«ТАКОГО количества импортных грузовиков в Россию не ввозили еще никогда», — так начинался комментарий к таможенной статистике, опубликованный год назад …


«ТАКОГО количества импортных грузовиков в Россию не ввозили еще никогда», — так начинался комментарий к таможенной статистике, опубликованный год назад (АР №3, 2009). В 2008 году границу пересекли 42 тысячи с лишним новеньких машин тяжелого класса — не считая средних и легких грузовиков... А рынок рухнул! Правда, часть грузовиков, скопившихся на площадках, все же удалось продать, другая часть была реэкспортирована.

Ввоз новой тяжелой техники упал в 69 раз: в 2009 году растаможено чуть больше шестисот новых тяжелых машин! Любопытно, что «импортером номер один» стал украинский КрАЗ со 111 экземплярами. Остальные недотянули и до этой планки: ввезено по семьдесят тяжелых машин Volvo и Scania, 54 ДАФа, примерно по сорок экземпляров IVECO и Mercedes, 20 МАНов, 18 тягачей Renault. Полностью прекратился импорт турецких грузовиков Ford Cargo (хотя в 2008 году ввезено почти полторы тысячи машин), бурная река «китайцев» превратилась в тоненький ручеек. Произошел и передел рынка «бэушек»: лидером стал DAF, а импорт подержанных «американцев» (в 2008 году было ввезено почти пять тысяч тягачей Freightliner!) упал до минимума.

Ввоз грузовых автомобилей в РФ в 2009 году
(подготовлено компанией Владвнешсервис по данным Федеральной таможенной службы)
Марки
2009
2008
Полной массой 2,8 – 3,5 т
Новые
Mitsubishi
2551
7490
Nissan
1238
3817
Mazda
952
2531
Ford
630
5983
Volkswagen
575
2352
LDV
320
3337
Peugeot
284
2979
IVECO
71
172
Citroen
68
275
Kia
65
365
Mercedes-Benz
64
973
Hyundai
50
28
Renault
48
190
Прочие
30
2364
Всего
6946
32856
Подержанные
Mercedes-Benz
1279
3279
Volkswagen
1098
2225
Ford
557
1871
Kia
447
255
Hyundai
248
127
Renault
161
621
Nissan
145
1308
Toyota
119
1772
Opel
117
296
Mitsubishi
105
829
Citroen
72
151
IVECO
70
476
Peugeot
57
206
Fiat
55
283
Mazda
25
371
Isuzu
21
365
Прочие
3
99
Всего
4579
14534
Полной массой 3,51—6,5 т
Новые
Volkswagen
331
730
Ford
194
4434
Peugeot
153

Mercedes-Benz
90
2378
Hyundai
42
1209
Citroen
19
2
Hino
19

FAW
12
40
IVECO
10
519
Прочие
20
1418
Всего
890
10730
Подержанные
Isuzu
125
1836
Mercedes-Benz
86
294
Toyota
78
1390
Mitsubishi
49
1657
Dodge
38
104
Hino
36
440
Nissan
22
452
Ford
18
89
Mazda
16
511
Hyundai
15
19
Volkswagen
15
66
IVECO
10
46
Прочие
10
82
Всего
518
6986
Марки
2009
2008
Полной массой 6,51—15,99 т
Новые
Hyundai
501
3907
Hino
113
193
Tata
102
707
Mercedes-Benz
69
142
IVECO
23
76
Ford
11
15
Прочие
22
1747
Всего
841
6787
Подержанные
Mercedes-Benz
309
1023
IVECO
224
296
Isuzu
185
1177
MAN
145
448
Mitsubishi
98
794
Hino
72
771
Nissan
40
448
Daf
35
115
Freightliner
29
171
Renault
25
108
Daewoo
15
22
Volvo
14
47
Прочие
40
357
Всего
1231
5777
Полной массой от 16 т
Марки
2009
2008
Новые
Всего
В том числе
тягачей
Всего
КрАЗ
111
9
1100
Scania
74
50
5562
Volvo
70
42
6553
Shaanxi
64

