Дорожная молния: как в США работает система быстрого перемещения барьеров на трассах
Стоишь утром в пробке на многополосной дороге по направлению к крупному городу, а навстречу ни одной машины — знакомая картина! Вот если бы можно было «отжать» для движения пару полос встречного направления — глядишь, и пробки бы не было. Звучит смешно? А в США придумали целую систему, с помощью которой можно быстро перемещать дорожные отбойники, меняя количество рядов.
Идея автоматического переноса барьеров не нова — такие установки, под названием Road Zipper, появились в США еще в середине восьмидесятых. Но применялись они по большей части для быстрого обозначения зон, где ведутся дорожные работы. Но с появлением более легких и прочных материалов для дорожных ограждений, технология начала применяться в качестве альтернативы реверсивному движению.
Систему Road Zipper для разделения транспортных потоков разработала американская корпорация Lindsay. В работе она выглядит следующим образом. На дороге устанавливается цепь специальных бетонных отбойников (каждый из которых весит 450 кг) таким образом, чтобы в одну сторону полос было больше, чем в другую.
Как только утренний трафик уменьшился, а вечерний еще не начался, на дорогу выезжает специальный аппарат — машина, которая перемещает цепочку блоков. Она представляет собой что-то вроде застежки на молнии: внутри нее предусмотрен специальный канал, через который с помощью гидравлических устройств и двигаются отбойники.
Блоки захватываются специальными роликами
Данный агрегат оснащен шестицилиндровым турбодизелем мощностью всего-то 150 л.с. Все колеса поворотные, поэтому барьероукладчик может двигаться с большим смещением, переставляя отбойники на один или несколько рядов. Скорость ее при этом достигает 16 км/ч, что позволяет передвигать 1,6 км отбойников за шесть минут.
Road Zipper может работать и с солидным смещением
Сами отбойники, кстати, тоже непростые, они прошли все необходимые испытания и по характеристикам ничем не уступают своим стационарным собратьям. Система Road Zipper уже работает в нескольких крупных городах США, Канады и Австралии в местах, где движение особо затруднено (например, на мостах и в тоннелях). А по некоторым данным, до конца года планируется установка такой системы в Киеве, на одном из мостов через Днепр.