Антидемпинговые хитрости российского рынка легких грузовиков
Производителям фургонов, которые импортируются в Россию из-за рубежа, сейчас ой как невесело. По данным агентства Автостат, среди них в классе легких коммерческих машин продажи выросли только у концерна Volkswagen (+51,4%), а те же Peugeot, Citroen и Fiat клиентов теряют. И связано это не только с увеличением цен из-за скачков курсов валют, но и с позабытыми уже антидемпинговыми пошлинами, которые были введены еще в докризисном 2013 году.
Ввели их после представленных компанией Соллерс расчетов, которые свидетельствовали о том, что иностранные фургоны продаются у нас в стране с огромным демпингом — по сознательно заниженным ценам. Эту инициативу поддержали также на ГАЗе, после чего она была принята на территории таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Распространяются пошлины на автомобили класса LCV (фургоны и шасси) полной массой от 2,8 до 3,5 тонны с дизельными двигателями объемом до трех литров. Причем для разных европейских стран пошлины были введены разные. Таможенные взносы для итальянских и французских производителей (Fiat, Peugeot и Citroen) составили 23% от первоначальной стоимости, а немецкие Mercedes-Benz и Volkswagen получили пошлины размером 29,6%.
Понятное дело, европейцев такие поборы не устраивают. Иск о незаконности антидемпинговых пошлин был подан во Всемирную торговую организацию в мае 2014 года. А решение она вынесла только сейчас. Отменять пошлины от нас никто не требует. Согласно указанию ВТО (которое носит скорее рекомендательный характер) требуется лишь перепроверить расчеты, на основании которых они были установлены. Так что мы можем предположить, что в своем нынешнем виде пошлины продержатся как минимум до окончания срока действия в 2018 году. При этом продавцы иностранных фургонов в России реагируют на них по-своему.
Mercedes-Benz держит на нашем рынке Sprinter последнего поколения (от 2 млн 454 тысяч рублей) скорее ради имиджа: основные продажи делает нижегородский Sprinter Classic, на который антидемпинговые преграды не распространяются. А в преддверии появления нового Крафтера Volkswagen просто взял и снизил цены на фургоны Crafter предыдущего поколения (от 2 млн 124 тысяч рублей).
Fiat Ducato
Но самое яркое отражение действия антидемпинговых пошлин прослеживается в модельном ряду итальянцев из Fiat. Не подпадающий под пошлины восьмикубовый Ducato полной массой 2,5 тонны стоит 1 млн 559 тысяч рублей, аналогичный трехтонник — уже 1 млн 750 тысяч. Ducato полной массой ровно 3,5 тонны еще дороже, 1 млн 830 тысяч рублей. Дорого, но для тех, у кого есть права категории С, существует точно такой же Ducato, полная масса которого 3510 кг. Под пошлины он не подпадает и поэтому стоит дешевле — 1 млн 755 тысяч рублей.
Citroen Jumper
Схожую картину можно наблюдать и в прайс-листах французских производителей. Большой Citroen Jumper полной массой 3,5 тонны стоит 1 млн 975 тысяч рублей, а за фургон полной массой 3,51 т нужно отдать 1 млн 925 тысяч. А вот стоимость аналогичных Peugeot вызывает вопросы. Большие версии фургонов Boxer полной массой 3,5 и 3,51 т стоят одинаково: 1 млн 939 тысяч рублей. Но кому в таком случае нужен фургон, который может взять на борт на 10 кг больше груза, однако из-за этого водить его можно только с правами категории С?
Peugeot Boxer
Подводя итог, можно сказать, что вклад антидемпинговых пошлин в цены иностранных фургонов ощущается. Но хитрые продавцы, предлагая дополнительные версии, могут свести их влияние к минимуму. Главное, как в случае с Peugeot, не перехитрить самих себя.