1005
DAF
54
53
679
Mercedes-Benz
42
15
2453
IVECO
40
3
2072
CNHTC (Howo)
33
4
2850
Foton
21

638
MAN
20
15
8797
Tatra
19
7
533
Renault
18
18
1771
Hino
15
5

Hyundai
10
8
370
Dongfeng
1
 
1562
Sisu
1

116
Ford


1406
Прочие
12
3
4569
Всего
605
232
42016
Подержанные
DAF
1003
948
1999
Volvo
853
815
5245
Renault
834
801
1459
MAN
570
418
2225
Scania
343
320
1179
Mercedes-Benz
235
159
1925
IVECO
141
114
916
Freightliner
98
97
4972
ERF
75
75
145
Kenworth
38
38
398
Ford
17


Howo
15
1
5
Daewoo
13
1
409
Прочие
35
16
3064
Всего
4270
3803
23941

Вадим ДОБРОВОЛЬСКИЙ

Глобальный экономический кризис, сокращение грузоперевозок, замораживание инвестиций в строительную индустрию, мизерные объемы кредитования и сокращение прибылей — вот основные факторы, повлиявшие в 2009 году на продажи грузовых автомобилей и автобусов. Украинский «грузовой» рынок попросту сдулся: по данным ассоциации УкрАвтопром, в 2009 году в стране было продано менее 12 тысяч грузовых автомобилей всех классов (в 2008 году удалось реализовать почти 40 тысяч), а количество поставленных покупателям автобусов едва перевалило за две тысячи (против восьми тысяч годом раньше).

Самыми невостребованными оказались строительные самосвалы и седельные тягачи: их или не покупали вовсе, или предпочитали подержанные машины новым. Худо-бедно шла торговля малотоннажниками — грузоподъемностью до 2 т. Единоличный лидер в этом сегменте — российская «полуторка» Газель.

ГАЗ лидирует и в общем зачете (продано 4462 автомобиля), но благодарить за это нужно все ту же Газель. В этом году в продаже появится новая версия Газель-Бизнес, и можно предположить, что бренд лишь укрепит свое лидерство.

На втором месте обосновались китайские грузовики FAW (876 машин), модельный ряд которых покрывает запросы многих клиентов — от покупателей малотоннажных коммерческих версий до владельцев парков тяжелых самосвалов и строительной техники. «Призовую» тройку замкнул МАЗ (700), от которого немного отстал роcсийский КамАЗ (638).

Коммерческая линейка автомобилей Volkswagen (601) — это, прежде всего, грузовые версии моделей Transporter и Caddy: в силу более низкой цены, «каблучки» расходятся вдвое лучше «старших братьев».

ЗАЗ (504 автомобиля, шестое место в «абсолюте») выпускает «каблучки» на базе Ланоса и Таврии, которые по-прежнему пользуются спросом у мелких предпринимателей. «Таврический» пикап стоит дешевле, а потому продается намного активнее.

Основную прибыль дилерам Fiat (364) приносят фургончики Doblo, а продавцам грузовиков JAC (349) — малотоннажная модель 1020 (с одинарной и двойной кабиной) и в меньшей степени — «трехтонка» 1045.

Ford (317) и Renault (260) делают ставку на проверенных временем «трудяг» — модели Transit и Traffic. Есть спрос на индийские грузовики Tata (257) и японские Isuzu (227). Российский УАЗ (208) понемногу отстает, но архаичные «буханки» УАЗ-3909 и УАЗ-3741 все еще находят спрос — благодаря бросовым ценам. Ну а «коммерция» марки Citroen (206) держится на плаву лишь благодаря доступному фургончику Berlingo.

Mercedes-Benz (196 машин, львиная доля из которых — Sprinter) и Иж (190) закончили прошлый год вровень, хотя по цене машины несопоставимы. Следом идут Scania (189) и MAN (173). Но если продажи шведских магистральных тягачей и строительных грузовиков сократились вдвое, то спрос на Маны упал втрое. Список брендов, которым за год удалось продать более сотни машин, замкнул Peugeot (136).

