Бронеавтомобиль КАМАЗ Торнадо: российская военная техника с западными комплектующими?
На прошлогодней выставке полицейской техники Интерполитех, которая прошла в Москве, состоялся показ нового армейского КАМАЗа Торнадо — могучего бортового грузовика с бронекабиной. Машина впечатлила, но после знакомства с ней у нас остались вопросы.
КАМАЗ по имени Торнадо? Погодите-погодите: в АР №14, 2015 мы уже рассказывали о перспективном армейском грузовике Торнадо, только марки Урал! Так кто у кого позаимствовал название? Никто: обе машины, и камазовская, и уральская, — результат ОКР (опытно-конструкторской работы) Минобороны РФ, которая называется Торнадо и призвана дополнить аналогичную программу Тайфун.
О Тайфунах не раз упоминалось в Авторевю — и мы были первыми, кто опубликовал их детальные снимки после закрытого показа в 2011 году! Напомним, что это «броневахтовки» для доставки солдат к месту боя, мощно защищенные не только от обстрела, но и от подрыва. Каждый автозавод решил пойти своим путем: уральские Тайфуны-У — носатые, с узлами и агрегатами из России и Белоруссии, а камазовские Тайфуны-К — бескапотные, с массой импортных компонентов. Однако у машин обеих марок немало общего в конструкции: подвеска — независимая и регулируемая, коробка передач — автоматическая, за электрику и электронику отвечает бортовая информационно-управляющая система, БИУС. По нашей информации, сейчас в войсках проходят опытную эксплуатацию по 30 Тайфунов обеих марок — и такие машины уже участвовали в прошлогоднем параде Победы.
А теперь пришла пора и Торнадо — тяжелых армейских грузовиков нового поколения, — причем оба производителя, как и в случае с Тайфунами, начали реализацию проекта по-своему.
Уральский Торнадо-У с колесной формулой 6х6, дебют которого состоялся на форуме Армия-2015, внешне напоминает обычные Уралы — хотя он более тяжелый, с другими компонентами и каркасно-панельной кабиной (часть панелей композитная, но возможна и установка бронезащиты).
А камазовцы сразу решили играть по-крупному: колесная формула Торнадо, показанного на Интерполитехе, — 8х8, грузоподъемность шасси свыше 25 т. Кабина унифицирована с Тайфуном-К: она бескапотная, полностью бронированная и защищенная, по словам представителей КАМАЗа, по высшему классу ГОСТа 6а (от бронебойно-зажигательных пуль Б-32 снайперской винтовки СВД).
Разумеется, у такого Торнадо есть зарубежные аналоги: например, европейский MAN не первый год выпускает тяжелые бескапотные машины с бронекабинами (в последнее время — в содружестве с оборонным концерном Rheinmetall), а ближайший аналог в США — четырехосный Oshkosh, тоже бронированный.
Что же касается показанного КАМАЗа Торнадо — ох, здорова машина! Когда стоишь рядом, нижний край платформы оказывается на уровне головы, причем кузов смонтирован на внушительном «сэндвиче» из рамы с 28-сантиметровыми лонжеронами и надрамника высотой аж 34 см. Не менее внушительные шины размерности 16.00 R20 — белорусской марки Белшина (а не Michelin, как у Тайфунов-К). Если заглянуть под машину, видно, что она базируется на обычных неразрезных мостах. Значит, шасси — от грузовика 8х8 армейского семейства КАМАЗ Мустанг?