Реактивные пахари: что такое трактор-пуллинг
Говорят, что популярнейшие американские гонки NASCAR выросли из покатушек бутлегеров. У фермеров свои развлечения, и из них тоже кое-что народилось — например, трактор-пуллинг, или соревнования по буксировке груза.
Вообще-то, его корни можно обнаружить аж в 19 веке, когда земледельцы мерились между собой лошадьми. Вместо плуга прицепляли тяжелый груз или большую доску, на нее в качестве груза становились люди — и смотрели, чья лошадь сможет пройти дальше. А потом фермерам стали доступны трактора…
Первые состязания на тракторах провели еще до войны — в 1929 году, в городке Боулинг-Грин в штате Огайо. Должно быть, это было не самое захватывающее зрелище: мощность тогдашней сельхозтехники составляла где-то от 15 до 35 лошадиных сил. Как именно это выглядело, можно судить по проводящимся и по сей день заездам винтажных тракторов: их скорость не превышает 5 км/ч. Но ведь азартным людям скорость не обязательна? Была бы такая форма состязаний знакома героям фильма «Дело было в Пенькове» — глядишь, не порвали бы кинотрактористы тяговое устройство!
Как бы то ни было, но в США популярность к трактор-пуллингу пришла много позже, уже в шестидесятые. С тех пор как правила устоялись, соревнования проводят на грунтовой дорожке длиной 320 футов (без малого сто метров). В следующий раунд соревнований проходят только трактористы, преодолевшие всю дистанцию, — это называется Full Pull. После этого счастливчикам добавляют груза — и повторяют до тех пор, пока не останется только один трактор, осиливший все сто метров. А если дистанцию не одолел никто, измеряется пройденное расстояние: кто уедет дальше, у того выше итоговая позиция.
Прицеп американцы называют без затей — «санки». Раньше грузом работали и другие тракторы, и грузовики, и даже люди. Но с 1980 года «санки» стали довольно сложным устройством: неспроста немцы величают его «тормозной машиной». Сзади у него обычные колеса, спереди — упирающаяся в землю горизонтальная плита, а сверху закреплен груз. При помощи специального механизма этот груз связан с колесами — и по мере продвижения по дистанции он сдвигается вперед. Тем самым сильнее нагружается скользящая по земле плита, растет сопротивление. Причем в зависимости от класса трактора скорость движения груза и точку его первоначальной установки можно менять. Наконец, есть механизм подъема колес: при его срабатывании они отрываются от земли, и вес полностью переносится на упорную плиту, еще больше затрудняя движение. А в 90-е годы на «санки» стали ставить свой собственный двигатель и кабину оператора: после окончания заезда прицеп отсоединяют от трактора, и он сам возвращается на стартовую линию.
Так выглядят современные «санки»: плоская плита внизу спереди, кабина оператора сзади. Прямо перед кабиной видно бокс с грузом
К концу шестидесятых соревнования в США стали достаточно известны, чтобы была учреждена целая Национальная ассоциация трактор-пуллеров. Сейчас американская NTPA лишь один из многих промоутеров, хоть и крупнейший.