Дальше счет идет уже на десятки заключенных сделок. Iveco (99) и Hyundai (97) не дотянули самую малость до круглой сотни, не шибко отстал и российский ЗиЛ (95). Продажи шведских Volvo (67), отечественных мастодонтов КрАЗ (67 машин, львиная доля которых ушла на экспорт), голладских грузовиков DAF (58) и китайских BAW (58) особой погоды на рынке не делали. Остальным и вовсе похвастать нечем: Skoda отправила заказчикам 41 «пирожок» Praktik на базе Румстера, а следом выстроилась весьма разношерстная компания — Mudan (30), Howo (27), Foton (26), БАЗ (16), САМС (15), Mitsubishi (13), Opel (13), Shaanxi (12).

Рынок автобусов в 2009 году обвалился вчетверо — с 8198 до 2184 машин. Первое и третье места рейтинга — за российскими марками ГАЗ (427) и ПАЗ (302): микроавтобусы на базе Газели пользуются популярностью среди перевозчиков в крупных городах, а ПАЗы — на периферии. Пассажирскими вариантами газовских Соболей прирастают в основном корпоративные парки.

Между «россиянами» вклинился отечественный БАЗ (Бориспольский автозавод, 309 машин). В 2009 году здесь сделали всего 239 автобусов, но на складах скопилось немало машин 2008 года выпуска (в тот год было выпущено 2464 автобуса). Продать больше собранного и частично расчистить склад удалось лишь благодаря предновогодним распродажам.

Едва сводит концы с концами и другое предприятие корпорации Эталон — Черниговский автозавод, специализирующийся на выпуске автобусов средней пассажировместимости: 11-я строчка рейтинга с результатом 55 машин. По сравнению с 2008 годом производство здесь сократилось катастрофически — с 1302 до 82 единиц! Слабым утешением может служить лишь то, что удалось дать ход новинке — туристической модели А08310 Мак на 35 пассажиров, которая пошла в продажу в феврале.

На четвертом месте — Богдан (240). Спад продаж — 78%, и если бы не разнообразие соплатформенных модификаций (городская, пригородная и туристическая версии строятся на единой агрегатной базе Isuzu), дела обстояли бы еще хуже.

Ненамного отстали украинские бренды Рута (224) и I-VAN (216), осевшие на пятой и шестой строках итоговой таблицы. Нынешние показатели Часовоярского ремзавода, собирающего городские маршрутки Рута на шасси газовской Газели, — лишь бледная тень итогов 2008 года, когда там продали 1117 машин. Чтобы привлечь клиентов, производитель предлагает заднюю пневмоподвеску для всех своих моделей. Продажи автобусов I-VAN сократились на треть, но объем производства грохнулся на все 73% (распродавали преимущественно «ай-вэны» 2008 года выпуска). Неожиданно увеличился спрос на китайские городские автобусы марки Youyi (61), а вот интерес к полноразмерным МАЗам упал — со 126 до 59 экземпляров.

Весь прошлый год ЛАЗ преследовали проблемы — то с собственниками, то с долгами. Результат печален — продано всего 17 машин. В этом году ситуация может измениться: львовяне должны отгрузить 40 автобусов украинской железной дороге, а боевой дух заводчан наверняка поднимет выигранный тендер на поставку 84 одиночных и сочлененных автобусов в Македонию (в 2010—2011 гг.)

Ушедший 2009 год не слишком порадовал продажами автобусов и микроавтобусов Volkswagen (44), Yutong (40), ХАЗ (28), Toyota (22). Буквально на пальцах можно пересчитать сделки по автобусам ГалАЗ (9), ЛиАЗ (9), Mercedes-Benz (8), Ford (5), Неман (5), Renault (4) и Скиф (4). Но жизнь продолжается, и остается лишь надеяться, что итоги первого квартала 2010 года дадут игрокам украинского рынка грузовиков и автобусов хотя бы небольшой повод для оптимизма.

