«ТАКОГО количества импортных грузовиков в Россию не ввозили еще никогда», — так начинался комментарий к таможенной статистике, опубликованный год назад …
«ТАКОГО количества импортных грузовиков в Россию не ввозили еще никогда», — так начинался комментарий к таможенной статистике, опубликованный год назад (АР №3, 2009). В 2008 году границу пересекли 42 тысячи с лишним новеньких машин тяжелого класса — не считая средних и легких грузовиков... А рынок рухнул! Правда, часть грузовиков, скопившихся на площадках, все же удалось продать, другая часть была реэкспортирована.
Ввоз новой тяжелой техники упал в 69 раз: в 2009 году растаможено чуть больше шестисот новых тяжелых машин! Любопытно, что «импортером номер один» стал украинский КрАЗ со 111 экземплярами. Остальные недотянули и до этой планки: ввезено по семьдесят тяжелых машин Volvo и Scania, 54 ДАФа, примерно по сорок экземпляров IVECO и Mercedes, 20 МАНов, 18 тягачей Renault. Полностью прекратился импорт турецких грузовиков Ford Cargo (хотя в 2008 году ввезено почти полторы тысячи машин), бурная река «китайцев» превратилась в тоненький ручеек. Произошел и передел рынка «бэушек»: лидером стал DAF, а импорт подержанных «американцев» (в 2008 году было ввезено почти пять тысяч тягачей Freightliner!) упал до минимума.
Ввоз грузовых автомобилей в РФ в 2009 году
(подготовлено компанией Владвнешсервис по данным Федеральной таможенной службы) | ||
Марки
| 2009
| 2008
|
Полной массой 2,8 – 3,5 т
| ||
Новые
| ||
Mitsubishi
| 2551
| 7490
|
Nissan
| 1238
| 3817
|
Mazda
| 952
| 2531
|
Ford
| 630
| 5983
|
Volkswagen
| 575
| 2352
|
LDV
| 320
| 3337
|
Peugeot
| 284
| 2979
|
IVECO
| 71
| 172
|
Citroen
| 68
| 275
|
Kia
| 65
| 365
|
Mercedes-Benz
| 64
| 973
|
Hyundai
| 50
| 28
|
Renault
| 48
| 190
|
Прочие
| 30
| 2364
|
Всего
| 6946
| 32856
|
Подержанные
| ||
Mercedes-Benz
| 1279
| 3279
|
Volkswagen
| 1098
| 2225
|
Ford
| 557
| 1871
|
Kia
| 447
| 255
|
Hyundai
| 248
| 127
|
Renault
| 161
| 621
|
Nissan
| 145
| 1308
|
Toyota
| 119
| 1772
|
Opel
| 117
| 296
|
Mitsubishi
| 105
| 829
|
Citroen
| 72
| 151
|
IVECO
| 70
| 476
|
Peugeot
| 57
| 206
|
Fiat
| 55
| 283
|
Mazda
| 25
| 371
|
Isuzu
| 21
| 365
|
Прочие
| 3
| 99
|
Всего
| 4579
| 14534
|
Полной массой 3,51—6,5 т
| ||
Новые
| ||
Volkswagen
| 331
| 730
|
Ford
| 194
| 4434
|
Peugeot
| 153
| —
|
Mercedes-Benz
| 90
| 2378
|
Hyundai
| 42
| 1209
|
Citroen
| 19
| 2
|
Hino
| 19
| —
|
FAW
| 12
| 40
|
IVECO
| 10
| 519
|
Прочие
| 20
| 1418
|
