О ментальности монголов, чудесах трассы «Амур», Владимире Путине и самом компактном и новом космодроме РФ. Долгожданный финиш.
День 34. Улан-Батор — Чойбалсан
Вот и сегодня в команду нашей экспедиции вливаются новые участники, среди которых сам лидер «внедорожной революции», руководитель марки «Volkswagen — Коммерческие автомобили» в России Михаил Семенихин, сразу взявший на себя роль Ван Дамма экспедиции. Собираемся на центральной площади для общего фото — и в путь.
Монголы — кочевники, да еще и буддисты. Кочевники-буддисты — просто убойное сочетание, выражается в полном равнодушии к земле, а психологию жителей страны ярко отражают свободолюбие и неуловимость.
Вследствие существовавшего издавна кочевого образа жизни в Монголии нет как таковой культуры градостроительства. Равно как и у других кочевников, например казахов и киргизов, где города столь же нелогичны и бессистемны. Улан-Батор — большой город, здесь живет 1,5 млн жителей. Но еще совсем недавно тут не было названий улиц и номеров домов.
Монгольские законы таковы, что каждый гражданин имеет право на приватизацию участка земли в городе и обширного участка за его пределами. В результате народ часто просто захватывает кусок земли, узаконивает его, быстро ставит юрту и живет, не утруждая себя благоустройством. Улан-Батор именно таков: за небольшим центром раскинулись необъятные районы заборов и юрт.
Есть и позитивный момент такого «винегретного» подхода к жизни. Это первая страна на нашем пути, где в поисках самого простого решения все розетки, повсеместно устанавливаемые в домах, представляют собой сборную солянку из всех возможных штепселей, применяемых в соседних государствах.
Выезжаем из города на восток, в сторону одного из самых важных мест, считающихся священным абсолютно для всех монголов, — знаменитой горы Богдо-Ула. Здесь провел свою юность великий и бесстрашный Чингисхан. На средства одного из монгольских олигархов тут был построен грандиозный монумент правителю. Высота скульптуры без учета постамента 40 м. Для ощущения масштаба нам разрешили подогнать к подножию памятника один из наших пикапов, который оказался размером едва ли с кулак вождя.
Со смотровой площадки, расположенной в гриве лошади, можно полюбоваться бескрайними просторами степей, а во внутреннем пространстве монумента открыт Музей национального быта, где за небольшую плату вам изготовят памятный папирус с вашим именем на древнемонгольском языке. В ближайшем будущем рядом с монументом должно выстроиться войско из 10 000 железных воинов на лошадях, а пока рядом с памятником расставлен десяток опытных образцов. Неподалеку собираются построить самый крупный в стране развлекательно-туристический комплекс.
Сегодня нам предстоит длинный путь по асфальту до четвертого по величине города страны, Чойбалсана, через долину Делюн-Болдок, где, по одной из версий, родился великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена. Еще 900 лет назад его родители, так же как и встретившиеся нам пастухи, гоняли стада лошадей, баранов и яков по бескрайней степи.
На въезде в один из городов установлены отлитые из бронзы статуи, выполненные как увеличенные копии найденных в этих местах небольших древних фигурок.
Каждый день мы едем на восток, оттого стабильно и неумолимо теряем часы светового времени. После обеда движемся без остановок, убегая от заката навстречу новому дню.
Пройдено за день 671 км.
День 35. Чойбалсан — Чернышевск
Чойбалсан, центр Восточного (Дорнодского) аймака, — четвертый по величине город в Монголии. На протяжении столетий место, где сейчас находится город, служило точкой отдыха на долгом караванном пути. Вот и наша промежуточная остановка случилась здесь только для ночлега. Из интересных фактов о городе: Чойбалсан — родина советского телеведущего Юрия Сенкевича, а также солиста группы «Иванушки International» Олега Яковлева.
