Рынок грузовиков и малотоннажников: итоги полугодия
Слухи о смерти грузового рынка из-за пандемии оказались сильно преувеличены: по данным агентства Автостат, за полгода продажи полноразмерных грузовиков сократились всего на 11,4%, а малотоннажных автомобилей — на 13,7%. А если исходить из имеющихся данных, можно предположить, что за год будет реализовано примерно 64000 грузовых автомобилей и 86000 малотоннажников — против (округленно) 81000 грузовиков и 112000 малотоннажников в 2019-м.
Сильнее всего ситуация затронула «большую семерку» европейских производителей: продажи машин марки Scania сократились на 29,7%, DAF — на 27,2%, MAN — на 20,6%, Mercedes и Volvo — примерно на 17%. При этом в десятку наиболее продаваемых грузовиков вошли только Volvo FH, Mercedes Actros, MAN TGS и Volvo FM.
Кстати, на заводе совместного предприятия Daimler КАМАЗ Рус в Набережных Челнах, где собирают Мерседесы, начался выпуск новых Актросов в исполнении Евро-6 (на снимке) — точно таких же, как в Германии, по заказу с видеоэкранами вместо зеркал и планшетами. Теперь международные перевозчики, которые ходят в Европу, будут получать эти машины из Челнов.
Сам КАМАЗ, как всегда, на лихом коне во главе десятки лидеров, хотя и у него продажи сократились. Тем не менее на первой строчке рейтинга моделей остается вездеход КАМАЗ-43118, востребованный у нефтяников и т.д., на третьей (уступив серебро Газону Next) — самосвал 65115, за ним идет тягач 5490 с кабиной Mercedes Axor, хотя его продажи уменьшились почти на 32%. Впрочем, упомянутый Mercedes Actros продается еще хуже: почти минус 36%. Ну а реализация новой модели КАМАЗ-54901 с актросовской кабиной только началась, и о конкретных цифрах говорить пока рано.
Белорусский МАЗ — на предпоследней строчке рейтинга, и падение здесь примерно такое же, как у иномарок, почти 23%. Десятку лидеров рынка разбавляет Isuzu с небольшими грузовиками, сделанными в Ульяновске, а еще одна марка, которая закончила полугодие в плюсе, — автозавод Урал, который из-за санкций, наложенных на Олега Дерипаску, обрел новых владельцев: в России зарегистрировано почти 1800 гражданских экземпляров, не считая военной и экспортной продукции.
Что касается малотоннажников, то на долю Газели Next приходится почти четверть рынка: за полгода продано более десяти тысяч машин. Разнообразных версий Ford Transit зарегистрировано в два раза меньше (хотя их сбыт увеличился на 8%), третью позицию уверенно держит классическая бортовая Газель (около 4400 штук). А вот УАЗ Профи, несмотря на обилие модификаций, так и не стал «убийцей Газели»: он занимает восьмую строчку в таблице, и продано всего 1093 экземпляра против 1803 за тот же период прошлого года. Это фиаско...
Да и Mercedes, который когда-то рвал рынок, после ухода дешевой модели Sprinter Classic нижегородской сборки (это произошло из-за санкций) реализовал за полгода немногим больше — 1261 экземпляр. Дела Фольксвагена куда лучше: 1927 машин, хотя провал в процентах почти такой же, как у конкурента со звездой. Если же говорить о марках, то десятку замыкает Fiat: за полгода стабильно продается порядка четырехсот таких фургончиков.