Всего
| 890
| 10730
|
Подержанные
| ||
Isuzu
| 125
| 1836
|
Mercedes-Benz
| 86
| 294
|
Toyota
| 78
| 1390
|
Mitsubishi
| 49
| 1657
|
Dodge
| 38
| 104
|
Hino
| 36
| 440
|
Nissan
| 22
| 452
|
Ford
| 18
| 89
|
Mazda
| 16
| 511
|
Hyundai
| 15
| 19
|
Volkswagen
| 15
| 66
|
IVECO
| 10
| 46
|
Прочие
| 10
| 82
|
Всего
| 518
| 6986
|
Марки
| 2009
| 2008
|
Полной массой 6,51—15,99 т
| ||
Новые
| ||
Hyundai
| 501
| 3907
|
Hino
| 113
| 193
|
Tata
| 102
| 707
|
Mercedes-Benz
| 69
| 142
|
IVECO
| 23
| 76
|
Ford
| 11
| 15
|
Прочие
| 22
| 1747
|
Всего
| 841
| 6787
|
Подержанные
| ||
Mercedes-Benz
| 309
| 1023
|
IVECO
| 224
| 296
|
Isuzu
| 185
| 1177
|
MAN
| 145
| 448
|
Mitsubishi
| 98
| 794
|
Hino
| 72
| 771
|
Nissan
| 40
| 448
|
Daf
| 35
| 115
|
Freightliner
| 29
| 171
|
Renault
| 25
| 108
|
Daewoo
| 15
| 22
|
Volvo
| 14
| 47
|
Прочие
| 40
| 357
|
Всего
| 1231
| 5777
|
Полной массой от 16 т
| |||
Марки
| 2009
| 2008
| |
Новые
| Всего
| В том числе
тягачей | Всего
|
КрАЗ
| 111
| 9
| 1100
|
Scania
| 74
| 50
| 5562
|
Volvo
| 70
| 42
| 6553
|
Shaanxi
| 64
| —
| 1005
|
DAF
| 54
| 53
| 679
|
Mercedes-Benz
| 42
| 15
| 2453
|
IVECO
| 40
| 3
| 2072
|
CNHTC (Howo)
| 33
| 4
| 2850
|
Foton
| 21
| —
| 638
|
MAN
| 20
| 15
| 8797
|
Tatra
| 19
| 7
| 533
|
Renault
| 18
| 18
| 1771
|
Hino
| 15
| 5
| —
|
Hyundai
| 10
| 8
| 370
|
Dongfeng
| 1
|
| 1562
|
Sisu
| 1
| —
| 116
|
Ford
| —
| —
| 1406
|
Прочие
| 12
| 3
| 4569
|
Всего
| 605
| 232
| 42016
|
Подержанные
| |||
DAF
| 1003
| 948
| 1999
|
Volvo
| 853
| 815
| 5245
|
Renault
| 834
| 801
| 1459
|
MAN
| 570
| 418
| 2225
|
Scania
| 343
| 320
| 1179
|
Mercedes-Benz
| 235
| 159
| 1925
|
IVECO
| 141
| 114
| 916
|
Freightliner
| 98
| 97
| 4972
|
ERF
| 75
| 75
| 145
|
Kenworth
| 38
| 38
| 398
|
Ford
| 17
| —
| —
|
Howo
| 15
| 1
| 5
|
Daewoo
| 13
| 1
| 409
|
Прочие
| 35
| 16
| 3064
|
Всего
| 4270
| 3803
| 23941
|
Вадим ДОБРОВОЛЬСКИЙ
Глобальный экономический кризис, сокращение грузоперевозок, замораживание инвестиций в строительную индустрию, мизерные объемы кредитования и сокращение прибылей — вот основные факторы, повлиявшие в 2009 году на продажи грузовых автомобилей и автобусов. Украинский «грузовой» рынок попросту сдулся: по данным ассоциации УкрАвтопром, в 2009 году в стране было продано менее 12 тысяч грузовых автомобилей всех классов (в 2008 году удалось реализовать почти 40 тысяч), а количество поставленных покупателям автобусов едва перевалило за две тысячи (против восьми тысяч годом раньше).