Суровый ритм последних дней подкрепился желанием побыстрее добраться до границы нашей родины, и скорость нашего движения по монгольской степной колее все возрастала. Вскоре настает час расплаты за беспечность: один экипаж пропарывает колесо — да так, что резина наматывается на ступицу.
Значительная часть монголо-российской границы проходит по малонаселенной и труднодоступной местности, поэтому главной проблемой здесь становятся угон скота и контрабанда мяса. Проезжаем несколько полуразрушенных домов со сломанным шлагбаумом. Только увидев в зеркале выбежавшего мужичка, спешно натягивавшего шубу, догадались, что проехали пропускной пункт в приграничную зону.
Не останавливаемся, едем дальше, ведь проводника с нами уже нет и никто из нас все равно не говорит по-монгольски. Получасовое прохождение монгольской таможни дополняется трехчасовым досмотром и допросом с нашей, российской, стороны. Лейтенант в окне внимательно изучал каждую визу в паспорте, а затем и каждый укромный уголок салона. За родину спокойно: граница на надежном замке.
Россия встретила долгожданной асфальтовой дорогой третьей свежести и резко падающей температурой. Но после города Борзя начался автобан, и мы приняли решение не ставить лагерь, а преодолеть лишние 300 км, чтобы переночевать в гостинице.
Пройдено за день 659 км.
День 36. Чернышевск — Сковородино
Проснувшись в гостинице вместо запланированного палаточного лагеря, в бодром настроении и с полными баками солярки с антигелем команда выезжает на новую трассу «Амур» и выставляет круиз-контроль на предел, позволяющий ехать «бесплатно» без нарушений. Города Чернышевск и Сковородино — населенные пункты вокруг железнодорожных станций, а не наоборот. Это влияние наблюдается и в отдаленных от станции районах: некоторые технические здания сложены из шпал, а в некоторых огородах припрятаны вагончики времен постройки БАМа.
Ехать в пикапах Amarok по трассе одно удовольствие: тепло и не жестко. А вот нашим операторам не позавидуешь: им приходится ловить кадры, высовываясь на скорости в окно, борясь с потоком набегающего снежного вихря температурой в –27°C в попытках получить стабильную картинку.
Наш, седьмой, экипаж как ворон кружит вокруг колонны, периодически улетая вперед для установки штатива или запуска квадрокоптера. Обед в придорожном кафе после 35-дневного эксперимента с национальными кухнями показался просто пиром.
Еще в начале XX века параллельно с Транссибирской железной дорогой стали строить и автомобильную, которая называлась «Старый Московский тракт», но довели ее только до Читы: случилась Октябрьская революция 1917 года.
Полностью асфальтированная трасса «Амур», сданная в 2009 году, через семь лет приобрела весьма экстравагантный профиль полотна: из-за неверного проектирования и постоянных колебаний температуры дорога просела и пошла волнами в самых неожиданных участках. Опытные экипажи успевали сбросить скорость, завидев характерные черные следы от тормозивших шин, остальные же подлетали всеми колесами на «волнах Амура», взбивая коктейль из пассажиров и багажа в салоне.
Пройдено за день 562 км.
День 37. Сковородино — Циолковский
Ночевка в очередном пристанционном городе Сковородино — и снова в путь, на трассу «Амур». В городе интересно соседствуют ретротехнологии и футуризм: например, фонари с солнечными батареями могут освещать дорогу к избушке, отапливаемой каменным углем. Населенный пункт был основан в 1908 году как поселок Змеиный, через год был переименован в Невер-I, еще через два — в Рухлово. В 1927 году получил статус города, а в 1938-м был переименован в Сковородино в честь первого местного председателя А. Н. Сковородина, расстрелянного здесь в 1920 году японскими интервентами.
Кстати, Сковородино — узловой пункт. Здесь сходятся две магистрали: на Хабаровск и на Якутск, — а еще здесь расположена компрессорная станция скандально известной нефтяной магистрали ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан), на строительство которой ушли баснословные средства. Справедливости ради стоит заметить, что часть из них спасла город от полного запустения.
