В прошлом выпуске рубрики была опубликована статистика продаж импортных грузовиков за три квартала, подготовленная Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ). В ней …

Статистика подготовлена компанией ВладВнешСервис по данным Федеральной таможеной службы

В прошлом выпуске рубрики (АР №22, 2010) была опубликована статистика продаж импортных грузовиков за три квартала, подготовленная Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ). В ней учитываются проданные машины (по данным представительств компаний). А сейчас мы публикуем таможенную статистику: она учитывает, сколько машин растаможено — то есть пересекло границу страны.

Сравнив данные обоих источников, мы выяснили любопытную вещь. Если до кризиса количество новых ввезенных и проданных грузовиков примерно совпадало, то теперь оно зачастую различается на сотни экземпляров.

Компания IVECO продала за три квартала на 1007 тяжелых машин больше, нежели ввезла, MAN — на 799 единиц, Mercedes — на 473, Renault — на 344 (ввезено всего 20 экземпляров!), Scania — на 544, Volvo — на 664 машины. Конечно, у обеих шведских компаний есть заводы на российской земле, и часть проданных машин могла завозиться как комплектующие. Но в целом ситуация ясна: компании распродавали немалый «сток», скопившийся на стоянках с докризисных времен.

Еще одна тенденция, которая отлично прослеживается, — рухнул импорт «китайцев». К примеру, импорт тяжелых машин FAW упал по сравнению с 2008 годом больше чем в сто раз!

Ситуация с турецой моделью Ford Cargo, которой активно торговали до кризиса, туманна: по данным АЕБ, продан 231 грузовик, а вот ввезено всего четыре. Будут ли их брать перевозчики в дальнейшем?

Чешская Tatra понемногу увеличивает поставки: завезено 65 машин, в том числе два десятка тягачей. Растет импорт украинских КрАЗов: за три месяца завод поставил в Россию почти треть от выпущенных 712 экземпляров.

После того как таможня «отрубила» ввоз подержаных грузовиков старше трех лет, рынок тяжелых «бэушек» заметно «ужался», а импорт американских тягачей и вовсе почти прекратился: 22 Фрейтлайнера, 16 Интеров, девять Кенвортов... А первое место, отодвинув марку Volvo, занял DAF: тягачи этой марки пользуются отличным спросом у наших перевозчиков.

Дальнейшие перспективы рынка тяжелых грузовиков пока непонятны. С одной стороны, продавцы и «бодибилдеры» (то есть производители кузовов) отмечают резкий рост числа заказов, с другой — ходят слухи о возможном введении 25-процентной пошлины на импортные грузовики Euro 4 и Euro 5.

Осталось дождаться открытия сборочного завода Mercedes-Benz — и посмотреть, насколько это повлияет на позицию марки. Сейчас по количеству проданных машин Mercedes на пятом месте, а по количеству ввезенных — на шестом.

Более 1800 новых и почти 3300 подержанных импортных автобусов за девять месяцев — не так плохо для послекризисного года. И это без учета многочисленных маршруток на импортных шасcи (Mercedes, IVECO, Ford и т.д.), которые переделываются в России из фургонов и, соответственно, учитываются как грузовики.

Безоговорочный лидер и среди новых, и среди подержанных машин — Hyundai, тем более что сборка этих автобусиков налажена сразу на двух заводах (ростовском РЗГА и кемеровском Кuzbass). «Китайцев» тоже везут, хотя намного меньше, нежели до кризиса: всего в страну пришло 308 китайских автобусов, в основном Higer и Yutong. Чуть больше, чем «китайцев», завезено украинских Богданов. А вот европейские компании если и продавали большие автобусы, то зачастую из числа уже завезенных в страну.

Например, питерский Пассажиравтотранс приобрел сразу 20 междугородных автобусов MAN Lion's Classic: они будут ходить в Псков и Великий Новгород. Но все эти автобусы — из складских запасов 2008 года.

ГРУЗОВИКИ
Полной массой до 3,5 т
Новые
Подержанные
Mitsubishi
2235
Mercedes-Benz
1508
Peugeot
2139
Volkswagen
1399
Nissan
1298
Kia
991
Ford
1106
Ford
915
Volkswagen
839
Hyundai
471
Kia
377
Renault
179
Mazda
377
IVECO
150
Citroen
336
Opel
129
Hyundai
67
Nissan
126
IVECO
66
Toyota
104
Mercedes-Benz
43
Citroen
84
Dongfeng
24
FIAT
82
Great Wall
10
Peugeot
68
Прочие
24
Прочие
92
Всего
8941
Всего
6298
3,51—6,5 т
Новые
Подержанные
Peugeot
1454
Mercedes-Benz
92
Ford
871
Isuzu
56
Hyundai
652
Toyota
41
Volkswagen
492
Mitsubishi
34
Mercedes-Benz
405
Hino
23
IVECO
280
Ford
20
Citroen
56
Volkswagen
16
Hino
41
Dodge
15
Foton
23
Nissan
11
Прочие
5
Прочие
30
Всего
4279
Всего
338
6,51—16 т
Новые
Подержанные
Hyundai
2296
MAN
250
Hino
234
Mercedes-Benz
116
Mercedes-Benz
84
Hyundai
24
Foton
18
Hino
19
Ford
14
Isuzu
18
IVECO
6
DAF
13
MAN
4
IVECO
11
Volvo
4
Mitsubishi
11
Avia
1
Daewoo
9
Прочие
6
Прочие
20
Всего
2667
Всего
491
больше 16 т
Новые
Подержанные
Всего
Тягачей
Всего
Тягачей
MAN
1178
462
DAF
959
927
Scania
450
372
Volvo
914
870
IVECO
395
359
MAN
650
528
Volvo
330
166
Renault
366
335
КрАЗ
240
24
Mercedes-Benz
352
269
Mercedes-Benz
193
131
Scania
223
207
DAF
113
109
IVECO
112
94
Shaanxi
77
4
Daewoo
35
1
CNHTC (Howo, Hova, Hania)
69
10
Hyundai
28
1
Tatra
65
20
Freightliner
22
19
Dongfeng
32
0
International
16
13
Renault
20
12
Kenworth
9
8
Daewoo
19
7
CNHTC
11
0
Hyundai
17
1
Peterbilt
8
8
Foton
14
1
Hino
6
0
CAMC
13
0
Tatra
4
0
FAW
11
5
Nissan
3
1
Прочие
11
2
Прочие
13
4
Всего
3247
1685
Всего
3731
3285

АВТОБУСЫ
  до 6 м
6—8 м
8—12 м
>12 м
Итого
Новые
Hyundai
405
43
84
5
537
Toyota
339
3


342
Богдан

334


334
Higer


148

148
Yutong

11
118
12
141
Ford
29
41


70
MAN


4
55
59
IVECO

2

51
53
БАЗ

38


38
Zhongtong


16
3
19
Scania



17
17
Daewoo


13
2
15
Sor


10
5
15
Neoplan



13
13
Прочие
4
8
7
24
43
Всего
777
480
400
187
1844
Подержанные
Hyundai
2580
37
112
7
2736
Kia
49
1
114
47
211
Daewoo


116
9
125
Toyota
72
5


77
Mercedes-Benz
10
9
5
6
30
SsangYong
30



30
Nissan
10



10
Setra


2
6
8
Прочие
4
6
2
18
30
Всего
2755
58
351
93
3278*
* Включая 21 автобус неустановленной длины