Самыми невостребованными оказались строительные самосвалы и седельные тягачи: их или не покупали вовсе, или предпочитали подержанные машины новым. Худо-бедно шла торговля малотоннажниками — грузоподъемностью до 2 т. Единоличный лидер в этом сегменте — российская «полуторка» Газель.
ГАЗ лидирует и в общем зачете (продано 4462 автомобиля), но благодарить за это нужно все ту же Газель. В этом году в продаже появится новая версия Газель-Бизнес, и можно предположить, что бренд лишь укрепит свое лидерство.
На втором месте обосновались китайские грузовики FAW (876 машин), модельный ряд которых покрывает запросы многих клиентов — от покупателей малотоннажных коммерческих версий до владельцев парков тяжелых самосвалов и строительной техники. «Призовую» тройку замкнул МАЗ (700), от которого немного отстал роcсийский КамАЗ (638).
Коммерческая линейка автомобилей Volkswagen (601) — это, прежде всего, грузовые версии моделей Transporter и Caddy: в силу более низкой цены, «каблучки» расходятся вдвое лучше «старших братьев».
ЗАЗ (504 автомобиля, шестое место в «абсолюте») выпускает «каблучки» на базе Ланоса и Таврии, которые по-прежнему пользуются спросом у мелких предпринимателей. «Таврический» пикап стоит дешевле, а потому продается намного активнее.
Основную прибыль дилерам Fiat (364) приносят фургончики Doblo, а продавцам грузовиков JAC (349) — малотоннажная модель 1020 (с одинарной и двойной кабиной) и в меньшей степени — «трехтонка» 1045.
Ford (317) и Renault (260) делают ставку на проверенных временем «трудяг» — модели Transit и Traffic. Есть спрос на индийские грузовики Tata (257) и японские Isuzu (227). Российский УАЗ (208) понемногу отстает, но архаичные «буханки» УАЗ-3909 и УАЗ-3741 все еще находят спрос — благодаря бросовым ценам. Ну а «коммерция» марки Citroen (206) держится на плаву лишь благодаря доступному фургончику Berlingo.
Mercedes-Benz (196 машин, львиная доля из которых — Sprinter) и Иж (190) закончили прошлый год вровень, хотя по цене машины несопоставимы. Следом идут Scania (189) и MAN (173). Но если продажи шведских магистральных тягачей и строительных грузовиков сократились вдвое, то спрос на Маны упал втрое. Список брендов, которым за год удалось продать более сотни машин, замкнул Peugeot (136).
Дальше счет идет уже на десятки заключенных сделок. Iveco (99) и Hyundai (97) не дотянули самую малость до круглой сотни, не шибко отстал и российский ЗиЛ (95). Продажи шведских Volvo (67), отечественных мастодонтов КрАЗ (67 машин, львиная доля которых ушла на экспорт), голладских грузовиков DAF (58) и китайских BAW (58) особой погоды на рынке не делали. Остальным и вовсе похвастать нечем: Skoda отправила заказчикам 41 «пирожок» Praktik на базе Румстера, а следом выстроилась весьма разношерстная компания — Mudan (30), Howo (27), Foton (26), БАЗ (16), САМС (15), Mitsubishi (13), Opel (13), Shaanxi (12).
Рынок автобусов в 2009 году обвалился вчетверо — с 8198 до 2184 машин. Первое и третье места рейтинга — за российскими марками ГАЗ (427) и ПАЗ (302): микроавтобусы на базе Газели пользуются популярностью среди перевозчиков в крупных городах, а ПАЗы — на периферии. Пассажирскими вариантами газовских Соболей прирастают в основном корпоративные парки.
Между «россиянами» вклинился отечественный БАЗ (Бориспольский автозавод, 309 машин). В 2009 году здесь сделали всего 239 автобусов, но на складах скопилось немало машин 2008 года выпуска (в тот год было выпущено 2464 автобуса). Продать больше собранного и частично расчистить склад удалось лишь благодаря предновогодним распродажам.
Едва сводит концы с концами и другое предприятие корпорации Эталон — Черниговский автозавод, специализирующийся на выпуске автобусов средней пассажировместимости: 11-я строчка рейтинга с результатом 55 машин. По сравнению с 2008 годом производство здесь сократилось катастрофически — с 1302 до 82 единиц! Слабым утешением может служить лишь то, что удалось дать ход новинке — туристической модели А08310 Мак на 35 пассажиров, которая пошла в продажу в феврале.
На четвертом месте — Богдан (240). Спад продаж — 78%, и если бы не разнообразие соплатформенных модификаций (городская, пригородная и туристическая версии строятся на единой агрегатной базе Isuzu), дела обстояли бы еще хуже.
Ненамного отстали украинские бренды Рута (224) и I-VAN (216), осевшие на пятой и шестой строках итоговой таблицы. Нынешние показатели Часовоярского ремзавода, собирающего городские маршрутки Рута на шасси газовской Газели, — лишь бледная тень итогов 2008 года, когда там продали 1117 машин. Чтобы привлечь клиентов, производитель предлагает заднюю пневмоподвеску для всех своих моделей. Продажи автобусов I-VAN сократились на треть, но объем производства грохнулся на все 73% (распродавали преимущественно «ай-вэны» 2008 года выпуска). Неожиданно увеличился спрос на китайские городские автобусы марки Youyi (61), а вот интерес к полноразмерным МАЗам упал — со 126 до 59 экземпляров.
Весь прошлый год ЛАЗ преследовали проблемы — то с собственниками, то с долгами. Результат печален — продано всего 17 машин. В этом году ситуация может измениться: львовяне должны отгрузить 40 автобусов украинской железной дороге, а боевой дух заводчан наверняка поднимет выигранный тендер на поставку 84 одиночных и сочлененных автобусов в Македонию (в 2010—2011 гг.)
Ушедший 2009 год не слишком порадовал продажами автобусов и микроавтобусов Volkswagen (44), Yutong (40), ХАЗ (28), Toyota (22). Буквально на пальцах можно пересчитать сделки по автобусам ГалАЗ (9), ЛиАЗ (9), Mercedes-Benz (8), Ford (5), Неман (5), Renault (4) и Скиф (4). Но жизнь продолжается, и остается лишь надеяться, что итоги первого квартала 2010 года дадут игрокам украинского рынка грузовиков и автобусов хотя бы небольшой повод для оптимизма.
Лидеры украинского
рынка новых грузовых автомобилей в 2009 году, шт.* | ||
Марка
| 2009 год
| 2008 год
|
ГАЗ
| 4462
| 12031
|
FAW
| 876
| 1734
|
МАЗ
| 700
| 2423
|
КамАЗ
| 638
| 2591
|
Volkswagen
| 601
| 1671
|
ЗАЗ
| 504
| 1580
|
Fiat
| 364
| 720
|
JAC
| 349
| 1707
|
Ford
| 317
| 1113
|
Renault
| 260
| 834
|
Tata
| 257
| 1406
|
Isuzu
| 227
| 534
|
УАЗ
| 208
| 422
|
Citroen
| 206
| 355
|
Mercedes-Benz
| 196
| 990
|
Иж
| 190
| 1287
|
Scania
| 189
| 569
|
MAN
| 173
| 807
|
Peugeot
| 136
| 637
|
Iveco
| 99
| 275
|
Hyundai
| 97
| 290
|
ЗиЛ
| 95
| 363
|
Volvo
| 67
| 710
|
КрАЗ
| 67
| 585
|
DAF
| 58
| 294
|
BAW
| 58
| 25
|
Skoda
| 41
| 184
|
Mudan
| 30
| 4
|
Howo
| 27
| 229
|
Foton
| 26
| 104
|
БАЗ
