Рынок коммерческих автомобилей в 2020 году: снижение, но не обвал

Фото: агентство Автостат | Максим Чернявский

Пандемия, кризисы в экономике, неблагоприятные политические события — все это не предвещало рынку коммерческого транспорта в нашей стране ничего хорошего. Многие прогнозы обещали чуть ли не двукратное падение продаж. К счастью, сбыться им не удалось. По данным агентства Автостат, никакого обвала не произошло, а налицо лишь очередная, пусть и немалая, просадка рынка.

Продажи новых грузовиков (массой более 3,5 т), шт
Марка 2020 2019 %
КАМАЗ 27 768 27 610 0,6
ГАЗ 6 820 8 867 –23,1
Scania 4 924 5 621 –12,4
Volvo 4 486 5 655 –20,7
Урал 4 067 3 196 27,3
MAN 3 833 5 015 –23,6
МАЗ 3 729 3 847 –3,1
Mercedes 3 381 4 132 –18,2
Isuzu 2 632 3 077 –14,5
DAF 1 698 2 584 –34,3
Shacman 1 698 1 391 22,1
Hyundai 1 232 1 168 5,5
НефАЗ 1 112 1 040 6,9
Hino 1 093 1 199 –8,8
САЗ 933 964 –3,2
IVECO 853 1 313 –35,0
Renault 846 1 218 –30,5
Jac 698 502 39,0
Faw 688 394 74,6
Fuso 686 510 34,5
Howo 470 464 1,3
Ford 447 288 55,2
Foton 232 199 16,6
XCMG 126 83 51,8
Daewoo 84 65 29,2
Другие 244 243 0,4
Всего  74 780 80 645 –7,3

Сильнее всего она отразилась на продажах тяжелых грузовиков: в 2020 году они снизились на 7,3% по сравнению с 2019-м. При этом у лидера рынка, компании КАМАЗ, продажи не то что не упали, а даже слегка выросли — на 0,6%. Первенствует в его гамме по-прежнему полноприводник модели 43118. Но если его продажи все же немного снизились (на 4,4%, или на 300 машин), то тягачи-КАМАксоры модели 5490, занимающие второе место, уверенно прибавили 6,3% по сравнению с прошлым годом.

Продажи новых грузовиков по моделям, шт
Модель 2020 2019 %
КАМАЗ-43118 6 485 6 785 –4,4
КАМАЗ-5490 5 592 5 259 6,3
Газон Next 4 966 6 031 –17,7
КАМАЗ-65115 4 682 5 263 –11,0
КАМАЗ-6520 3 227 2 715 18,9
Volvo FH 3 008 3 709 –18,9
Mercedes Actros 2 892 2 853 1,4
Scania R 2 090 1 984 5,3
MAN TGS 1 755 2 172 –19,2
MAN TGX 1 667 2 556 –34,8
DAF XF 1 596 2 476 –35,5
Volvo FM 1 456 1 929 –24,5
Scania G 1 315 1 819 –27,7
Scania P 1 293 1 722 –24,9
ГАЗ-3308 1 221 1 931 –36,8
Урал-4320 1 115 1 480 –24,7
Hyundai HD 78 1 077 1 021 5,5
Урал Next 980 287 241,5
НефАЗ-4514 894 764 17,0
Isuzu NPR 891 968 –8,0
Shacman SX3258 883 0 -
КАМАЗ-43253 865 961 –10,0
КАМАЗ-53605 851 1 159 –26,6
МАЗ-6312 806 834 –3,4
КАМАЗ-6580 762 459 66,0
Другие 22 411 23 508 –4,7
Всего  74 780 80 645 –7,3

Ну а самый серьезный рост показал миасский Урал: продажи выросли сразу на 27,3%. Причем если классическое семейство 4320 в продажах просело почти на четверть (с 1480 экземпляров в 2019-м до 1115 в 2020-м), то автомобили семейства Next продемонстрировали буквально взрывной рост: если в 2019 году их было продано всего 287 штук, то в прошлом — почти тысяча.

А вот ГАЗ, наоборот, потерял очень много: в 2020 году ему удалось реализовать лишь 6820 грузовиков против почти девяти тысяч штук в 2019-м. При этом основная часть продаж приходится на Газон Next, который потерял за год 17,7%. Впрочем, возможно, в нынешнем году ситуацию Горьковского завода улучшит новый Валдай, о котором мы недавно подробно рассказывали.

Грузовики европейских марок на рынке РФ, шт
Марка 2020 2019 %
Scania 4 924 5 621 –12,4
Volvo 4 486 5 655 –20,7
MAN 3 833 5 015 –23,6
Mercedes 3 381 4 132 –18,2
DAF 1 698 2 584 –34,3
IVECO 853 1 313 –35,0
Renault 846 1 218 –30,5

А вот европейцам на нашем рынке нелегко. Среди представителей «большой семерки» борьба явно шла не за то, кто больше прибавит, а за минимизацию потерь — серьезно потеряли все. Наименее плачевно дела обстоят у шведов: Scania и Volvo потеряли соответственно 12,4% и 20,7% рынка и заняли первое и второе места среди западных производителей. Ну а больше всех просели продажи у таких марок, как DAF, IVECO и Renault.

