Илья Хлебушкин поездил по Трансильвании на обновленном кроссовере Renault Duster
Вот уже третий год в моей семье живет полноприводный Renault Duster с мотором 1.6 — тот самый, что когда-то преодолел марафон ускоренных ресурсных испытаний Авторевю. И теперь пора подыскивать ему замену. Поэтому в Румынию на знакомство с обновленным Дастером я полетел еще и с личным интересом.
В Трансильвании обновленные Дастеры со значком Дачии давно не в новинку: рестайлинговые машины выпускаются в Румынии с 2013 года. Кстати, наружная кузовная штамповка прежняя. Фасеточные, словно глаза мухи, фары с секциями ходовых огней и задние фонари с имитирующими диоды зигзагами габаритных огней, возможно, удастся установить и на нынешний Duster.
Сугубо практический смысл, правда, есть только в новой облицовке переднего бампера с более мелкоячеистой и прочной решеткой: прежняя страдала от камней сама и не спасала радиатор.
Жаль, не изменили форму пластиковой облицовки порогов: эти «балконы» по-прежнему собирают килограммы грязи, и у ваших брюк нет ни единого шанса остаться чистыми. А еще зря не зачернили пленкой стойки дверей, как сделано у братца Nissan Terrano.
Но главные изменения — в начинке. Причем вносились они с учетом мнений владельцев и журналистов, а в доводке успел поучаствовать наш бывший коллега Никита Гудков, нынче работающий инженером-испытателем в Renault.
Пытаюсь я, к примеру, привычным движением подцепить лючок бензобака — а он заперт! Мелочь? Но прежде приходилось возиться с отпиранием пробки и носить ее по заправке этаким пахучим брелоком. А теперь лючок по-человечески разблокируется рычажком из салона. С пятой двери исчезли аляповатые цветные наклейки, а в багажнике вместо примитивной шторки — полноценная двухсекционная жесткая полка с углублениями для мелочевки.
А помните мягкие и бесформенные передние кресла с чудаковатой регулировкой по высоте? Чтобы приподняться, приходилось держать рычажок и комично подпрыгивать! Новые сиденья производства той же компании Faurecia с более плотной набивкой, удлиненными спинкой и подушкой куда приятней: есть внятная боковая и поясничная поддержка, а высота меняется привычным рычажком «домкрата». Жаль, регулировки руля по вылету так и не появилось.
Трехструйные форсунки омывателя заметно эффективней прежних, но главное — благодаря доработанной кинематике и разновеликим дворникам стала меньше непрочищенная «косынка» справа и исчез зигзаг на стыке секторов, генератор знаменитой логановской «сопли». Вдобавок ветровое стекло теперь — с едва заметными нитями обогрева (спасибо всеволожскому Форду, для которого Борский завод AGC когда-то освоил производство такого остекления). А вот щель между стеклом и кромкой крыши так и не закрыли уплотнителем — зимой там по-прежнему будет скрипеть скопившийся лед.
Увы, забыли и про штатную герметизацию капота. Готов поделиться опытом с инженерами Renault: устав оттирать двигатель и подкапотную электрику от залежей грязи, я давно приладил к кромке проема моторного отсека копеечный дверной уплотнитель от Газели. Встал как родной.
Зато францу... Нет, не так: здесь, в местечке Титу под Бухарестом, во «вспомогательном» техцентре RTR (Renault Technologie Roumanie) трудятся инженеры из Франции, Румынии, Германии, России, Турции, Испании, Ирана и так далее. Интернационализм неспроста: ведь все автомобили на «логановской» платформе В0, в том числе и «наши» Дастеры, проходят в RTR «региональную» адаптацию для рынков своих стран. Поэтому у российских Дастеров более мощные аккумулятор, стартер и генератор, увеличенный бачок для омывайки, усиленная антикоррозионная обработка и своя программа управления двигателем.
В списке опций — камера заднего вида (не особо удобная из-за низко расположенного экрана и отсутствия динамических подсказок), круиз-контроль с управлением на руле и обновленная навигационная система, умеющая показывать пробки при помощи каналов RDS.
