Герои подземелий: знакомимся с техникой для работы в шахтах на выставке MiningWorld Russia 2019

Фото: Петр Грибачев

Чистыми и сияющими машины, о которых пойдет речь в материале, можно увидеть исключительно на выставках — ведь большую часть своей жизни они проводят в подземельях, практически не выползая на свет. Шахтные погрузчики, проходческие машины и транспортеры — с подобной техникой я знакомился на выставке MiningWorld в Москве.

Особенности подземной техники продиктованы законами жанра — это невысокие, маневренные, понятные в управлении и простые в обслуживании машины. Надежность особенно важна, ведь, случись чего, буксировка неисправной техники на поверхность может превратиться в настоящую спасательную операцию.

В массивном отсеке скрывается дизель Deutz

Яркий пример — фронтальный погрузчик турецкой компании Talpa. Его высота составляет всего два метра. Верхней точкой является защитный каркас над рабочим местом оператора, который при работе в низких тоннелях можно сложить, управляя погрузчиком с выносного пульта.

Оператор управляет погрузчиком с помощью рычагов и сидит боком к направлению движения — так удобнее смотреть и вперед, и назад

Аппарат оснащен дизелем Deutz мощностью 125 л.с. В его трансмиссии предусмотрены три скорости вперед и три назад. Максималка составляет внушительные 26 км/ч. В ковш объемом 1,7 кубометра можно загрузить до 3,5 тонны породы.

В России Talpa выставляет свою продукцию впервые и надеется на заказы. При том что цена подобного погрузчика порядка 130 тысяч евро.

Механические гномы — мини-погрузчик и самосвал Alpin Makine

Еще один турецкий производитель, компания Alpin Makine, привезла на выставку целую комбинацию из погрузчика и мини-самосвала для вывоза породы — оба предназначены для работы в стесненных габаритах.

Управление мини-погрузчиком возложено на рычаг справа от оператора

Погрузчик стоимостью примерно 140 тысяч евро оснащен дизелем все той же фирмы Deutz мощностью 78 л.с. Его ширина составляет лишь 1,2 метра, а в ковш объемом всего 0,55 кубометра можно загрузить 1,2 тонны породы.

Водитель самосвала восседает на таком почти детском "стульчике"

В маленький самосвал со 100-сильным дизелем Kubota можно загрузить аж четыре тонны породы объемом до двух кубометров. Сидя на смешном стульчике с левой стороны, оператор управляет самосвалом с помощью джойстика. Скорость, правда, небольшая — до 8 км/ч. Стоит подобный мини-грузовичок порядка 60 тысяч евро.

Этот погрузчик полностью электрический

Вот еще один погрузчик, произведенный французской фирмой Aramine. И он — электрический. Двигатель мощностью 34 кВт получает энергию от двух батарей суммарной емкостью 24 кВт·ч.

В заднем отсеке две съемные батареи по 12 кВт*ч каждая

Такая энерговооруженность позволяет погрузчику грузоподъемностью 1,3 тонны непрерывно работать четыре часа. Интересно, что батареи здесь съемные, поэтому после разрядки можно просто заменить их на заряженные — и продолжить работу.

Сзади — провода подключения к сети для зарядки

При непрерывном использовании заявленный срок службы подобной техники — до четырех лет. Стоит электропогрузчик, правда, немало. За него придется отдать порядка двухсот тысяч евро.

Подземный транспортер Miller с мощной защитой кабины и "люксовым" отсеком за ней

А вот и старые знакомые — внедорожники Toyota Land Cruiser 70, переделанные американской фирмой Miller в подземные транспортеры. В прошлом году мы уже знакомили читателей с этими машинами, а на нынешней выставке были представлены их новые модификации: автомобиль с кран-балкой, а также транспортер для перевозки «высших чинов» — с тремя мягкими сиденьями в закрытом кузове за кабиной.

Машины фирмы Miller уже работают в шахтах разных регионов нашей страны, хотя они традиционно недешевы. Так, цены на них лишь стартуют с отметки семь миллионов рублей.

Проходческая установка выглядит как техника из фантастического фильма или компьютерной игры

Ну а одним из самых навороченных и экзотических агрегатов на выставке была электрогидравлическая проходческая буровая установка американской компании Balum с производством в Перу.

Площадь бурения такой установки — до 18 м2

Небольшая на вид машинка шириной лишь чуть больше метра предназначена для небольших выработок и тоннелей — габаритом до 3,5 метра. В движение она приводится дизелем уже традиционной для подобных машин марки Deutz. А вот установка на стреле с перфоратором Montabert мощностью 14 кВт запитывается от электричества — через кабель, который машина «везет с собой».

Кабель на катушке нужен для подключения буровой установки к сети

И, кстати, в нашем обзоре эта установка самая дорогая: она стоит порядка 400 тысяч евро.

Рекомендованные статьи