Леонид Голованов — об истории роторных автомобилей Mazda: от купе Cosmo до концепт-кара RX-Vision
— Роторный двигатель — это наши гены, наша ДНК. Как мы можем разочаровать сотни тысяч энтузиастов по всему миру?
И это говорят мне те же топ-менеджеры, из чьих уст несколько лет назад недвусмысленно звучал приговор: все кончено, Mazda никогда не вернется к производству РПД, роторно-поршневых двигателей. Почему же теперь звездой Токийского автосалона стало концепт-купе Mazda RX-Vision с роторным мотором следующего поколения Skyactiv-R?
Хирошима. Да, я знаю, что у нас принято иначе. Но японцы говорят именно «Хирошима», причем с ударением на «о». Да и название бренда Mazda они выбрали для того, чтобы гайдзинам-иностранцам было проще произносить его ближе к оригиналу. Ведь это по-английски фамилия основателя пишется как Matsuda, но по-японски он не Мацуда, а Мацда. Джуджиро Мацда.
Если про семью Тойода мы знаем все, то семейство Мацда до сих пор в тени. Про них не написано книг, и если в Тойота-сити под ранние ткацкие автоматы Тойоды отведен гигантский зал, то в Хирошиме крошечный музей прирос к цехам головного завода. За стеной орудуют сварочные роботы и стучит молотком по подвеске контролер, проверяя затяжку гаек. А здесь — тишина, пара десятков машин, три трицикла и несколько фотографий.
Двенадцатый сын хирошимского рыбака Джуджиро Мацда родился в 1875 году — он на восемь лет младше Тойоды, но столь же одержим предпринимательством. В 13 лет он уже был подмастерьем в литейке в Осаке, в 20 основал собственную, но разорился. Во время русско-японской войны придумал, как из чугуна отливать центробежные насосы для химических заводов, стойкие к воздействию кислот, — и, вернувшись в Осаку, на базе той самой мануфактуры, где был подмастерьем, в 1909 году основал собственную компанию Matsuda Pump. И, как и Сакичи Тойоду, его тоже вытеснили из бизнеса! Судя по всему, дети — компанией Mazda Pump (она существует и по сей день) продолжил управлять старший сын Эйджиро Мацда.
Но, как и Тойода, Мацда к тому времени уже сколотил состояние — и в 1912 году основал оружейную фабрику Matsuda Works. Занимался выпуском знаменитых винтовок Тип 99 системы Арисака и даже был поставщиком русского царя! Если верить историкам, Мацда специально нанял 4000 человек, чтобы выполнить заказ из России на четыре миллиона артиллерийских запальных капсюлей. Похоже на правду: ведь в начале Первой мировой царская армия действительно испытывала «патронный голод» и в массовом порядке покупала японские вооружение и амуницию, щедро расплачиваясь золотом.
Но и этот бизнес Мацда продал — оружейные мастерские в Осаке отошли сталелитейному гиганту Nihon Steel. А сам Джуджиро вернулся в родные пенаты по просьбе хирошимской фирмы Toyo Cork Kogyo, которая занималась «импортозамещением» пробок из коры местного дуба абемаки. После войны на рынок вернулась португальская пробка, бизнес стал идти туго, и хирошимцы призвали Мацду «на царство» — мол, спаси!
Мацда возглавил Toyo Cork Kogyo в 1920 году и переориентировал фирму на свой «металлургический» лад — на выпуск, например, отбойных молотков. С них-то и началась Mazda.
Это были двадцатые — заря японской автопромышленности, когда на Островах открывали собственные заводы Ford, General Motors и Chrysler, а «самостийный» японский автопром составляли DAT (будущий Nissan) и Otomo токийского металлурга Джуньи Тойокавы. Джуджиро Мацда к концу 20-х годов тоже решил примкнуть к пионерам, начав с мотоциклов, — но дальше пробной партии из 30 штук, построенной в 1930 году, дело не пошло. И тогда Мацда наладил выпуск авторикш — трехколесных развозных грузовичков наподобие тех, что с 1920 года клепал в разоренной Первой мировой войной Германии Карл Боргвард.
Для Азии это был прорыв — дешево и сердито: трицикл Mazdago с мощной рамой и литой балкой заднего моста брал в кузов почти полтонны!