В горку комфортно трогаешься благодаря «противооткату» (эта система есть у всех версий), а от радаров и камер, коими изобилуют румынские дороги, меня страховал программируемый ограничитель скорости: дойдя до установленного предела, Duster «упирается» и продолжает разгон, только если продавить «ступеньку» педали газа.
А вишенка на торте — система дистанционного запуска двигателя Renault Start у бензиновых версий. Она активируется кнопкой на новом симпатичном ключе-брелоке (жаль, не со складным жалом), а при наличии медиасистемы можно запрограммировать время запуска и периодического включения мотора. И садиться зимой в прогретый салон, а летом — в охлажденный. Это и правда простак-Duster?
Хотел было я спросить инженеров, доработали ли неудачную систему вентиляции картера 102-сильного двигателя 1.6 серии K4M. А такого мотора в гамме больше нет! Вместо него — выпускаемый в Тольятти 114-сильный ниссановский двигатель Н4МК того же объема, который породнит Duster не только с десятком Ниссанов (включая модели Tiida, Qashqai, Sentra и Juke), но и с Ладой Вестой. В Румынию «базовых» машин с этим мотором не привезли: их производство еще только отлаживают, но Никита Гудков утверждает, что новый Duster 1.6 и с передним приводом и пятиступенчатой «механикой», и полноприводный с шестиступкой стал гораздо резвей.
Прибавили в мощности и остальные моторы. Самый популярный двухлитровый из семейства F4R (с ним продана почти половина всех Дастеров), который делают во французском Клеоне, обзавелся фазовращателями на впуске и развивает 143 л.с. вместо 135 л.с., легче крутится и прибавил в эластичности — с коротко нарезанными шестью передачами «механики» динамики с ним хватает и в городе, и на трассе. Жаль, привод рычага по-прежнему не самый четкий, а сцепление «по-реношному» схватывает в самом верху.
И вдвойне жаль, что никак не уйдет на покой пресловутый четырехступенчатый «автомат», который теперь носит индекс DP8. Неудивительно, что двухпедальные Дастеры выбирают лишь 14% покупателей: уверенно обгонять на трассе получается только в ручном режиме, выкручивая мотор до предела.
Но «автоматический» двухлитровый Duster глянулся мне… на румынском бездорожье! В ручном режиме коробка держит первую передачу вплоть до 50 км/ч, а в режиме 4WD Lock система стабилизации при помощи АБС Bosch 9.0 эффективно справляется с диагональным вывешиванием: электроника берет бóльшую паузу, прежде чем распустить заблокированные колеса. А от фатального для коробки перегрева действительно спасает отдельный радиатор охлаждения — проверено.
Но себе бы я взял Duster с производящимся в Испании 110-сильным дизелем К9К — этот мотор разработан совместно с концерном Daimler. Прежний 90-сильный дизельный Duster не впечатлял динамикой даже на фоне бензинового 1600-кубового, а новый временами кажется не менее резвым, чем двухлитровый! Если не загонять стрелку тахометра выше 4000 об/мин, можно ехать почти как на «автомате» и в основном пользоваться на ходу лишь пятой и шестой передачами.
И на серпантинах дизельный Duster с более жесткой подвеской лучше. Настройки ходовой, к слову, ни у одной из версий не изменились — и это правильно. А с логановским рулем чуть притупился и главный врожденный минус — удары по ладоням от дорожных неровностей.
Вдобавок Duster стал заметно тише: изменены дверные уплотнители, доработана шумоизоляция салона и моторного щита. Так что первую скрипку в шумовом оркестре помимо свиста воздуха у стоек и лопухов зеркал после 100 км/ч стал играть не силовой агрегат, а не особо заметные прежде шины Amtel Cruise.
А главный сюрприз — в том, что обновленный Renault Duster не подорожал ни на копейку. Двухлитровая версия с «автоматом» и передним приводом отправлена в отставку: такую выбирали всего 4% покупателей. Базовый переднеприводный Authentique 1.6 с «механикой» стоит от 584 тысяч рублей, полноприводная версия оценивается минимум в 669 тысяч. Двухлитровый кроссовер стоит от 768 тысяч рублей, а с «автоматом» — от 806 тысяч. Наконец, за дизельный Duster нужно отдать от 793 тысяч рублей до 905 тысяч за самую дорогую версию Luxe Privilege.
Помогут ли Дастеру новые таланты и старые ценники? Ведь по итогам пяти месяцев этого года его продажи упали более чем в два раза, а превосходство над Шевроле Нивой перестало быть подавляющим (если в прошлом году было продано 76138 Renault против 43441 Chevrolet, то за пять месяцев нынешнего — 16860 против 11647 машин).
Одного потенциального покупателя я, пожалуй, знаю. Вот только попробую, так ли хорош новый мотор 1.6, как нахваливает его Гудков.
Паспортные данные | |||
Автомобиль | Renault Duster | ||
Тип кузова | пятидверный универсал | пятидверный универсал | |
Число мест | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4315 | 4315 |
ширина | 1822 | 1822 | |
высота | 1695 | 1695 | |
колесная база | 2673 | 2673 | |
колея спереди/сзади | 1560/1567 | 1560/1567 | |
Объем багажника, л | 408/1570* | 408/1570* | |
Дорожный просвет, мм | 210 | 210 | |
Снаряженная масса, кг | 1370 —1395 (1394 —1420)** | 1390 —1415 | |
Полная масса, кг | 1870 (1894) | 1890 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | дизельный, с турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Число клапанов | 16 | 8 | |
Рабочий объем, см3 | 1998 | 1461 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 82,7/893,0 | 76,0/80,5 | |
Степень сжатия | 11,1:1 | 15,2:1 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 143/105/5750 | 109/80/4000 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 195/4000 | 240/1750 | |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 4-ступенчатая) |
механическая, 6-ступенчатая | |
Привод | полный | полный | |
Усилитель рулевого управления | гидравлический | электро-гидравлический | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | барабанные | барабанные | |
Базовые шины | 215/65 R16 | 215/65 R16 | |
Максимальная скорость, км/ч | 180 (174) | 167 | |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 10,3 (11,5) | 13,2 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 10,1 (11,3) | 5,9 |
загородный цикл | 6,5 (7,2) | 5,0 | |
смешанный цикл | 7,8 (8,7) | 5,3 | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 177 (206) | 140 |
Экологический класс | Евро-5 | Евро-5 | |
Емкость топливного бака, л | 50 | 50 | |
Топливо | бензин АИ 95 | дизельное | |
* При установленных/сложенных задних сиденьях ** В скобках - данные для версии с автоматической коробкой передач |
Текноложи Румани
Техцентр RTR, Renault Technologie Roumanie, компания Renault построила в местечке Титу под Бухарестом в 2010 году — в дополнение к своим основным исследовательским центрам во французских городках Обевуа и Ларди. Работают здесь 450 человек. Вдобавок к различным стендам, безэховой и климатической камерам в распоряжении инженеров есть любопытная лаборатория HIL (Hardware-in-the-Loop), где тестируется и корректируется «софт» электронных блоков управления двигателем и коробкой передач.
По сути, это несколько виртуальных симуляторов автомобилей (математические модели имитируют двигатель, коробку передач и весь остальной автомобиль) плюс реальные компоненты: например, форсунки, свечи зажигания, блок дроссельной заслонки. Зачем это нужно? Во-первых, виртуальные испытания быстрее и дешевле натурных. А во-вторых, проще и безопасней воспроизводить экстремальные условия вождения.
Но заканчивается доводка все-таки дорожными тестами: сразу за лабораторными корпусами обустроены треки общей протяженностью 32 километра, состоящие из десяти типов дорог (в том числе скоростной, гравийной, пылевого тоннеля, брусчатки и ванны с бродом). Мне все это напомнило качественно сделанную, но уменьшенную и облегченную версию Дмитровского автополигона: максимальная крутизна подъемов — щадящие 30%, а на кольце скоростной дороги длиной около четырех километров можно разгоняться максимум до 150 км/ч.