На латвийском ралли Сарма дебютировали сразу два необычных полноприводных автомобиля
Во всем раллийном мире в последнее время наблюдается «полноприводный» кризис: если раньше основу пелотона в национальных чемпионатах составляли «серийные» Subaru и Mitsubishi группы N4, то сегодня приток таких машин в региональные турниры практически сошел на нет. Выпуск легендарных седанов Lancer Evolution от «трех бриллиантов» уже прекращен, а новые Импрезы стоят недешево – да и не угнаться на них за дорогущими болидами современных категорий R5 и Super 2000, которые созданы специально для ралли. Ну а цены на последние кусаются – от 300 тысяч евро, что в два раза дороже, чем новые «серийные» Subaru и Mitsubishi…
Что же делать? Строить полноприводные ралликары самостоятельно – к такому выводу пришли гонщики и автоспортивные власти во многих странах мира! Например, в Аргентине уже несколько лет успешно развивается класс Maxi Rally, где в кузова обычных малолитражек внедряются серийный атмосферный двигатель 2.4 от Хонды и полноприводная трансмиссия от Subaru. Построить такой ралликар, обладающий приличным ресурсом основных узлов и агрегатов, относительно дешево (меньше 200 тысяч долларов), но в то же время автомобиль получается быстрее и надежнее прежней техники группы N4.
Есть свои «самоделкины» и в Европе. Например, в Польше «заряжено» уже больше десятка прототипов с колесной формулой 4x4 на базе хэтчбеков Volkswagen Polo, Ford Fiesta и Peugeot 208 с агрегатами от «эволюшенов» – как раз на такой Фиесте француз Бриан Буффье едва не стал в минувшем сезоне чемпионом этой восточноевропейской страны. По тем же лекалам построен «царь-Поло», на котором в России выступает Михаил Лепехов – трехдверный немецкий хэтчбек в московской команде Академия Ралли «подружили» с турбодвигателем и трансмиссией от Evo X. На слуху и новые интересные полноприводные проекты в Швеции, Испании, Новой Зеландии и других странах мира.
Ну а теперь «доморощенная» полноприводная техника есть и в Прибалтике! На ралли Сарма, первом этапе чемпионатов Латвии и Эстонии, дебютировали сразу два уникальных автомобиля. Многократный чемпион Латвии по ралли Янис Воробьевс выкатил на старт в городке Гулбене новенький хэтчбек Mitsubishi Mirage, экипированный агрегатами от «эволюшена». Ну а известный литовский гонщик и инженер Мартинас Самсонас построил BMW 3-й серии в кузове Е46, который скрывал в себе 400-сильный шестицилиндровый баварский мотор, секвентальную КПП и «раздатку» собственной разработки – ведь компания Samsonas Motorsport как раз специализируется на выпуске гоночных трансмиссий.
И новинки с первого же раза проявили себя весьма неплохо! Совсем «сырой» Mitsubishi Mirage Воробьевса (автомобиль первый раз завели всего за несколько дней до старта) финишировал четвертым в абсолютном зачете ралли Сарма. Ну а BMW M3X Самсонаса и вовсе совершил мини-сенсацию в начале гонки, показав второе время на СУ1. И хотя впоследствии Мартинасу пришлось зачехлить ракетку из-за проблем с электрикой, первый выход в свет полноприводного «баварца» показал – перспективы у новой техники весьма неплохие. А если прибалтийским конструкторам удастся удержать стоимость строительства подобных болидов в разумных пределах, то уже вскоре они могут стать альтернативой стремительно устаревающим Лансерам и Импрезам.