Дорога хоть и проходит по рельефным и приятным глазу местам, абсолютно однообразна и утомительна. Заключительные 600 км даже радиообмен в эфире оскудел, изредка прерываясь предложениями санитарных остановок. Кстати, Российское географическое общество и канал «Моя Планета» сняли фильм «Трасса М-58 "Амур" Чита — Хабаровск» из цикла «Восточная Россия». Фильм рассказывает об истории ее строительства и о строительстве Бурейской ГЭС. В эпизодах снялся Владимир Путин на желтой Ладе Калине.
Пройдено за день 461 км.
День 38. Циолковский — Космодром Восточный — Благовещенск
Заключительный день экспедиции мы начали в городе, который назвали Углегорском в 1960-е годы. Но уголь здесь никогда не добывали, а название населенный пункт получил, чтобы потенциальный противник не догадался, что в этом месте стоит ракетная дивизия. Строительство же ракетного полигона замаскировали под угольные разработки.
В центре города находится Музей космической техники, по совместительству работающий клубом, домом культуры и центром детского творчества. Среди старых экспонатов попадаются очень интересные: например, трехметровые ракетные двигатели или отработавший кусок ракетного обтекателя, побывавший в стратосфере.
Рядом с космодромом сегодня строится новый город — Циолковский. До 2017 года здесь появятся 24 дома, два детских сада, школа и вся необходимая городская инфраструктура, включая больницы и спортивные объекты. Общее количество жителей в Циолковском составит 12 000 человек. Все квартиры будущие жильцы получат не только с готовым ремонтом, но и с мебелью. Для сотрудников космодрома вся оплата за квартиру — только коммунальные услуги, да и то по льготному тарифу.
В 23 км от Углегорска находится новейший космодром «Восточный», недавно осуществивший первый запуск ракеты-носителя. Сборочное производство впечатляет своими масштабами и поддерживаемой стерильностью: десятки климатических установок поддерживают здесь необходимую температуру и влажность с точностью, не снившейся ни одной картинной галерее. При этом самые ответственные механизмы работают здесь только на ручном приводе. 28 апреля 2016 года здесь состоялся первый успешный запуск с выводом на орбиту трех спутников, в 2021 году планируется запуск пилотируемого корабля «Федерация» в беспилотном варианте, а в 2023 году — с экипажем.
«Восточный» — один из самых компактных космодромов в мире. Тем более что одна из задач его строительства — сократить расходы на космодром Байконур, находящийся теперь на территории Казахстана с договором аренды до 2050 года. Технические здания и командный пункт стоят здесь совсем рядом со стартовым столом — благодаря продуманной системе газоотвода, прецизионной точности стартовых кронштейнов и системе автоматического пожаротушения это безопасно. Только представьте: именно с этого места вскоре, вероятно, мы сможем совершить вояж до другой планеты!
Ради момента, когда автомобиль заезжает на стартовый стол космодрома, стоило проделать путь в 13 000 км через пески и скалы, броды и снежные заносы. Финиш!
Невероятно, но все автомобили выдержали этот нелегкий путь, пройдя по маршрутам великих путешественников: Марко Поло, Семенова-Тянь-Шанского, Пржевальского, — и при этом остались в безупречном техническом состоянии.
Последние 300 км до Благовещенска получились спокойными и немного лирическими — в мыслях о том, что завтра уже не придется вставать с рассветом и садиться в это комфортное кресло, браться за приятный отзывчивый кожаный руль и бросаться в схватку с новыми километрами.
Еще не закончилась «Транс-Азиатская экспедиция Amarok», еще не разгружены багажники и не отобраны видеоматериалы, а в головах участников уже зреют идеи новых маршрутов для наших неутомимых пикапов. Путешествие по Вселенной еще только начинается! Не прощаюсь!
Пройдено за день 291 км.