GM в России: первопроходческая история и уход по-английски

Фото: архив Авторевю | Игорь Владимирский

Концерн General Motors стал первой компанией, принявшей решение уйти с российского рынка: сообщение об этом появилось еще в апреле, почти за месяц до того, как компания Renault передала свои российские активы в государственную собственность. Уход получился, мягко говоря, некрасивым, но об этом позже. Для начала вспомним, что этот случай оказался не первым, когда GM брал на себя роль первопроходца в России.

Сам концерн образован в 1908 году, поначалу в него входили компании Buick и Oldsmobile. Но еще за четыре года до этого знаменательного события автомобили Oldsmobile начали продавать в царской России! В Петербурге этим занялся торговый дом «Победа», а в Москве — аналогичное предприятие «Георгий Жемличка». Дело шло успешно: в 1905 году из сотни зарегистрированных в Москве автомобилей 40 были Олдсмобилями. А предприниматель Меллер даже начал выпуск копий этих американских машин под названием Дуксмобиль.

В СССР концерн General Motors официально не работал, но все же оставил крупный след: советский Москвич-400 стал трофейной копией модели Opel Kadett. Напомним, немецкий Opel вошел в состав концерна GM еще в 1929 году. Мы публиковали подробное расследование о том, как создавался первый Москвич.

В двадцатом веке концерн General Motors стал международным игроком, создав филиалы и производства во многих уголках мира, включая даже Австралию. Поэтому неудивительно, что после распада СССР он первым из мировых автопроизводителей начал производственную активность в России. Еще в начале 1996 года было учреждено совместное предприятие ЕлАЗ-GM, в котором американской стороне принадлежало 25% акций. А весной 1997-го в Елабуге началась сборка внедорожников Chevrolet Blazer из бразильских машинокомплектов. Но проект быстро забуксовал, производство так и не стало массовым, и в 2001 году СП распалось.

Зато как раз тогда родилось другое совместное предприятие — GM-АвтоВАЗ. Это было первое подобное сотрудничество зарубежной компании с крупным российским автозаводом. С американской помощью АвтоВАЗ в 2002 году запустил производство новой Нивы, которая стала называться Chevrolet Niva. Правда, помимо этой полностью отечественной модели, на конвейере СП GM-АвтоВАЗ успел побывать только седан Chevrolet Viva (переименованный Opel Astra): его выпускали в 2004—2008 годах.

В 2004-м крупноузловую сборку американских моделей GM запустил калининградский Автотор, а спустя год концерн начал массированное наступление на наш рынок, предложив российским покупателям недорогие корейские автомобили под маркой Chevrolet (урожденные Daewoo). Модели Lanos, Aveo и Lacetti быстро пробились к верхушкам хит-парадов, а самым успешным стал предкризисный 2008 год: тогда в России было продано 335 тысяч автомобилей концерна GM (включая Шеви Ниву), а марка Chevrolet лидировала среди иномарок, причем с большим отрывом от конкурентов. Хотя в глобальном масштабе на Россию приходилось лишь 4% объема продаж корпорации. Наконец, в ноябре 2008-го был запущен собственный завод GM в Санкт-Петербурге: там по полному циклу (со сваркой и окраской кузовов) выпускали автомобили Chevrolet Cruze и Captiva, Opel Astra и Antara.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи