Парковка для сороконожек: VOLAT открыл музей
В принципе, в настоящее время открытием очередного автомобильного музея особо никого не удивишь. Просто кто-то выставляет напоказ тщательно отреставрированные раритеты, на которые и дышать боязно, а кто-то собирает коллекцию старой техники и восстановлением занимается постольку-поскольку. Но совсем другое дело, когда музей появляется у автозавода. Тем более если это предприятие до сих пор производит полусекретную технику. Речь идет о Минском заводе колесных тягачей (МЗКТ), предлагающем свою продукцию под брендом VOLAT.
Впервые всерьез о создании собственного музея на заводе заговорили в 2014 году. Тогда предприятие, активно поставляющее военную технику во многие страны мира, внезапно организовало для всех желающих день открытых дверей, показав без утайки, как и где производятся шасси для ракетоносцев. Именно в тот момент появилась надежда, что МЗКТ реально готов приоткрыть завесу тайны над своей продукцией, которая со времен СССР считалась секретной.
Макет предприятия позволяет оценить масштабы МЗКТ
И музей действительно заработал. Его открытие без особых торжеств состоялось в день 67-летия завода. Небольшое, аккуратное здание, состоящее из нескольких залов, и открытая площадка, на которой уместились восемь образцов техники из разных эпох — вот и все хозяйство по сохранению истории.
Внутри все стены украшены фотографиями и информационными материалами. Здесь и исторические справки, и описание процесса создания моделей, и краткая летопись предприятия от момента создания Специального конструкторского бюро №1 (СКБ-1), еще в составе МАЗа, до сегодняшнего времени.
Прекрасным дополнением служат масштабные копии выпускаемой продукции. Они отображают практически весь модельный ряд компании: от МАЗ-537 и бессмертного МАЗ-543 до универсального МЗКТ-7930 и семейства тактических грузовиков МЗКТ-6001. Нашлось место даже для уникальных «сороконожек» проекта Целина.
Отдельно стоит упомянуть электронного гида. Представляет он собой огромный экран, рядом с которым расставлены миниатюрные копии автомобилей. Главное здесь — не вестись на то, что «машинки» выглядят как игрушки. Их задача — не радовать глаз, а служить ключом для работы с гидом.
Интерактивная панель позволяет увидеть информацию, поставив на экран конкретную модель
Ставишь подставку с машинкой прямо на экран, и на интерактивной панели появляется вся доступная информация о конкретной модели. Данные о машине, технические характеристики и шикарная подборка фотографий из заводского архива. Хочешь — смотри все вместе, а если необходимо, можно развернуть конкретный кадр на весь экран.
Ну а основная экспозиция техники в натуральную величину разместилась на открытой площадке. К примеру, здесь представлен и один из двух экземпляров МАЗ-7907, созданных в рамках проекта Целина. Есть и неудачная версия тактического грузовика МЗКТ-5002, которую раскритиковали белорусские пограничники и которая переродилась в совсем другой, весьма удачный заменитель «шишиги».
Есть и интересные образцы гражданской техники. Например, отреставрированный самосвал МАЗ-7516 знаменитого семейства Оплот, которое у всех ассоциируется только с ракетой, удобно устроившейся между двумя кабинами. Или сохранившийся опытный образец капотного полноприводного самосвала МЗКТ-6525. Небольшая партия таких капотников VOLAT была выпущена в нескольких исполнениях, но развития тема не получила.
К сожалению, до настоящего момента завод так и не определился со статусом музея. Вроде как он функционирует, и туда даже водят экскурсионные группы из студентов и официальные делегации. Но просто так зайти внутрь с улицы не получится.
Изначально была информация, что из-за расположения здания музея путь к нему не очень безопасен, так как проходит прямо по рабочей территории завода. А там постоянно снуют многотонные монстры с никудышным обзором, из которых заметить праздно шатающегося человека сложно. Да и сам объект считается режимным. Вопрос с открытым доступом обещали решить, но пока подвижек нет.