| 16
| 9
|
САМС
| 15
| 21
|
Mitsubishi
| 13
| 79
|
Opel
| 13
| 68
|
Shaanxi
| 12
| 18
|
Другие
| 78
| 3110
|
Всего
| 11665
| 39779
|
* По данным ассоциации УкрАвтопром
|
Лидеры украинского
рынка новых автобусов в 2009 году, шт.* | ||
Марка
| 2009 год
| 2008 год
|
ГАЗ
| 427
| 1255
|
БАЗ
| 312
| 1832
|
ПАЗ
| 302
| 1101
|
Богдан
| 240
| 1081
|
Рута
| 224
| 1117
|
I-VAN
| 216
| 326
|
Youyi
| 61
| 12
|
МАЗ
| 59
| 126
|
ЧАЗ
| 55
| 48
|
Volkswagen
| 44
| 195
|
УАЗ
| 41
| 137
|
Yutong
| 40
| 66
|
ХАЗ
| 28
| 93
|
Toyota
| 22
| 66
|
ЛАЗ
| 14
| 32
|
Hyundai
| 12
| 30
|
Shaolin
| 11
| 12
|
ТУР
| 10
| 4
|
ГалАЗ
| 9
| 60
|
ЛиАЗ
| 9
| 16
|
Mercedes-Benz
| 8
| 8
|
Temsa
| 7
| 23
|
Ford
| 5
| 16
|
Неман
| 5
| 0
|
Renault
| 4
| 4
|
Скиф
| 4
| 0
|
Другие
| 15
| 538
|
Всего
| 2184
| 8198
|
* По данным ассоциации УкрАвтопром
|
Георгий Овсянников
Директор департамента маркетинга и промышленно-экономического анализа ассоциации УкрАвтопром:
— Падение деловой активности болезненно отразилось на рынке коммерческой техники: спрос на автобусы сократился на 73%, а на грузовые автомобили — в 3,4 раза. Утрачен один из основных двигателей продаж — кредиты: в прошлом году по кредитным схемам реализовано лишь 1% грузовых автомобилей и 4% автобусов.
Обвал рынка ввел в кому отечественных производителей: выпуск грузовиков упал на 81%, автобусов — чуть ли не в восемь раз. Фактически остановлены некоторые предприятия — ЗАТ ЗКТ (ЛАЗ), ХАЗ Анто-РУС и другие.
Сергей Боровик
Руководитель дистрибьюторской компании ГАЗ Группы компаний АИС:
— Причины обвала рынка коммерческой техники известны: упала прибыль частных предпринимателей и небольших компаний — основных покупателей таких машин. Подспорьем могли бы стать кредитные или лизинговые предложения, но в прошлом году их количество сократилось катастрофически, а процентные ставки — выросли.
В сегменте малотоннажной техники наибольшим спросом пользовались машины ценой 6,5—10 тысяч евро. И альтернативу Газели могли составить лишь относительно новые подержанные иномарки. В 2010 году мы намерены укрепить свои позиции — в первую очередь, благодаря автомобилю ГАЗель-Бизнес, который начнет продаваться в апреле.
Олег Свинарчук
Президент корпорации Богдан
— Тенденции в экономике страны привели к логичному результату: в 2009 году продажи коммерческой техники значительно сократились. Вероятно, и в этом году нужно ждать дальнейшего падения спроса на грузовики и автобусы: по нашим прогнозам, эти сегменты сократятся еще на 13% и 34% соответственно — это означает, что суммарные продажи грузовиков всех мастей не превысят 14 тысяч, а автобусов и троллейбусов — 1,3 тысячи штук.
Стратегия корпорации Богдан в этом году будет строиться, в том числе, на расширении экспортной программы: мы планируем вывести на внешние рынки автобусы А401 и обновленный А092. Кроме того, серьезные ожидания связываем с пикапом Богдан 2310, поставки которого скоро начнутся в России.