возраст города. Ош был крупным торговым центром на Великом Шелковом пути и славился своими базарами и караван-сараями. При том, что город кажется почти полностью советским, считается, что Ошу уже более 3000 лет.
Сегодня нам предстоит преодолеть больше 650 км из Оша в Бишкек. Хотя преодолеть — громко сказано. Эта автомагистраль, главная автомобильная артерия страны, — излюбленная трасса многих путешественников, во многом из-за хорошего полотна и умопомрачительных видов Тянь-Шаньских гор. Одни едут на машинах с открытым верхом, другие на бешеных скоростях проносятся на мотоциклах.
Первая треть пути проходит вокруг Токтогульского водохранилища с изумрудной водой, которое было образовано плотиной Токтогульской ГЭС на реке Нарын, строившейся в 1970 году, а уже через три года началось заполнение водохранилища.
Через перевал Талдык (3615 м) мы преодолеваем Алайский хребет. Дорога на перевал поднимается впечатляющим серпантином, а за ним через высокогорное плато (около 3100 м) плавно переходит на перевал «40 Лет Киргизии» (3541 м), и уже с него мы спускается в сторону Бишкека.
Большие перегоны, как, впрочем, и остальные перемещения, в экспедиции должны проходить в тайминге, чтобы попадать вовремя на все контрольные пункты и не передвигаться в темное время суток. Сегодня ваш покорный слуга опоздал к старту на 12 минут, чем сбил весь тщательно расписанный график. И даже несмотря на дорожный перекус вместо обеда экспедиция оказалась в Бишкеке уже в глубокой темноте.
Пройдено за день 668 км.