В прошлом выпуске рубрики был опубликован рассказ про гоночный MAN Александра Львова, выступающего за команду австрийца Эгона Эллгойера. А теперь …

Максим ЧЕРНЯВСКИЙ | Фото автора, Федора ЛАПШИНА и Эгона ЭЛЛГОЙЕРА

В прошлом выпуске рубрики (АР №7, 2010) был опубликован рассказ про гоночный MAN Александра Львова, выступающего за команду австрийца Эгона Эллгойера. А теперь тягач побывал в Москве на выставке Комтранс — причем за рулем автовоза сидел сам Эллгойер. По просьбе представителей компании MAN я сопровождал Эгона, не говорящего по-русски, из Питера в Москву, а Федор Лапшин встретил его на машине около столицы и «отконвоировал» до мановского офиса. От впечатлений мы оба не можем отойти до сих пор...

Солнечное утро, трасса Москва—Питер. В рации включен пятнадцатый «дальнобойный» канал: «Мужики, похоже, я перебрал вчера! Еду, а передо мной странный желтый MAN гонит под сотню задним ходом... Ой, да он же на трейлере!» Я улыбаюсь: это мы везем гоночный MAN Александра Львова в Москву на выставку. Гонщик и владелец команды Эгон Эллгойер — за рулем, я — справа. Сам «тягач-буксировщик» — умопомрачительный MAN TGX с 680-сильным двигателем, литыми передними колесами, двойным выхлопом...

Эллгойер гонит «на ограничителе»: к впереди идущим машинам прижимается вплотную, с сантиметровыми зазорами, и так же вплотную обгоняет, резко ускоряясь. Сидя на правом сиденье, я мог читать цифры на спидометрах обгоняемых грузовиков или прикоснуться к новеньким легковушкам на автовозах! При этом Эллгойер болтает обо всем на свете, отвечает на звонки по мобильнику, отсылает эсэмэски и фотографирует окрестности новенькой дорогущей камерой Canon. (Думаете, из чистого любопытства? Чтобы потом продавать снимки в немецкие журналы!) Точно так же, на ходу, просматривает фотографии, удаляет нерезкие... И распугивает легковушки ужасающим по мощности пневмосигналом.

Правда, по России Эллгойер до сих пор не ездил и потому не представлял, что на европейской трассе М10 может оказаться яма размером с полколеса или брошенный диск. Попадись они нам — и автовоз вместо выставки пришлось бы отправлять в ремонт.

Когда такое «нависает» в зеркале, становится страшновато Шутки Эллгойера: он даже не коснулся бампера редакционного Caddy! На полном ходу Эллгойер фотографирует... и просматривает снимки

Но нам повезло. В том числе и с гаишниками, поскольку при мне Эгона ни разу не остановили. Картина маслом: два гаишника с радарами меряют скорость, вдруг у них из-за спины с ревом проносимся мы. Гаишники от изумления чуть радар не выронили. Я — Эллгойеру: «Police!» А он: «Police is nothing!» («Полиция ничего не значит!»)

Как уверяет Эллгойер, даже в Западной Европе его команда ездит без тахографов по специально полученным разрешениям. Жаль только, электронные ограничители скорости мешают: «А вот раньше я гонял по Европе со скоростью 120 км/ч!»

И я не удивляюсь, почему в качестве автовозов в команде используются 680-сильные МАНы: при полной массе автопоезда в 24 тонны это настоящие штурмовики. Да еще и невероятно комфортабельные: самая высокая в гамме кабина XXL укомплектована всеми мыслимыми опциями. Сиденья обшиты кожей с тиснением, причем водительское оборудовано не только подогревом, но и вентиляцией. А у пассажира — откидная подставка для ног, как в туристическом автобусе. Кстати, именно этот тягач уже знаком читателям Авторевю: это самый первый, еще предсерийный TGX 680, показанный три года назад в Ле-Мане (АР №17, 2007).

Увиденное по дороге рождает в Эгоне прямо-таки детский восторг — от выжигания старой травы («Раньше и у нас так делали, но теперь «зеленые» запретили: в огне погибают лягушки».) до базарчиков у обочин. Отдельное восхищение заслужили вереницы чадящих самоваров в Крестцах, где Эгон заснял едва ли не каждую продавщицу пирожков.

Автовоз автовозу рознь Колеса — литые, выхлоп — двойной. Круто! О шильдике на кабине с числом «680» мечтали бы многие

А посещение магазина «грузовых» запчастей в Киселенке повергло его в культурный шок. «За тридцать лет работы водителем я повидал сотни магазинов для дальнобойщиков. У нас там продаются лишь аптечки, жидкость для омывателя да стикеры с красотками… А у вас — рай для водителя!»

Ну да, в Западной Европе тракеры не чинят двигатель под открытым небом. И там никому не приходит в голову держать на прилавке все мыслимые рессоры и амортизаторы, не говоря уже о бесчисленных фильтрах. В итоге в магазине Эгон провел с фотоаппаратом добрых полчаса. А потом еще столько же — на стоянке, в душевой и кафе. Эллгойер вспышкой — бах! Бабулька на входе в туалет: «Ох!» А я утешаю: «Не бойтесь, это интурист, ему наш быт интересен...»

