Сто лет форы в автопроме: китайский бум на фоне мировой депрессии

Фото: архив Авторевю | компании-производители

В начале XX века в тогда еще совсем молодом автомобилестроении произошел настоящий взрыв. Появлялись новые компании, уже существовавшие производители запускали дочерние бренды и скупали фирмочки поменьше, инженеры и конструкторы экспериментировали с технологиями, а маркетологи придумывали новые ниши. Сейчас очень похожая ситуация происходит в Китае. Вот только за прошедшие сто лет изменились вводные. Для всех.

В силу своей профессии я слежу за автомобильными новостями, обычно просматривая ежедневные рассылки трех агрегаторов: российского, европейского и американского. И недавно поймала себя на мысли: «Что-то не так». Количество заметок о появлении новых китайских моделей ощутимо больше, чем количество премьер на всем условном Западе. Решила проверить свои ощущения и, если они подтвердятся, попробовать объяснить, почему так происходит.

Для исследования я собрала данные о появлении новых моделей с 2000 года, то есть за последние двадцать пять лет. В зачет идут только действительно новые автомобили и новые поколения уже выпус­каемых моделей: как и в рейтинг-тесте Авторевю, всевозможные рестайлинги и фейслифтинги не учитываются. Только all-new! Кстати, великий и могучий искусственный интеллект не справился с такой задачей выборки: нейронка то пропускала важные модели, то путала год, а проверка каждого пункта в огромном списке занимает столько же времени, сколько сбор данных вручную.

В подборку вошли только относительно массовые бренды, включая более-менее распространенный «тяжелый люкс» вроде автомобилей Rolls-Royce и Bentley. Совсем уж экзотические марки наподобие Pagani или McLaren рассматривать, конечно, интересно, но для этого исследования все же бессмысленно: у них другие задачи и ритм обновления гаммы. В итоге получился список из 46 брендов, которые можно условно назвать мировыми ­(Европа, США, Япония, Южная Корея).

Составить аналогичный список китайских марок оказалось гораздо сложнее! О некоторых из них я узнала лишь сейчас, некоторые марки существуют только на экспортных рынках, какие-то появились буквально в последние пару лет, а отдельные марки уже успели исчезнуть. В итоге — почти 100 брендов!

В целом мои ощущения подтвердились. Действительно, за последние несколько лет автопроизводители «старой формации» заметно сократили количество новинок для своих рынков, продолжая выпускать и обновлять уже существующие модели. За вторую пятилетку XXI века я насчитала 351 новинку, и этот рекорд превзойден в четвертой пятилетке (355 премьер). А вот в период с 2020 по 2024 год — только 310 новых машин. И, что характерно, ни одного нового бренда. Последней в 2018-м стала марка Cupra, которая частично заместила Seat.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи