Кто и как возвращает спорткарам механическую коробку передач

Об этом уже можно говорить как о свершившемся факте: «автомат» победил! И в данном случае неважно, идет ли речь о гидромеханической коробке передач, «роботе» или вариаторе. Главное, что доля двухпедальных машин в мире растет год от года. А на мощных спортивных машинах механические коробки и вовсе днем с огнем не сыщешь. И все же для многих петролхедов переключение передач — это важная часть самого процесса вождения. Поэтому в мире образовалась целая индустрия, позволяющая вернуть спорткарам старую добрую «механику». О ней и расскажем.
Мы еще помним времена, когда «автоматы» по всем статьям уступали механическим коробкам передач: гидротрансформатор нарушал связь по педали газа, передач было мало, а примитивный «гидромозг» переключал их медленно и невпопад. В результате двухпедальные машины всегда были медленнее аналогов с «механикой».
У появившихся в девяностых «роботов» тоже имелась масса недостатков — в основном в режимах, требующих плавной работы сцепления. Да и скорость переключения была невыдающаяся. Например, даже на Ferrari 355 F1 передачи менялись примерно за 150—200 миллисекунд.
Как показал опыт BMW, «робот» с одним сцеплением можно сделать очень быстрым, но для этого коробку передач придется с самого начала проектировать именно под роботизацию. Мощная гидравлическая система переключения в коробке SMG III на BMW M5 (E60) была способна в самом экстремальном режиме работы менять передачи за 65 мс. Но в спокойном режиме и эта трансмиссия работала не очень гармонично.
Сегодняшние преселективные «роботы» с двумя сцеплениями и гидромеханические «автоматы» близки к идеалу. Лучшие из них дают отменный баланс между комфортом и скоростью переключения. Банальный фольксвагеновский «робот» DSG способен переключать передачи за 100 мс, а коробка PDK на Porsche 911 — за 50—75 мс. В концерне General Motors обещают, что разработанный совместно с Фордом десятиступенчатый «автомат» в самом экстремальном режиме меняет передачи даже быстрее, чем PDK!
Словом, по предельным возможностям механические коробки уже просто несравнимы с современными «автоматами» и «роботами». Но эмоциональную составляющую никто не отменял. Именно это заставляет энтузиастов делать конверсии с установкой в автомобиль третьей педали.
Ferrari 360 Modena
Проще всего эту операцию провести с машинами, которые оснащены «роботом» с одним сцеплением. По сути, это простая механическая трансмиссия, где автоматика вместо водителя выжимает сцепление и двигает вилки. На бюджетных коробках (вроде вазовской АМТ) за это отвечают электрические актуаторы, а на спорткарах — быстродействующая гидравлика. Например, механические и роботизированные коробки передач Graziano на среднемоторных Ferrari 360 и F430, а также переднемоторных 612 и 599 не различаются конструктивно. Можно просто демонтировать блок актуаторов Magneti Marelli и на его место установить традиционный механизм переключения с привычной кулисой.