Улыбки и размашистых жестов хватило Эллгойеру, чтобы объясниться с любопытными дальнобойщиками из Армении и Ставрополья. А очередной вопрос по хрипящей рации: «Что за странная машина?» — он понял без перевода и умудрился ответить пространной тирадой на немецком.

Пока мы ехали, Эгон рассказывал о себе, команде и гонках. Все началось, как водится, с отца, который работал на грузовике. Сын сел за «грузовой» руль в 1977 году и объехал не только всю Европу, но и Ближний Восток: Иран, Ирак, Турцию.

«Вот раньше были времена настоящих водителей! — вспоминает он. — И передачи надо было переключать вручную, и колеса менять самому. А когда я уезжал в ближневосточный рейс на пять недель, то не мог позвонить боссу и пожаловаться на проблемы: их приходилось решать самостоятельно! Тогда было братство дальнобойщиков, они друг друга выручали...» Ну, это нам и сейчас знакомо — разве что мобильная связь появилась.

«А теперь все иначе, — вздыхает Эгон, испугав пневмогудком зазевавшегося водителя легковушки. — Включил круиз-контроль, радар, помогающий держать дистанцию, «сигналку» пересечения разметки — и развалился в кресле. Передачи переключит «автомат», руль вращается одним пальцем. А случись что, в памяти мобильника есть телефоны круглосуточного сервиса, на худой конец можно набрать «112». Сиди в кондиционированной кабине, жди помощи».

После грузовика Эллгойер пересел за руль автобуса — и пять лет возил туристов по Европе. «Отличная работа! Люди отдыхать едут, настроение у них хорошее. Ведешь автобус, любуешься красотами — и еще деньги за это получаешь».

Затем Эгон окончил курсы менеджмента и решил заняться любимым делом — трак-рейсингом. Зарегистрировал фирму и с тех пор занят лишь командой.


Этот снимок сделал на МКАДе сам Эллгойер — во время обгона «на ограничителе», по предпоследней полосе слева!

Основная проблема, как водится, — деньги. Массу времени и сил приходится тратить на бесконечные переговоры со спонсорами и спортивными чиновниками...

В команде сейчас четыре трейлера и столько же болидов MAN собственной постройки и разного возраста. Постоянных работников всего семеро, включая самого Эллгойера (у именитой чешской команды Buggyra их девяносто!). Конечно, привлекают добровольцев — друзей, родственников, знакомых. На добровольной основе «гоняет» и наш Александр Львов.

«Болиды разрабатываем сами и строим собственными силами, — рассказывает Эгон. — Конечно, без спонсоров это было бы не по силам: те же двигатели дает MAN. Или вот трейлеры, построенные австрийским ателье Meusburger. Владелец — мой знакомый, поэтому и цена особая. Кроме того, компоненты получены от спонсоров и тоже по специальным ценам».

Тягачи для автовозов не покупаются у дилера: их по специальному соглашению предоставляет MAN, а через несколько лет Эллгойер выкупает их по остаточной стоимости. И, как правило, тут же продает — такой вот побочный бизнес. Но нынешние TGX, похоже, задержатся в команде. MAN не горит желанием опять раскошеливаться на полмиллиона евро — да и кому нужны в кризис «бэушные» сверхмощные машины в топ-комплектации?

Пару лет назад Эгону стало скучно в Европе. И он решил участвовать еще и в бразильском трак-рейсинге (там этот вид гонок тоже очень популярен). В итоге раз в две недели Элгойер мотается из Австрии в Бразилию и обратно.

Эллгойер упоенно фотографировал российскую действительность: продавщиц... ...магазин запчастей... ...и работников «грузового» шиномонтажа

При этом он вынослив, как железный дровосек: с момента нашего отправления из Питера до Москвы ни разу не ходил в туалет! А обедал, похоже, исключительно из уважения ко мне.

Федор Лапшин, встретив нас в Химках на своем Caddy, должен был сопроводить Эллгойера по МКАДу до мановского офиса с охраняемой стоянкой. Федор думал, что он спокойно поедет спереди, а Эллгойер — за ним, со скоростью километров этак восемьдесят. Не тут-то было! Эгон все так же «валил» по МКАДу «на ограничителе», перестраивался без поворотников, уходя до предпоследнего левого ряда. Я больше всего боялся, как бы под нас не сунулась какая-нибудь древняя «шестерка»: похоже, Эллгойер с ней на бампере так и летел бы до самого поворота! Из-за руля Федор вывалился с мокрой спиной и сказал: «Представляете, что он творит на гоночной трассе? Не хотел бы я быть его соперником!»

Crazy, реально — crazy. Сумасшедший. Но — развеселый. Как там у Высоцкого? «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков...»

P.S. Мы попросили Эллгойера замерить расход топлива от Питера до Москвы. Оказалось — 33,2 л/100 км. Немного — при такой-то манере езды! «В Европе обычно выходит 27—28 л/100 км», — прокомментировал гонщик.


На «дальнобойной» стоянке гоночный тягач вызвал ажиотаж