Как избежать мошенничества в автосалонах?

Как избежать мошенничества в автосалонах?
РЕКЛАМА | 14 сентября 2017

В сводках новостей еженедельно появляются новости о судебных тяжбах с «серыми» автосалонами, которые нагло обманывают покупателей. Оперативники задерживают сотрудников очередной компании, изымают документы, допрашивают пострадавших, передают дела в суд, но через пару месяцев скандальный автосалон вновь начинает работать, но уже под другим именем. Как это происходит и какие тонкости скрывают известные мошеннические схемы, расскажем в этой статье.

От смены имени репутация не меняется

По данным Прокуратуры города Москвы, в 2014 году было заведено уголовное дело по статье 159 «Мошенничество в особо крупном размере» на сотрудников автосалона «Аврора Центр», он же «Амазон Авто», «Авторестарт», «Вастерос Авто» и «Вектор». Несколько лет подряд автосалон менял названия, и с помощью одних и тех же схем сотрудники обманывали покупателей, запугивали и вынуждали приобретать машины по неоправданно завышенным ценам. От их действий пострадали сотни клиентов, а ущерб, только по официальным данным, составил более 12 миллионов рублей. В данный момент по уголовному делу №336387 проходят пять человек, в том числе одна женщина. Наказание предусматривает несколько мер в зависимости от решения суда. Самое строгое предполагает лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

Так происходит не только в Москве. Еще одно громкое дело по статье «Мошенничество» всплыло, например, в Санкт-Петербурге. Как сообщает ГСУ Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу, в 2014 году было завершено расследование уголовного дела в отношении сотрудников нескольких фиктивных автосалонов. Преступная группа под видом легальной деятельности осуществляла куплю-продажу автомобилей и под различными предлогами вносила в договоры сведения о комиссии, подлежащей уплате, а также неустойках в случае расторжения договоров. «Евросиб Моторс», «Соллерс Авто Ком», «Восток Импорт», «Атлант Авто», «Автодом», «Пулково-Авто», «Лахта-Мотрос» и «Мега Транс» располагались в разных районах города и путем махинаций похитили более 10 миллионов рублей.

Но самый большой резонанс вызвала афера в Ставропольском крае. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, генеральный директор нескольких известных в регионе автосалонов обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ст. 159.4 УК РФ «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности». Только за период с июня 2013 года по сентябрь 2014 года в результате мошеннических действий сотрудников салона «АльфаКар Кавказ» было похищено более 300 миллионов рублей и пострадало 490 человек!

Тонкости развода

Несмотря на пристальное внимание органов власти, «серые» автосалоны продолжают функционировать и зарабатывать обманным путем. В подавляющем большинстве случаев за действия компании отвечают обычные менеджеры, которые и оказываются под следствием. А владельцы открывают новую фирму по тому же адресу, но с другим названием и продолжают вести бизнес, построенный на мошенничестве.

Продажа машин не самого лучшего качества путем манипуляции с договорами купли-продажи — основная схема, к которой сводится вся работа «серых» салонов.

Подписал договор — сам виноват. Документ будет играть на стороне мошенников. Поэтому вся усердная работа менеджеров направлена на то, чтобы клиент поставил заветную подпись. В большинстве случаев в ловушку попадают покупатели из других регионов. В погоне за низкой ценой из рекламного предложения они сталкиваются с многочасовым ожиданием в душных переговорных, расстаются с денежными средствами, документами и даже обрекают себя на неподъемные кредиты.

Сейчас приедет, мамой клянусь

Покупатель выбирает по объявлению Renault Duster 2016 года и видит привлекательное предложение в хорошей комплектации за 600 тысяч рублей, что существенно ниже рыночных цен. К тому же в подарок обещают зимнюю резину. Он созванивается с менеджером автосалона, убеждается по телефону, что машина забронирована и стоит на площадке. По приезде клиенту сообщают, что автомобиль на складе в другом районе города (или вообще за городом). Чтобы авто привезли, нужно заключить предварительный договор и внести аванс, который составляет 10% от стоимости автомобиля, то есть 60 тысяч рублей.

Пока вы будете сомневаться и говорить менеджеру, что хотите для начала взглянуть на машину, продавец заверит, что без предоплаты никак. А вдруг вы передумаете? Тогда менеджеру несдобровать. Верите на слово и читаете предварительный договор. Смущает единственный момент: салон обязуется передать вам машину в течение двух недель после оплаты. И на это менеджер найдет доводы и пообещает, что автомобиль точно привезут в течение трех—четырех часов, а менять договор из-за одной строчки — это не по-человечески. Может, дорожная усталость, может, желание быстрее купить авто и уехать домой или убедительные слова менеджера, но в итоге ваша бдительность будет сведена к нулю. Невнимательно прочитав остальной текст, вы подписываете договор, вносите залог и начинаете ждать…

Томительное ожидание прервет знакомый продавец. Вдруг выясняется, что при погрузке с иномаркой случились неполадки и автосалон не может ее продать. Вернуть деньги тоже не может, так как не отказывается от совершения сделки, а просто передаст автомобиль позже в указанные сроки. Вспомните, вы сами подписались под этим. Если не согласны, то можете написать заявление на возврат денежных средств, и в течение десяти дней руководство его рассмотрит. Если и тут не согласны, то можете выбрать любой автомобиль, который есть в наличии на площадке. Например, такой же Renault Duster только 2015 года выпуска за 700 тысяч рублей и в базовой комплектации. Чтобы не расстаться с задатком, вы будете вынуждены купить любое авто по той цене, которая взбредет в голову продавцу.

