100 км/ч и один далматинец: Владимир Мельников о синхронных ледовых гонках в Тольятти
Я не люблю, когда зимой то осень, то весна — как в Москве последние года три. Бесконечная оттепель вынудила закрыть все ледовые трассы в окрестностях столицы и отменить большинство любительских спринтов, в которых я планировал участвовать на редакционной Калине. Спасением от автогоночной хандры стал открытый чемпионат Тольятти по синхронным гонкам, принять участие в котором мне предложил Владислав Незванкин, директор по развитию компании Лада Спорт.
Причем тоже на Калине — правда гоночной, практически полностью подготовленной по требованиям международной группы R1. Об этом хэтчбеке я подробно рассказывал год назад (АР №3, 2015): мотор 1.6 форсирован примерно до 150 л.с, коробка передач обычная, синхронизированная, передняя подвеска от гражданской Калины Спорт собрана на подрамнике от версии NFR. Незванкин рассчитывает, что в этом сезоне такие Калины допустят в класс Национальный Российской серии кольцевых гонок. А продавать их Лада Спорт планирует по 950 тысяч рублей.
Прибыв на первый этап, я толком не успел потренироваться — лишь минут десять покатался по трассе, расчищенной на вазовском автодроме КВЦ. Планировал прогрессировать в зачетных заездах, но не вышло. Честно говоря, я так и не понял, что было с моей машиной, но без серьезных промахов в езде я уступал лидерам по три-четыре секунды с круга! Было грустно — выиграть удалось лишь два заезда из шести. В Москву я возвращался не в лучшем настроении, но с желанием обязательно приехать на второй этап. Причем загодя, на тренировки.
Так и получилось. Ориентиром в тот день выступал Михаил Митяев, заводской пилот команды Лада Спорт. Поначалу отставание было приличным, те же секунды три. Но ключевую роль на этот раз играли совсем новые шины Black Rocket с вылетом шипов в 1,5 мм. Как и гоночные летние слики, их нужно прикатать, чтобы шипы заняли рабочее место. Для ускорения процесса давление в шине поднимают до 3,5 или даже четырех бар. При этом моя задача активно разгоняться на прямых, но не спешить в поворотах.
Проехал несколько кругов на время — до Митяева чуть менее двух секунд. Пора играть настройками. Я, признаться, был скептически настроен относительно всей этой инженерии в ледовых гонках. На скользком покрытии все зависит от водителя — работы рулем и педалями, точности моментов входа в поворот. Но автомобиль можно настроить в режим максимального благоприятствования, чтобы он не мешал ехать. Сперва я попробовал расширить переднюю колею — это меняет угловую жесткость подвески и внутреннее разгруженное колесо лучше реализует крутящий момент в пятне контакта. Пара 12-миллиметровых проставок под колеса сразу ускорила меня на 0,8 секунды! Калина стала меньше упрямиться на входе в поворот — и там, где я прежде притормаживал левой ногой, чтобы заправить хэтчбек на дугу, оказалось достаточно лишь коротко сбросить газ.
Но затем механики добавили к проставкам 8-миллиметровые пластины, и Калина начала слушаться руля чуть ли не под полным газом! Ощущение, словно хэтчбек сделали полноприводным — и в ответ на добавление тяги он ввинчивается в поворот. Только сейчас спортивная дисковая блокировка заиграла всеми нюансами, кажется, даже разгон на прямой стал мощнее. До Митяева всего 0,3 секунды, и при этом я получаю настоящее удовольствие от управления, стабильно попадаю в точки торможения, выбираю правильные моменты входа в повороты. В синхронных гонках это чуть ли не главное — выключить из поля зрения маячащую рядом машину соперника и спокойно ехать по траектории. Ведь конфигурация прочищена так, что какой-то поворот получается быстрее на внешней дорожке, а другой — на внутренней. Не нужно пытаться оттянуть торможение до последнего, пытаясь любой ценой не отпустить соперника.
А я умудрился вылететь и вовсе без психологического прессинга — во второй квалификации. Перед ней я попросил механиков немного опустить заднюю часть Калины. При этом меняется развесовка, сильнее нагружается корма, что добавляет верткости в медленных виражах. Я еще ни разу не пролетал хитрую связку в дальней части трассы так быстро — и к этому медленному правому тоже таким ходом не подъезжал, а ведь точка торможения уже позади…
Удар в бруствер пришелся в водительскую дверь, автомобиль отскочил от промороженного вала, развернулся поперек и ударился передком. Жесткий снег расколол бампер, а его усилитель порвал радиатор. Красный антифриз на белом снегу напоминал кровь раненного животного.
Спасибо механикам — к началу зачетных заездов автомобиль был восстановлен. Правда, от удара чуть ушло схождение передних колес, и моя кропотливая настройка оказалась испорчена. Но на времени круга это почти не отразилось. Я не только уверенно выиграл три первых заезда, но и виртуально каждый раз опережал Митяева.
Решающим для меня оказался старт против Незванкина. Полторы тысячи оборотов, аккуратно отпускаю сцепление, чтобы передние колеса обязательно сделали несколько оборотов без пробуксовки — и мы синхронно берем с места. На первой передаче с педалью газа нужно работать нежно — к предельным 7800 об/мин я добираюсь, едва открыв дроссель наполовину. Первый круг проходим бок о бок, вываливаемся на стартовую прямую. Все внимание на разгон. Уже третья, скорость под сотню — периферийным зрением отмечаю, что обочина на моей дорожке шевелится. Присматриваюсь — черт возьми, это не обочина, а молодой и несмышленый далматинец сбежал от хозяев и оказался прямо передо мной! Затормозить уже не успею, гашу скорость, пока есть место и выкручиваю руль влево, в бруствер. От фонтана из снега и льда щенок перепугался и драпанул к хозяину. К счастью, целый и невредимый.
Заезд остановили красными флагами, но пока я возвращался к точке старта, выяснилось, что у Калины пропали тормоза. Похоже, при ударе повредились тормозные магистрали. Но механики ничего криминального не нашли, и я вышел на старт фактически без тормозов — они схватывали лишь после нескольких качков педалью. К концу первого круга не осталось и этого — перед правой шпилькой после длинной ходовой дуги тормозить пришлось контактно, задним левым углом.
Механики предлагают поменять главный тормозной цилиндр, но из-за этого придется пропустить один из двух оставшихся заездов. Зато, мол, поедешь с нормальными тормозами в финальной схватке с Митяевым. Я решил иначе — выехать без тормозов против самого слабого соперника и попытаться поменять деталь потом. Ведь, чтобы подняться на подиум, мне нужна всего одна победа. И я ее добыл, обходясь лишь торможением двигателем!
К гонке против Митяева цилиндр был заменен, но особого эффекта это не дало — педаль тормоза по-прежнему проваливалась почти до пола, но хотя бы появилось более-менее нормальное замедление. И знаете, что? Загодя сбрасывая ход и стараясь как можно раньше уходить на газ, я показал свое лучшее время! К последнему повороту я был впереди на корпус, но не погасил скорость и немного задел бруствер, потеряв в динамике на выходе. На финише нас разделили считанные метры. Митяев по итогам этапа стал вторым, а победителем гонки оказался Незванкин.
Ну а триумфатором общего зачета тольяттинского мини-чемпионата стал Егор Санин, выигравший первый и последний этапы. 17-летний ульяновский спортсмен использовал эти заезды в качестве тренировки перед Кубком России по ледовым гонкам, который он впоследствии и выиграл.
А для меня главное, что в ходе гонок ни одного далматинца не пострадало.