480 минут: догнать Volvo 480 на обновленной Volvo V40 Cross Country
Экскурсия по музею Volvo почти не останавливается возле этой машины. «Опередила свое время», — скупо сообщает гид и переходит к другим экспонатам. Volvo 480 стоит здесь с потухшими глазами. Первая с передним приводом и маршрутным компьютером, единственная — с подъемными фарами и дизайном «как у Ferrari», самая необычная Volvo — и самая неудачная. В этом году ей тридцать, и, отправляясь в Гётеборг на презентацию будущих машин сороковой серии, я не мог не назначить ей свидание. А назначив, не мог не отправиться к ней вместе с обновленным хэтчбеком V40 Cross Country. Вчера, сегодня и завтра «компактов» Volvo. У меня будет меньше одного дня — где-то восемь часов. Или 480 минут.
8:00
— Хорошо, что ты приехал, мне как раз нужен третий водитель: поведешь красную Turbo. Ты точно один? Жаль, а то могли бы прихватить еще и Volvo 440 или «шестьдесят шестую»...
Раннее утро, гараж в южном пригороде Гётеборга. Долговязый Хокан Йедда, чем-то неуловимо похожий на Вальтера Рёрля, протягивает мне ключ от алого хэтчбека, выпущенного в 1993 году. Колонной из семи автомобилей мы должны двинуться на главный шведский смотр автостарины — фестиваль Tjolöholm Classic. Эти семь машин — вся делегация клуба поклонников Volvo 480. И три из семи принадлежат Хокану.
Он президент клуба и обладатель едва ли не самого крупного частного собрания «четыреста восьмидесятых». Во всей Швеции вряд ли найдется полторы сотни таких же живых и здоровых машин, причем даже «исторический» пресс-парк Volvo ими похвастать не может. Собственно, поэтому я и оказался в гараже Хокана.
8:30
В тесном боксе пара «четыреста восьмидесятых» жмется к двум хэтчбекам Volvo 66. Рядом под брезентом настоящие раритеты: купе P1800 и «шутинг-брейк» P1800 ES. В коллекции Йедды восемнадцать различных Volvo, но, кажется, настоящую страсть он испытывает только к тем малолитражкам, которые выпускались в голландском подразделении Volvо Cars BV.
Модель 66 — дедушка «четыреста восьмидесятой», первый автомобиль, получивший эмблему Volvo после того, как в 1975 году шведы приобрели контроль над легковым заводом компании DAF в Борне. Седаны и лифтбеки серии 300 унаследовали от него шумный дафовский клиноременный вариатор на задней оси и моторы Renault 1.4 и 1.7 (такой Volvo 343, разумеется, тоже есть у Хокана), но в конце 70-х Volvo решила создать полностью новую платформу для компактных машин: с передним приводом, низким расходом топлива и доступом на рынок США. История не стесняется повторений, поэтому сегодня Volvo для тех же целей разработала шасси СМА совместно с китайцами, а тридцать лет назад у шведов были проект Galaxy и новая Volvo 480 c заводским кодом G13, впервые показанная на Женевском автосалоне весной 1986 года.
Мы выдвигаемся.
9:00
Расплющенным ключом нужно попасть в центр треугольника на рамке дверного стекла. Замок оказался здесь, потому что не поместился в тоненькую дверную панель. Volvo 480 столь ажурна, что до сих пор смотрится как первый набросок: весь силуэт — четыре линии, стойки крыши — не толще карандашного росчерка. Правда, шведы уже тогда были одержимы пассивной безопасностью, поэтому все-таки умудрились подпортить этот образ бамперами, по-американски откляченными для медленных краш-тестов.
Крыша где-то на уровне локтя.