Ну а кто же победил в Гулбене? Тот же пилот, что отличился и неделей ранее на «разминочном» ралли Алуксне – 15-летний Калле Рованпера! Финскому юниору не помешала даже поломка гидроусилителя руля на хэтчбеке Skoda Fabia S2000, из-за которой он потерял на СУ2 больше минуты. Ведь на всех остальных девяти допах Рованпера-младший был быстрейшим! Уже к предпоследнему спецучастку Калле вновь вышел в лидеры, а на двух финальных скоростных отрезках он довел свое преимущество над ближайшим конкурентом, латышом Раймондсом Кисиелсом (Skoda Fabia R5), до двадцати с лишним секунд.
Третьим на ралли Сарма финишировал эстонец Райнер Аус на немолодом Лансере девятой «эволюции», ставший победителем гонки в зачете своего национального первенства. А вот самым быстрым россиянам в Гулбене, увы, не повезло. Петербуржец Дмитрий Никончук, который на своем BMW M3 вел спор за призы в заднеприводном зачете EMV6, сошел на СУ4 из-за поломки двигателя. Ну а москвич Николай Грязин (Peugeot 208 R2), показавший на первом допе второй результат в «моноприводе», уже на следующем спецучастке останавливался для замены пробитого колеса, а во второй день потерял время вновь – на этот раз, из-за расслоившегося протектора…
Проблемы с колесами стали едва ли не главной головной болью для участников ралли Сарма: ледяной «подушки» на дороге почти не было, мягкий снег быстро разрывался до промерзшего гравия и на таком покрытии шипованные шины быстро приходили в негодность. «Проезжаем доп длиной всего в 17 километров – и колеса уже «убиты»! – сокрушался Грязин, который, тем не менее, выиграл шесть из десяти спецучастков в «моноприводе. – А ведь на этапе чемпионата Европы в Лиепае нам придется двести «боевых» километров проехать на двенадцати колесах. И если там тоже не будет льда на дороге, то будет очень непросто…»
Впрочем, участникам ралли Лиепая сейчас стоит беспокоиться не столько о колесах, сколько о том, чтобы первый этап чемпионата Европы вообще состоялся. На днях Латвию накрыло оттепелью – и плюсовые температуры синоптики обещают вплоть до первых выходных февраля, на которые и запланирована эта гонка…
Ралли Sarma
Гулбене (Латвия), 23-24 января
Чемпионат Латвии, 1-й этап
Чемпионат Эстонии, 1-й этап
Стартовало 49 экипажей, классифицирован 41
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | К.Рованпера/Р.Пиетилайнен | Финляндия | Skoda Fabia S2000 | 1:05.35,36 |
2 | Р.Кисиелс/А.Ронис | Латвия | Skoda Fabia R5 | +20,40 |
3 | Р.Аус/С.Коскинен | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo IX | +1.06,23 |
4 | Я.Воробьевс/А.Малниекс | Латвия | Mitsubishi Mirage 4WD | +1.48,17 |
5 | М.Свилис/И.Пукис | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo X | +2.28,83 |
6 | Э.Каур/Э.Лепиксон | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo IX | +3.13,51 |
7 | Р.Бундсен/Р.Лощеников | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +3.20,65 |
8 | А.Домжала/Ш.Господарчик | Польша | Subaru Impreza N14 | +3.39,39 |
9 | Г.Крууда/К.Ярвеойя | Эстония | Ford Fiesta R2 | +4.54,50 |
10 | А.Игавеньш/Г.Цимдиньш | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IX | +5.03,12 |
… | ||||
16 | С.Попов/А.Галькевич | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +5.49,24 |
20 | Д.Королев/А.Курносов | Россия | Subaru Impreza N12 | +6.16,91 |
23 | Д.Феофанов/Н.Кокинc | Россия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +6.43,66 |
25 | Д.Ростилов/А.Игнатов | Россия | Ford Fiesta R2 | +7.52,04 |
31 | А.Кудрявцев/А.Завершинская | Россия | Renault Clio R3 | +9.13,36 |
34 | Н.Грязин/Я.Федоров | Россия | Peugeot 208 R2 | +9.49,55 |
41 | М.Мурадьян/А.Чигир | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +23.17,72 |