GM в России: первопроходческая история и уход по-английски
Концерн General Motors стал первой компанией, принявшей решение уйти с российского рынка: сообщение об этом появилось еще в апреле, почти за месяц до того, как компания Renault передала свои российские активы в государственную собственность. Уход получился, мягко говоря, некрасивым, но об этом позже. Для начала вспомним, что этот случай оказался не первым, когда GM брал на себя роль первопроходца в России.
Сам концерн образован в 1908 году, поначалу в него входили компании Buick и Oldsmobile. Но еще за четыре года до этого знаменательного события автомобили Oldsmobile начали продавать в царской России! В Петербурге этим занялся торговый дом «Победа», а в Москве — аналогичное предприятие «Георгий Жемличка». Дело шло успешно: в 1905 году из сотни зарегистрированных в Москве автомобилей 40 были Олдсмобилями. А предприниматель Меллер даже начал выпуск копий этих американских машин под названием Дуксмобиль.
В СССР концерн General Motors официально не работал, но все же оставил крупный след: советский Москвич-400 стал трофейной копией модели Opel Kadett. Напомним, немецкий Opel вошел в состав концерна GM еще в 1929 году. Мы публиковали подробное расследование о том, как создавался первый Москвич.
В двадцатом веке концерн General Motors стал международным игроком, создав филиалы и производства во многих уголках мира, включая даже Австралию. Поэтому неудивительно, что после распада СССР он первым из мировых автопроизводителей начал производственную активность в России. Еще в начале 1996 года было учреждено совместное предприятие ЕлАЗ-GM, в котором американской стороне принадлежало 25% акций. А весной 1997-го в Елабуге началась сборка внедорожников Chevrolet Blazer из бразильских машинокомплектов. Но проект быстро забуксовал, производство так и не стало массовым, и в 2001 году СП распалось.
Зато как раз тогда родилось другое совместное предприятие — GM-АвтоВАЗ. Это было первое подобное сотрудничество зарубежной компании с крупным российским автозаводом. С американской помощью АвтоВАЗ в 2002 году запустил производство новой Нивы, которая стала называться Chevrolet Niva. Правда, помимо этой полностью отечественной модели, на конвейере СП GM-АвтоВАЗ успел побывать только седан Chevrolet Viva (переименованный Opel Astra): его выпускали в 2004—2008 годах.