Продажи новых легких коммерческих автомобилей, шт
Марка 2020 2019 %
ГАЗ 44 481 50 704 –12,3
УАЗ 14 531 17 320 –16,1
Ford 13 970 13 000 7,5
Лада 12 610 11 090 13,7
Volkswagen 4 129 5 709 –27,7
Peugeot 3 362 3 133 7,3
Mercedes 3 225 3 323 –2,9
Hyundai 2 378 2 663 –10,7
Citroen 2 270 1 980 14,6
Fiat 1 250 1 067 17,2
Другие 2 105 2 216 –5,0
Всего  104 311 112 205 –7,0

Рынок легких коммерческих автомобилей просел чуть меньше, чем у тяжеловозов: потеря относительно прошлого года составила семь процентов. Лидером здесь по-прежнему является ГАЗ, продажи у которого, впрочем, упали на 12,3%. Газель Next продолжает безоговорочно лидировать, но и она в 2020 году показала снижение на 14,7% — а это целых 4316 машин.

Второе место занял УАЗ — в основном благодаря обилию моделей в гамме, ведь ни одна из них не поднялась выше пятого места в общей статистике. Собственно, на нем обосновалась грузопассажирская версия «буханки» с индексом 3909, продажи которой в прошлом году снизились на 10%. Что же до новой полуторки УАЗ-Профи, то ее продажи буксуют, так же как и заднеприводные версии этого грузовичка на бездорожье: они упали на 31,6%, или 1122 машины.

Продажи новых легких коммерческих автомобилей по моделям, шт
Модель 2020 2019 %
Газель Next 25 017 29 333 –14,7
Ford Transit 13 867 12 618 9,9
Лада Ларгус 10 904 9 260 17,8
ГАЗ-3302 10 318 10 756 –4,1
УАЗ-3909 7 356 8 176 –10,0
ГАЗ-2752 3 734 3 572 4,5
УАЗ-Профи 2 424 3 546 –31,6
ГАЗ-3221 1 799 3 027 –40,6
УАЗ-2206 1 779 2 085 –14,7
Mercedes V-Class 1 692 1 548 9,3
Другие 25 421 28 284 –10,1
Всего  104 311 112 205 –7,0

На этом фоне удивительный рост демонстрирует Ford, который умудрился в 2020 году продать почти на тысячу машин больше, чем в 2019-м. При этом Transit, прибавив целых 10% относительно прошлого года, уверенно опередил не только старые Газели, но и вазовский «каблучок» Ларгус, продажи которого, кстати, тоже неслабо выросли.

Продажи новых автобусов, шт
Марка 2020 2019 %
ПАЗ 6 348 8 049 –21,1
ЛиАЗ 2 514 1 610 56,1
НефАЗ 1 551 1 053 47,3
МАЗ 693 466 48,7
КАвЗ 423 424 –0,2
Volgabus 311 401 –22,4
Yuotong 274 590 –53,6
КАМАЗ 205 170 20,6
Higer 164 257 –36,2
MAN 134 98 36,7
Другие 548 715 –23,4
Всего  13 165 13 833 –4,8

Ну а самое небольшое снижение показал российский рынок автобусов: он потерял 4,8% относительно результатов 2019 года. Первенствуют представители Группы ГАЗ. ПАЗ потихоньку теряет позиции (минус 21,1% относительно 2019 года), но благодаря массовым и недорогим моделям 3205 и 3204 сохраняет лидерство. ЛиАЗ, напротив, благодаря поставкам в города страны, увеличил продажи более чем наполовину. Похожие результаты в процентах демонстрирует и дочерний НефАЗ, занимающий третью строчку. Прибавил и белорусский МАЗ: в прошлом году было реализовано почти 700 автобусов этой марки.

Продажи новых автобусов по моделям, шт
Модель 2020 2019 %
ПАЗ-3205 3 168 3 604 –12,1
ПАЗ-3204 1 967 2 700 –27,1
ЛиАЗ-5292 1 758 718 144,8
НефАЗ-5299 1 551 1 053 47,3
ПАЗ-4234 963 1 193 –19,3
ЛиАЗ-4292 368 238 54,6
КАвЗ-4238 242 316 –23,4
МАЗ-203 241 44 447,7
ЛиАЗ-6213 235 382 –38,5
КАМАЗ-6282 205 170 20,6
Другие 2 467 3 415 –27,8
Всего  13 165 13 833 –4,8

Успехи иностранцев куда скромнее. У китайцев продажи серьезно просели, а среди европейцев в десятку лучших попал только MAN — и то благодаря объемному контракту для Мосгортранса, который был заключен еще в 2019 году.

Рекомендованные статьи