Батькин броневик: соперник ли он российским Тиграм?

Фото: компании-производители | Федор Лапшин

Белоруссию лихорадит — а ее заводы работают! Тем интереснее появление очень эффектного бронеавтомобиля МЗКТ-490101 из Минска, причем это не аналог Тигра: машина крупнее, тяжелее и лучше защищена. Я познакомился с ней.

Когда коллеги узнали про эту машину, то первым делом ехидно спросили: «Она уже разгоняет демонстрации?» Нет, и вряд ли будет: броневик предназначен в первую очередь для экспорта, причем вовсе не в Россию. Предвижу еще один вопрос: «А что, в Белоруссии тоже выпускают небольшие бронемашины?» Ведь мы привыкли, что белорусская автомобильная техника — это работяги МАЗы, гигантские БелАЗы и многоосные МЗКТ, на которых базируются баллистические ракеты.

Баллистический ракетный комплекс РС-24 Ярс, как и его предшественник Тополь-М, базируется на восьмиосном шасси МЗКТ-79221. Длина машины — около 23 м, колесная формула — 16х16, двигатель — 800-сильный российский ЯМЗ, грузоподъемность — 80 т, полная масса — 124 т. Расход топлива с нагрузкой — 300 л/100 км!

Действительно, основная продукция Минского завода колесных тягачей (он же Volat, ­по-белорусски «богатырь») — оборонная, причем только 16% этой техники получает сама Республика Беларусь, еще столько же уходит в другие страны. А львиную долю, 68%, закупают Вооруженные силы России, причем гиганты с межконтинентальными ракетами Ярс и Тополь-М, которые показывают на Красной площади, — это только верхушка айсберга. На минских шасси базируются машины комплексов (загибайте пальцы) Искандер, Ураган, Полонез, Эльбрус, Смерч, Печора, Бук и Тор, Бал, Берег, Рубеж, С-300 и С-400... При этом продажей российским заказчикам комплектных автомобилей дело не ограничивается: поскольку МЗКТ выпускает массу компонентов, то, например, автоматические коробки этой марки и мосты с независимой подвеской стоят на уральских бронемашинах Тайфун-У.

Так что называть завод зарубежным даже странно — это, по сути, нечто вроде «российской оборонки на удаленке», тем более что брянский конкурент БАЗ делает шасси только для систем ПВО, а о камазовском проекте Платформа-О давно не слышно. Впрочем, считать МЗКТ придворным поставщиком Минобороны РФ тоже нельзя: у минчан есть масса других разработок и моделей.

Это, например, гамма грузовиков со стеклопластиковыми кабинами, причем машины 4х4 (по сути, аналоги старых ГАЗ-66, только с современными российскими дизелями ЯМЗ и на независимой подвеске) не первый год служат у белорусских пограничников. А после того, как в 2015 году МЗКТ стал владельцем завода Неман в Лиде, там делают автобусики (гражданские, разумеется) с забавным обликом на шасси IVECO Daily.

Автобусики Неман тоже выпускаются объединением МЗКТ

Ну а в конце того же года в гамме завода появился собственный аналог Тигра — МЗКТ-490100, он же ЛБА, легкий бронеавтомобиль (но еще не тот, о котором пойдет речь). Ему предшествовали лицензионные российские Тигры: заводчане собрали пару штук под именем Лис и, потренировавшись на «Тигролисах», поняли, что в состоянии сами выпускать подобную машину. Так появился ЛБА с 240-сильным дизелем ЯМЗ-534 (как у пограничных грузовиков) и «автоматом» (собственного производства), которого так не хватает Тиграм.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи