День 18. Бишкек
Сегодня у команды экспедиции очередной «выходной» – день, когда нет необходимости просыпаться в шесть утра и преодолевать очередные 500 километров. Правда, проваляться весь день без дела тоже не в стиле экспедиции. Пока происходит пересменка участников третьего и четвертого этапов, нужно отмыть наши пикапы от закоростенелой дорожной пыли и заправить все баки: основные и дополнительные. А еще закупить продуктов на предстоящие вынужденные полевые перекусы, связаться со всеми встречающими на маршруте и совершить много других на первый взгляд мелких, но совершенно необходимых манипуляций. К техническому состоянию Амароков претензий никаких, приходится лишь отогнуть примятую защиту под днищем и снять не отстегнувшиеся на глубоких канавах брызговики.
Кстати, наши боевые экипажи не зря называются именами великих русских исследователей-путешественников: отчищая машины от осколков породы, встречавшейся нам на пути, мы невольно вспоминали Ивана Мушкетова, давшего имя нашему третьему экипажу. Именно он в конце 19-го века занимался геологоразведкой на этом участке нашего пути – от Памира до Тянь-Шаня, от Ташкента до Бишкека. За путешествия в Среднюю Азию Академия наук наградила Мушкетова премией, а Русское Географическое общество присудило ему в 1880 году высшую награду – большую золотую медаль. Мы же пока довольствуемся непередаваемыми впечатлениями от нашего уникального путешествия.
Але-оп – и автомобили готовы принять новых участников Транс-Азиатской Экспедиции.
Пройдено за день 10 км.
День 19. Бишкек – Каракол
Столица Кыргызстана, Бишкек, с населением почти миллион человек, по одной из теорий называется в честь героя Бишкек-батыра, а по другой – в честь потерянной в этих краях одной дамочкой бишкека – палки для взбивания кумыса. Наверное же, имя было дано русскими офицерами-топографами, которые неправильно услышали название города и так его и зафиксировали. Времени выбраться в центр города с советской архитектурой так и не нашлось, да и резко выпавший и начавший противно таять снег шептал: «останься в номере и разбери фотографии». Благо в отеле «Горы Азии», состоящем из нескольких камерных трехэтажных коттеджей, к тому же оказался сносный Wi-Fi.
В обновленном составе мы выдвинулись в сторону озера Иссык-Куль. Конечно, дорога в 200 километров не дает заскучать: вокруг начинают сменяться пейзажи горных массивов Тянь-Шаня. Горы в Киргизии радуют глаз из любой точки страны, ведь они занимают 95% ее площади.
Сегодня наш маршрут проходит по Чон-Кеминскому ущелью – одной из самых живописных местностей на территории страны. Вся долина здесь покрыта зелеными лугами, а по склонам ущелья растут еловые леса. В сочетании с ледниками, покрывающими горные хребты, все это производит неизгладимое впечатление.
Вообще, киргизы – лучшие пастухи, и умение пасти скот у них передается по наследству. Еще известный путешественник Семенов-Тян-Шанский в конце 19-го века во время экспедиции по Средней Азии сделал одно интересное открытие. Он оказался первым исследователем, увидевшим собственными глазами громадного горного барана Тянь-Шаня кочкара, животного, которое зоологи считали полностью вымершим. Здесь у пастухов и животноводов получается разводить, пожалуй, самый крупный рогатый скот в мире.
Следующее на пути – озеро Иссык-Куль (по-киргизски «горячее озеро»), второе по величине (после Каспия) соленое озеро в мире, расположенное на высоте 1609 м. Оно никогда не замерзает (отсюда и происходит его название), несмотря на то что окружено заснеженными горными вершинами. Район Иссык-Куля был неизвестен западному миру до тех пор, пока русские исследователи, такие как, например, Семенов-Тян-Шанский, не побывали здесь с экспедицией. Напротив, на Востоке об этих местах было известно издревле. Об озере писал китайский путешественник Чжан Цзянь, побывавший на Иссык-Куле в 128 году до н.э.
Иссык-Куль по-своему уникальное место, которое славится теплыми песчаными пляжами, термоминеральными радоновыми источниками, альпийскими лугами, хвойными лесами паркового типа.
Киргизы именуют озеро Иссык-Куль не иначе как Жемчужиной Тянь-Шаня. А в 2004 году правительство даже объявило озеро национальным достоянием. Мы же просто остановимся здесь на полевой обед и небольшую фотосессию.
Недалеко от города Каракол «заезжаем в гости» к нашему коллеге, давшему имя первому экипажу наших пикапов, Николаю Михайловичу Пржевальскому, – одному из первых русских ученых-географов, начавшему детально изучать географию, флору и фауну стран Центральной Азии. За свои выдающиеся достижения и вклад в изучение Азии Пржевальский был избран действительным членом Русского географического общества, а также членом Российской академии наук. В 1888 году он умер от брюшного тифа накануне своей пятой экспедиции в Центральную Азию и был похоронен на берегу озера Иссык-Куль. Кстати, лошадь Пржевальского, открытая как дикий вид ученым, в натуральную величину очень компактная и домашняя.
