Рона выгоняют. McLaren без Денниса? Невозможно представить!
Резкий, авторитарный, высокомерный, одержимый текущими целями, ставящий невыполнимые задачи — это все про него. И, наверное, в этих мнениях есть доля истины. Но без Рона Денниса не было бы той команды McLaren, которую мы знаем. Он тридцать шесть лет назад принял коллектив с довольно громким именем, растерявший свой авторитет и силу. И создал легенду Формулы-1 — может быть, вторую по ослепительности после Ferrari. Конечно, McLaren — это команда Брюса Макларена. Но этот коллектив запросто мог бы не дожить до сегодняшнего дня, как не дожили Lotus, Brabham или Cooper. Хотя бы за то, что McLaren не пропал, стоит поблагодарить Денниса. Но не только за это.
Сначала Рон вернул McLaren в число сильных команд. Потом монополизировал победы в Формуле-1 вместе с Хондой и представил публике настоящий театр двух звезд — Проста и Сенны. Затем словно бы махнул рукой на спортивные успехи, занявшись созданием самой современной и эстетически привлекательной базы из тех, что есть у команд Формулы-1. Когда проект «Парагон» был осуществлен и McLaren переехал в новый технологический центр, Деннис предпринял новый поход к формульным вершинам совместно с новым партнером, Мерседесом. Снова добился успехов. И, наконец, вернул Хонду в качестве стратегического партнера.
Технологический центр McLaren с его искусственным озером до сих пор поражает воображение
Был период, когда руководство чемпионата после шпионского скандала отлучило Рона от команды. Он перестал появляться на Гран При, командой руководил (не слишком-то эффективно) Мартин Уитмарш. Но Деннис никуда не пропадал и не брал отпуска. Он по-прежнему приходил в свой кабинет, расположенный над главным входом в технологический центр. Он по-прежнему видел всех сотрудников, входящих в это здание… Оставив команду своим подчиненным Рон занимался «большим Маклареном», проблемами группы компаний McLaren — того конгломерата, который сегодня называется McLaren Technology Group. И вот теперь он уходит уже навсегда. Акционеры решили снять его с поста исполнительного директора. Выгнать из того бизнеса, который он сам и создал. Деннис пытался искать правды в суде — не помогло. Что ж, такое в современном деловом мире не редкость.
Эрик Булье пришел в McLaren как протеже Денниса — и сейчас ему будет непросто удержать в своих руках руководство командой
Деннис создал голема, который в итоге его же и проглотил. Идея-то была здравой. Организация команды-корпорации, которая станет самостоятельной экономической величиной и не будет для своего существования нуждаться в каких-либо спонсорах. В общем, все это удалось — McLaren живет без титульного спонсора и не разваливается. Хотя, конечно, лишние деньги команде не помешали бы, но она может существовать и автономно. Плата за это — риск вот такого «свержения короля». Деннис привлекал все новых и новых инвесторов, рискуя потерять контроль над бизнесом — так в итоге и случилось. Есть и другой путь, который олицетворяет Williams — частная команда в виде семейного бизнеса, в который не пускают посторонних. Денниса уволили, а Фрэнк Уильямс передал дело своей дочери. Но, если титульный спонсор завтра решит оставить Williams без поддержки, благополучное существование может разом закончиться. Какой путь в исторической перспективе правильнее — до конца непонятно.
Йост Капито и Джонатан Нил — те, кому предстоит делить полномочия на «постденнисовском» пространстве
Это зависит от того, что теперь будет с «маленьким» Маклареном, командой Формулы-1. McLaren Technology Group без нее лишается смысла. Но будут ли акционеры этого бизнес-проекта мирового уровня так же охотно выделять деньги на команду, которая сейчас звезд с неба не хватает? И кто в итоге окажется во главе коллектива? Уже сейчас началась борьба за власть, заговорили о «пересекающихся полномочиях» Эрика Булье и Йоста Капито, о том, что над ними обоими поставят начальником маститого спортивного менеджера Зака Брауна или его тезку, куда более известного в Формуле-1 Росса Брауна… Хотя сейчас в Великобритании есть очень недооцененный организатор и конструктор Джеймс Эллисон, который мог бы этим летом возглавить Ferrari. Но предпочел вообще уйти оттуда, когда его план развития команды не был принят. Сейчас Эллисон не у дел, но позовут ли его люди, которые не очень следят за событиями в мире Формулы-1?
Вернулся бы Алонсо в переживающий не лучшие времена McLaren, если бы там не было Денниса? Ответ, я думаю, понятен
Как бы то ни было, нынешнее руководство команды набирал Деннис. Он же договаривался о принципах партнерства с Хондой. А Фернандо Алонсо? Испанский гонщик тратит свои лучшие годы, работая на перспективу — потому что в эту перспективу верит. Во всяком случае, верил — пока за делами в команде наблюдал Рон.
McLaren и сейчас переживает не лучшие дни в своей истории. Но по-настоящему тяжелые времена могут ждать его впереди.