Лидеры украинского
рынка новых грузовых автомобилей
в 2009 году, шт.*
Марка
2009 год
2008 год
ГАЗ
4462
12031
FAW
876
1734
МАЗ
700
2423
КамАЗ
638
2591
Volkswagen
601
1671
ЗАЗ
504
1580
Fiat
364
720
JAC
349
1707
Ford
317
1113
Renault
260
834
Tata
257
1406
Isuzu
227
534
УАЗ
208
422
Citroen
206
355
Mercedes-Benz
196
990
Иж
190
1287
Scania
189
569
MAN
173
807
Peugeot
136
637
Iveco
99
275
Hyundai
97
290
ЗиЛ
95
363
Volvo
67
710
КрАЗ
67
585
DAF
58
294
BAW
58
25
Skoda
41
184
Mudan
30
4
Howo
27
229
Foton
26
104
БАЗ
16
9
САМС
15
21
Mitsubishi
13
79
Opel
13
68
Shaanxi
12
18
Другие
78
3110
Всего
11665
39779
* По данным ассоциации УкрАвтопром

Лидеры украинского
рынка новых автобусов
в 2009 году, шт.*
Марка
2009 год
2008 год
ГАЗ
427
1255
БАЗ
312
1832
ПАЗ
302
1101
Богдан
240
1081
Рута
224
1117
I-VAN
216
326
Youyi
61
12
МАЗ
59
126
ЧАЗ
55
48
Volkswagen
44
195
УАЗ
41
137
Yutong
40
66
ХАЗ
28
93
Toyota
22
66
ЛАЗ
14
32
Hyundai
12
30
Shaolin
11
12
ТУР
10
4
ГалАЗ
9
60
ЛиАЗ
9
16
Mercedes-Benz
8
8
Temsa
7
23
Ford
5
16
Неман
5
0
Renault
4
4
Скиф
4
0
Другие
15
538
Всего
2184
8198
* По данным ассоциации УкрАвтопром


Георгий Овсянников

Директор департамента маркетинга и промышленно-экономического анализа ассоциации УкрАвтопром:

— Падение деловой активности болезненно отразилось на рынке коммерческой техники: спрос на автобусы сократился на 73%, а на грузовые автомобили — в 3,4 раза. Утрачен один из основных двигателей продаж — кредиты: в прошлом году по кредитным схемам реализовано лишь 1% грузовых автомобилей и 4% автобусов.

Обвал рынка ввел в кому отечественных производителей: выпуск грузовиков упал на 81%, автобусов — чуть ли не в восемь раз. Фактически остановлены некоторые предприятия — ЗАТ ЗКТ (ЛАЗ), ХАЗ Анто-РУС и другие.


Сергей Боровик

Руководитель дистрибьюторской компании ГАЗ Группы компаний АИС:

— Причины обвала рынка коммерческой техники известны: упала прибыль частных предпринимателей и небольших компаний — основных покупателей таких машин. Подспорьем могли бы стать кредитные или лизинговые предложения, но в прошлом году их количество сократилось катастрофически, а процентные ставки — выросли.

В сегменте малотоннажной техники наибольшим спросом пользовались машины ценой 6,5—10 тысяч евро. И альтернативу Газели могли составить лишь относительно новые подержанные иномарки. В 2010 году мы намерены укрепить свои позиции — в первую очередь, благодаря автомобилю ГАЗель-Бизнес, который начнет продаваться в апреле.


Олег Свинарчук

Президент корпорации Богдан

— Тенденции в экономике страны привели к логичному результату: в 2009 году продажи коммерческой техники значительно сократились. Вероятно, и в этом году нужно ждать дальнейшего падения спроса на грузовики и автобусы: по нашим прогнозам, эти сегменты сократятся еще на 13% и 34% соответственно — это означает, что суммарные продажи грузовиков всех мастей не превысят 14 тысяч, а автобусов и троллейбусов — 1,3 тысячи штук.

Стратегия корпорации Богдан в этом году будет строиться, в том числе, на расширении экспортной программы: мы планируем вывести на внешние рынки автобусы А401 и обновленный А092. Кроме того, серьезные ожидания связываем с пикапом Богдан 2310, поставки которого скоро начнутся в России.