Ошибочка вышла

Вы едете смотреть Kia cee´d 2012 года за 400 тысяч рублей, хотя аналогичные стоят от 450 тысяч. Вам показывают машину, копии документов на нее. Вам кажется, что все в порядке, поэтому автосалон начинает оформление покупки. Для начала вам предложат ознакомиться с очень объемным договором со сложными формулировками, большинство пунктов которого даже не имеет отношения к непосредственной сделке. Менеджер будет несколько раз переделывать документ, отвлекать покупателя — в общем, делать все, чтобы клиент потерял бдительность и в конце концов подписал договор.

Бдительность вы действительно потеряете, так как процедура займет большую часть дня и пройдет в душном помещении. А конечный вариант договора принесут практически перед закрытием автосалона. Подписываете документ, вносите в кассу указанную в объявлении сумму 400 тысяч рублей и ждете получения акта приема-передачи. Вдруг менеджер объявляет, что нужно доплатить еще 200 тысяч. Сумма, которую вы внесли, является ценой автомобиля. Но в договоре еще прописаны предпродажная подготовка, техническое обслуживание, НДС, комиссионные сборы за оформление сделки. Действительно, все это указано. Более того, в одном из пунктов красуется штраф за расторжение договора в размере 50 тысяч рублей.

Вы можете уехать и попытаться впоследствии вернуть деньги через суд, но добровольно подписанный договор вряд ли будет на вашей стороне. Вам остается либо доплатить и забрать выбранный автомобиль, либо выбрать другую машину на площадке за внесенную сумму. Например, Chevrolet Lacetti 2010 года, который, как потом выяснится, несколько раз побывал в ДТП и имеет серьезные проблемы по ходовой части.

Еле ноги унес

Вы приезжаете в автосалон за автомобилем Hyundai Solaris 2015 года, цена которого 450 тысяч рублей. Машина на месте, состояние полностью вас устраивает, и вы хотите взять ее в кредит. Предварительно вам сообщают, что несколько банков готовы одобрить вам заем с кредитной ставкой до 11,5% годовых. Только для начала нужно оформить договор купли-продажи и внести аванс, который составляет 150 тысяч рублей. Вы отдаете паспорт для оформления документов, вносите аванс и теперь ждете кредитный договор.

Проходит несколько часов ожидания, в течение которых вам говорят, что вот-вот — и сделка завершится. Ближе к ночи кредитный договор наконец готов. Открываете и видите, что стоимость машины выросла до 700 тысяч рублей. По словам менеджера, для кредитного авто обязательны сигнализация, страховка, внесение в реестр. Плюс в стоимость включен утилизационный сбор, который является обязательным и составляет 15% от стоимости машины (никого не смущает, что платит этот сбор производитель или тот, кто ввозит авто из-за границы), а также расчетно-кассовое обслуживание и комиссия салона за выдачу кредита.

Вы готовы отказаться от покупки и даже заплатить штраф за расторжение договора. Но тут начинается самый настоящий шантаж и запугивание. Вам угрожают, что не отдадут паспорт до тех пор, пока вы не подпишите договор. Спорить с несколькими агрессивно настроенными «управляющими» в закрытом помещении сложно, и вы сдаетесь лишь бы унести ноги из этого места. Уже по приезде домой вы поднимаете подписанный договор и понимаете, что согласились не только на неоправданно завышенную стоимость авто, но и на кабальные условия, так как ставка по кредиту выросла до 24,5% годовых.

Рекомендации от Automama при покупке у неофициального дилера

Недобросовестные автосалоны не только применяют давно известные схемы мошенничества, но и постоянно придумывают новые ухищрения. Однако, следуя следующим рекомендациям, вы значительно снизите риск обмана.

1. Прежде чем связываться с автосалоном, проверьте его репутацию (адрес сайта, год создания, финансовые показатели). Узнав основные реквизиты компании, запросите информацию о статусе юридического лица, виде деятельности и уставном капитале на бесплатном портале Налог.ру.

2. Запросите дистанционно VIN-номер и проверьте автомобиль по открытым базам данных. Честная компания без проблем предоставит нужную информацию.

3. Посмотрите, есть ли авто в наличии. Если нет — уезжайте.

4. Проверьте, совпадает ли цена в объявлении с фактической ценой в автосалоне.

5. Внимательно изучите документы на машину и проверьте, совпадает ли информация в ПТС с реальными данными на самом авто (VIN, номер двигателя, цвет кузова). Документы обязаны представить по первому требованию.

6. Попросите копии документов, по которым автомобиль попал в салон (договор купли-продажи или договор комиссии). При оформлении сделки копия прилагается к основному пакету документов.

7. Спросите, можно ли осмотреть машину со своим экспертом или отвезти авто на диагностику. Салон, которому есть что скрывать, на это не пойдет.

8. Обратите внимание, есть ли у компании уголок потребителя, где представлены основные юридические документы, а также книга отзывов и предложений.

9. Не отдавайте паспорт, пока не проверите все предыдущие пункты.

10. Внимательно читайте договор и не подписывайте его, если в чем-то сомневаетесь.

Компания Automama убеждена, что покупка автомобиля должна быть радостным событием в любой семье. Поэтому мы создаем максимально комфортные условия, чтобы вы могли смело приобретать понравившееся авто. Наши площадки расположены на территории крупных торговых центров, любой автомобиль можно посмотреть, записавшись на тест-драйв, и на все машины действует семидневная гарантия возврата денег, чтобы вы были уверены в честности сделки. Приезжайте в Automama и выбирайте свое авто!