Жигули интернэшнл. Где сегодня в мире гоняют на советской раллийной технике?

Жигули интернэшнл. Где сегодня в мире гоняют на советской раллийной технике?
Автоспорт | 30 декабря 2019
Фото: ewrc.cz | motorphoto.de | Андрей Клещев | Марк Алексеев | Роман Литвиненко

Сорок лет тому назад раллийные машины родом из СССР не были на зарубежных трассах экзотикой. И дело тут не только в том, что сборная Советского Союза регулярно выступала на этапах чемпионатов мира, Европы и Кубка Дружбы социалистических стран. Просто в 70-х и 80-х годах прошлого столетия советские Москвичи и Жигули поставлялись на экспорт сотнями тысяч в год — причем не только в Европу, но и на Ближний Восток, и в Латинскую Америку. Естественно, какая-то часть этих машин переделывалась под нужды спорта зарубежными раллистами: на Ладах выступали и в Африке, и в Канаде, и даже в Новой Зеландии. А где используют советскую «классику» в наши дни?

В 80-е годы раллийные Жигули были не только лево-, но и праворульными! На фото — британский экипаж на ралли Барум-1984 в Чехословакии

Про Казахстан и Украину писать не буду — понятное дело, что в ближнем зарубежье осталось еще немало вазовских машин. Два десятка Жигулей разнокалиберной подготовки можно встретить на ралли в Прибалтике. Правда, в Эстонии таких автомобилей побольше, в Латвии — поменьше, а в Литве вазовскую технику сегодня эксплуатирует лишь один экипаж.

Самые продвинутые раллийные Жигули в Эстонии — это «пятерка» Янара Тянака со 170-сильным «классическим» двигателем, многодроссельным впуском и секвентальной коробкой передач

Пара десятков Жигулей до сих пор гоняет и на финских трассах — неслучайно эта страна была одним из основных экспортных рынков для советских автопроизводителей. Скажу больше — с недавних пор у наших соседей в Суоми, как и в Латвии, учрежден отдельный зачет для раллийных Лад. Причем участвовать в нем можно не только на «массовых» Жигулях, но и на «восьмерках» и даже «десятках», которые сохранились в Финляндии в единичных экземплярах.

Как и большинство спортивных Жигулей в Европе, финские машины экипированы родными карбюраторными двигателями

Однако самая развитая страна по части эксплуатации советской «классики» — это, безусловно, Венгрия. Здесь и по сей день существует настоящий культ раллийных Жигулей, которые для большинства местных гонщиков в силу своей дешевизны стали первым гоночным снарядом и дали путевку в большой спорт. Цифры говорят сами за себя: в Венгрии даже сейчас есть гонки, которые собирают на старте до полусотни «копеек», «пятерок» и «шестерок»! Ну а счет подготовленных для ралли Жигулей идет здесь сегодня даже не на десятки, а на сотни. Прикиньте, будь автоспорт так же популярен в России, как в десятимиллионной Венгрии, сколько было бы Жигулей в отечественных гонках? Тысячи!

Любопытно, что венгры обожают именно Жигули, а не другие вазовские модели, которые тоже в больших количествах продавались в этой стране. «Восьмерка» тут гоняет всего одна, а еще на старт выходит пара Москвичей («403-й» и «412-й»), которые участвуют в историческом чемпионате Венгрии. А еще у мадьяр существует несколько классов для Жигулей — с тем чтобы отделить почти что серийные машины с каркасом безопасности от продвинутой техники с высокофорсированными моторами и секвентальными коробками передач.

Эту замену коробки передач венгры проводят по советскому рецепту — с заваливанием Жигулей на бок, а не поднятием на домкратах

Примечательно, что в Болгарии, где во времена социализма гоночный автопарк тоже по большей части состоял из советской техники, в наши дни ее практически не осталось. В местных ралли и ралли-спринтах сегодня выступает лишь пяток побитых временем «пятерок» и один-единственный ВАЗ-2108. Возможно, этот упадок связан с тем, что в 2000-х болгарские гоночные власти держали жесткий курс на допуск в соревнования только омологированной FIA техники. И как только у Жигулей и Самар закончилась международная омологация, местные раллисты просто были вынуждены пересесть на что-то другое.

Редкая раллийная птица — Москвич-403 венгра Тамаша Надя

А вот в других странах Восточной и Западной Европы жигулевская тема, наоборот, на подъеме! Отчасти дело в том, что с недавних пор заднеприводные Лады начали вписываться в исторические зачеты, где может участвовать спортивная техника, выпущенная не ранее 25—30 лет тому назад. Как оказалось, по гаражам у европейцев со стародавних времен стоит еще немало спортивных «копеек» и «пятерок», которые теперь получили вторую путевку в гоночную жизнь.

Сегодня вазовские «восьмерки» на европейских трассах встречаются куда реже, чем Жигули

Настоящий бум советской «классики» наблюдается в последние пару лет в Чехии — тут на отдельных гонках теперь можно встретить до десятка разномастных Жигулей. Год от года увеличивается число раллийных «пятерок» и в соседней Польше. А в Словакии Жигули готовят не только по историческим канонам — тут есть пара «пятерок» с навороченными двигателями и секвентальными коробками передач.

Жива жигулевская тема не только в славянских, но и в немецкоговорящих странах. В восточной части Германии гоняет около десятка раллийных «пятерок», а еще несколько таких же машин активно участвует в австрийских соревнованиях. Благодаря недавнему допуску вазовской «классики» в исторические зачеты теперь ее вновь можно встретить и на гонках в Бельгии. А в конце этого года наши Жигули добрались даже до Португалии: местный энтузиаст Давид Силва купил раллийную «пятерку» в Литве!

Увы, за пределами Старого Света спортивные Жигули сегодня уже не встретишь. Однако это вовсе не означает, что вне Европы совсем не осталось спортивных машин родом из СССР. Например, пара раллийных хэтчбеков Лада Самара до сих пор выступает в Кубке Турции. А самая дальняя точка на нынешней карте распространения советской гоночной техники — это Огненная Земля! На суровом острове у южной оконечности Южной Америки, который делят между собой Аргентина и Чили, каким-то чудом сохранилось около десятка раллийных «восьмерок», которые и по сей день стартуют в региональном первенстве Tierra del Fuego.

Помимо раллийных соревнований, в Германии Жигули участвуют и в кольцевой серии ADAC Historic Cup. Но это — совсем другая история…

Рекомендованные статьи