Следующая точка нашего маршрута, Каракол, – лучшее место для прибрежных исследований и трекинга. Город привлекает спортсменов, путешественников и альпинистов со всех континентов своими живописными и первозданными горными ландшафтами. Дорога активно обустраивается китайскими строителями: полотно меняется на цементно-бетонное, и дорога от Бишкека до Каракола, местного горнолыжного курорта, постепенно превращается в скоростной автобан. На сегодня готова примерно половина пути, так что, думается, через пару-тройку лет этот путь будет занимать не больше пяти часов против девяти сегодня.
Пройдено за день 483 км.
День 20. Каракол – Нарын
Сегодня экспедиции предстоит сразиться с перевалом Тосор, за прошлую ночь капитально засыпанным снегом, поэтому выезд из отеля был назначен на шесть утра, и ровно по запланированному таймингу мы услышали зычную команду руководителя экспедиции Алексея Симакина: «По машинам!»
Городок Каракол, расположившийся в восточной части озера Иссык-Куль, мы проскочили насквозь еще до рассвета, познакомившись только с жителями его окраин – знаменитыми киргизскими пастухами.
Дорога на перевал Тосор высотой 3893 метра до высоты около 3600 поддерживается в идеальном состоянии, насколько так можно выразиться про грунтовую дорогу. Горный серпантин ежедневно очищается, разравнивается грейдером, поливается и утрамбовывается неспроста: наверху работает канадский завод по добыче золоторудных пород. Но дорогу не спешат асфальтировать, поскольку запасы золотой руды в этих краях подходят к концу. Тосор является частью пути, который соединяет два региона: Иссык-Кульский и Нарынский, – и раньше объезда этого перевала не существовало.
Последние 300 метров перепада высоты до перевала превращаются в настоящее внедорожное сражение: головной Амарок пускается на полном ходу по направлению, где когда-то была дорога на перевал, в снежную целину метровой глубины. Через несколько десятков метров пикап, повисающий на днище, подкапываем и стаскиваем лебедкой на необходимое для нового разгона расстояние. Через час плясок с лопатами выезжаем на отлогое место и решаем надеть цепи на все автомобили. Здесь участникам экспедиции приходится обучаться новому навыку – обращению со внедорожными цепями. Сразу, в боевых условиях, с развивающейся горной болезнью и ломящимися от мороза пальцами, цепи растягиваются по колесам и застегиваются тяжелые стальные замки. Продолжаем движение.
На пятом часу битвы руководитель экспедиции принимает решение разворачиваться и идти в объезд. Алексей руководствуется золотым альпинистским правилом: не поднялся до двух часов дня – возвращайся. Ведь когда темнеет в горах – энтузиазм команды резко угасает и преодоление препятствия растягивается в разы. К тому же объезжать по дороге придется около 400 километров. В обмен на неудавшееся восхождение мы были вознаграждены умопомрачительными видами закатного Тянь-Шаня. К тому же по дороге в Нарын, вытащив свалившегося в кювет на ледяной дороге автобус местного жителя, все равно вышли победителями.
Пройдено за день 572 км.
День 21. Нарын – озеро Чатыр-Куль
Нарын возник как небольшое укрепление на торговых путях, которые вели из Восточного Туркестана (г. Кашгар) в Среднюю Азию. До 19-го века как такового города в этой местности не было. Но с колонизацией Средней Азии Царской Россией в 1868 году здесь был размещен русский гарнизон, и с этого момента начинается возведение города. Город расположен в 186 км от границы с Китаем, на пересечении автомагистрали Бишкек-Торугарт, по которой наша экспедиция движется до пограничного перехода. Сегодня нам предстоит подняться к перевалу Торугарт вдоль самой длинной реки Киргизии – Нарын. Кроме того, на северном склоне хребта Нарын-Тоо в прошлом веке был создан Нарынский заповедник, охраняющий горные ландшафты бассейна реки Нарын и их обитателей, в первую очередь марала. Марал – это один из подвидов благородного оленя, проживающий на территории Азии и Тянь-Шаня. В западной части заповедника находится отдельный питомник по разведению маралов.
Путь на перевал проходит через плато с марсианским пейзажем и своим микроклиматом: здесь солнечные лучи растапливают снег, превращая его во множество рек, впадающих в озеро Чатыр-Куль.
На подъездах к озеру приходится преодолевать множество бродов. Некоторые небольшие реки замерзают и становятся ловушкой для автопутешественников. Один из Амароков проваливается под лед так, что экипаж, зажатый во льдах, не может даже открыть двери. Как раз в таких ситуациях на помощь приходит сплоченная команда: кто-то берет в руки лопаты, а кто-то связывает автомобили тросом в цепочку, чтобы заякорить экипаж с лебедкой.
Чатыр-Куль - одно из самых больших озер в Аксайской долине Кыргызстана, его глубина составляет 16,5 метра.
Около семнадцати рек впадают в озеро, но только одна из них постоянна - Кекягур. Чатыр-Куль в переводе с киргызского означает Небесное озеро. Палаточный лагерь решаем разбить в предгорье, на берегу озера, поближе к границе, ведь завтра предстоит непредсказуемое по времени прохождение киргизско-китайской таможни. Ночь ожидается холодная, около -10 градусов. Заодно разводим костер и исследуем процесс горения кизяков – единственного доступного в этих местах топлива.
Пройдено за день 306 км.