Alfa Romeo снова в Формуле-1: три сценария для бывшего Заубера
Пока все остальные участники чемпионата мира спокойно готовятся к презентациям новых машин, из лагеря Ferrari вслед за сообщением о смене руководителя команды пришла еще одна новость. Поменял название Sauber (который теперь будет выступать в Формуле-1 как Alfa Romeo Racing). Таким образом швейцарский коллектив сделал еще один шаг к тому, чтобы считаться «филиалом» Ferrari. Вопрос о переименовании команды решали, разумеется, не столько в Хинвиле, сколько в Италии. В официальном сообщении говорится о том, что руководство коллектива и структура его владельцев остаются неизменными. Но это ситуация на сегодняшний день – и вполне вероятно, что все может измениться.
Уже в прошлом году, когда Alfa Romeo перекрасила машины Sauber в свои цвета и стала титульным спонсором команды, такой исход выглядел вполне вероятным. Сейчас ясно, что в Маранелло четко выполняют спланированное покойным руководителем Ferrari Серджио Маркионне: именно ему принадлежала идея вернуть бренд Alfa Romeo на трассы Формулы-1.
Почему долгосрочным партнером Ferrari избрала именно Sauber, а не Haas? Резоны очевидны: база швейцарской команды в Хинвиле имеет хороший вычислительный центр и, самое главное, аэродинамическую трубу. Можно, допустим, делегировать швейцарцам некие перспективные аэродинамические исследования, а потом воспользоваться результатами их работы. С Haas такого сотрудничества не организуешь, американцы не располагают оборудованием, необходимым для полноценного функционирования команды Формулы-1. Они могут только покупать у Ferrari необходимые компоненты, и в этом плане они партнер неравноправный.
Фредерик Вассёр пока остается руководителем переименованной команды
Однако не стоит забывать, что в современной Формуле-1 соперники в три глаза следят друг за другом. В том числе и за тем, чтобы «дочерние коллективы» не помогали обойти ограничения на аэродинамические и прочие исследования. Вряд ли сегодняшняя команда Toro Rosso серьезно помогает специалистам Red Bull решать их проблемы. Да, в ситуации с переходом на силовые установки Honda «дочка» очень пригодилась, Red Bull заранее узнал обо всех особенностях японской техники. Но у Ferrari ситуация иная, в Маранелло делают моторы сами. Остается разве что «обкатка» перспективных пилотов (в прошлом году – Леклера, в нынешнем – Джовинацци). Однако для этого не обязательно было даже название менять.
Поэтому вполне возможно, что никакого особого расширения традиционного сотрудничества двух команд не будет. Бывший Sauber c новым названием и финансовой поддержкой Alfa Romeo продолжит выступать в ранге команды-середняка. До тех пор, пока «экспонирование» итальянской марки в Формуле-1 сочтут выгодным маркетологи. Затем поддержка закончится – и Sauber откатится на исходные рубежи, к прежним финансовым проблемам и поискам титульного спонсора.
Второй возможный сценарий – полный выкуп команды. Такое в судьбе швейцарского коллектива уже случалось, в свое время он принадлежал BMW и даже участвовал в борьбе за чемпионский титул (правда, неудачно). Сейчас Sauber принадлежит неким шведским инвесторам, поддерживающим карьеру Маркуса Эрикссона. Но Эрикссон в этом году остался без места боевого пилота, выступать в Alfa Romeo будут Кими Райкконен и Антонио Джовинацци. Так что шведы вполне могут продать принадлежащую им команду фирме Ferrari (а, может быть, группе Fiat Chrysler Automobiles или покупателю, находящемуся под ее контролем) – и у коллектива из Маранелло появится своя полноценная «дочка».
Прошлогодний Гран При Абу-Даби стал последней гонкой команды Sauber, выступавшей в Формуле-1 с 1993 года
И, наконец, маловероятен, но все-таки возможен третий сценарий. Он основан на том, что Alfa Romeo – вполне самостоятельный бренд, принадлежащий группе FCA. Теоретически из бывшего Заубера вполне можно «вырастить» команду топ-уровня, которая будет на равных конкурировать с лидерами Формулы-1, в том числе и с Ferrari. При соответствующей финансовой подпитке, конечно. В это не очень-то верится, учитывая не самую лучшую ситуацию в мировой экономике. Но то, что в составе Alfa Romeo будет выступать самый настоящий топ-пилот Райкконен (пусть и находящийся на закате карьеры), делает вероятным и такое развитие событий.
В любом случае болельщиков у переименованной команды явно прибавится. Ведь марка Alfa Romeo в истории автоспорта поистине легендарна. Впервые эти машины появились на старте спортивных состязаний в 1911 году, через год после основания фирмы. Да и сама Формула-1 началась с побед Альфы! Гонщики заводской команды Alfa Romeo, Нино Фарина и Хуан-Мануэль Фанхио, победили в двух первых чемпионатах. И все-таки жаль, что из протоколов Гран При исчезнет фамилия Петера Заубера. Человека, который создал с нуля частную команду и довел ее до победы в чемпионате мира для спортпрототипов, а потом и до Формулы-1.