Владимир Мельников познакомился с новым кроссовером Mazda CX-5

Фото: Владимир Мельников | компания Mazda

Я все-таки не смог удержаться.

- Простите, но вместо изгибов тел животных я вижу в экстерьере Мазды CX-5 другие автомобили. Спереди - Mitsubishi ASX, сбоку - Volvo XC60, а бумеранги задних стоек нынче и вовсе становятся общим местом.

В ответ главный дизайнер кроссовера Масаши Накаяма сложил большие и указательные пальцы в два круга, поднес их к глазам:

- Если смотреть только сюда, то многие люди похожи, но взгляните на лицо целиком - мы все разные.

Разглядеть в атлетичных задних арках лапы гепарда я должен был потому, что внешность CX-5 создана в рамках новой дизайнерской философии Kodo - душа движения, которая станет основой для всех грядущих Мазд. Этакое переосмысление биодизайна с массой сложных линий и объемными боковинами.

Но интерьер с плоской панелью, как у BMW, выполнен в совсем ином стилистическом ключе. Верхняя накладка панели полностью сделана из мягкого пластика, а в нее, как орешек в шоколад, «вплавлен» монитор диагональю 5,8 дюйма. Ох, сколько лет российские покупатели Мазд ждали этого экрана...

Приборы стали скучнее, зато данные маршрутного компьютера транслируются в правом «глазке» щитка, а не в центре передней панели, как у прежних Мазд
Хода рычага «механики» сократились с прежних 50 мм до 45 мм: избирательность на высоте, усилия минимальны
0 / 0

Полностью перекроены и приборы: вместо привычных колодцев - лишь небольшие «светофорные» козырьки, стрелки покоятся с дифферентом на левую сторону, а цифры посеребрила бело-лунная подсветка. Неужели седина?

Но когда дело дошло до техники, японцы вновь напомнили про философию Jinba Ittai, то бишь про единение водителя с автомобилем. Вдобавок CX-5 - пио­нер серийного использования технологий Skyactiv. Это общее название начинки всех будущих Мазд: новая платформа со стойками McPherson спереди и многорычажкой сзади, бензиновый двигатель Skyactiv-G и дизельный Skyactiv-D, оба со степенью сжатия 14:1, плюс новые шес­тиступенчатые «механика» и «автомат».

Дизайн менее яркий, но качество материалов выше. Управлять мультимедийной системой можно с помощью пульта на центральном тоннеле или непосредственно нажимая на иконки на сенсорном экране

Я начал с переднеприводного кроссовера с бензиновым мотором. Он развивает 165 л.с., на полноприводных версиях из-за иной программы управления выдает на пять сил меньше, но... Для России подготовлена другая спецификация: что на передне-, что на полноприводных Маздах мотор дефорсирован до 150 л.с. Сэкономленные по московским ставкам транспортного налога 1770 рублей многие владельцы наверняка вложат в чип-тюнинг, чтобы вернуть мотору «евромощность» - ведь «железо» останется аналогичным. Маздовцы уверяют, что кроссовер без сбоев прошел сертификационные испытания на отечественном 95-м бензине. Но на североамериканский рынок будут поставлять дефорсированные моторы со степенью сжатия 13:1, рассчитанные на бензин с октановым числом 92.

Кресла самой дорогой версии Sport радуют умеренной жесткостью и развитым профилем. Каркас теперь выполнен из прутка

Посадка сзади — примерно как в Тигуане. Место среднего пассажира слишком жесткое из-за спрятанного в спинке подлокотника

Посадка за рулем для Мазды непривычно высокая - даже в кроссовере CX-7сидишь ближе к полу. Но воздуха над головой при этом ощутимо больше. И кресло удобнее: приятно обхватывает бока, плотно облегает спину, а подушка любезно поддерживает бедра даже высоких людей. Но регулируемый поясничный подпор давит больше на копчик - хотелось бы повыше.

Работающий на холостых оборотах бензиновый мотор вообще не слышно. Стартовать легко: первая передача «короткая», момент схватывания сцепления ясен сразу. Почти без усилия короткоходный рычаг влетает в позицию второй передачи, я прожимаю напольную педаль газа и… Ничего особенного. Четыре, пять, шесть: мотор Skyactiv-G ведет стрелку тахомет­ра безынтересно, будто учитель - нудную­ лекцию. Никакой заметной разницы с прежним двухлитровым двигателем серии MZR.

Обратный наклон решетки радиатора задает угол продольному ребру, протянувшемуся вдоль всей боковины, — даже в статике CX-5 будто мчится во весь опор. Из-за длинного переднего свеса (935 мм) угол въезда — всего 18,6° (Toyota RAV4 способна брать подъемы на пять градусов круче). Измеренный мной дорожный просвет под пластиковой защитой силового агрегата — около 190 мм

То ли дело новый шестиступенчатый «автомат». Его гидротрансформатор блокируется сразу после старта - и если раньше «автоматические» Мазды реагировали на газ вяло, то теперь - немногим хуже, чем с «механикой»! Согласно паспортным данным, переднеприводный СХ-5 с «автоматом» разгоняется до 100 км/ч за те же 9,3 с, что и кроссовер с «механикой».

Ну а тем, кто любит погорячее, нужен... Битурбодизель Skyactiv-D!

Существует его 150-сильная версия, но я поездил на самом мощном варианте - 175 л.с.

Забудьте все, что вы знали о современных дизелях с отсутствием «низовой» тяги и узким рабочим диапазоном: Skyactiv-D тащит везде и всегда, от 1500 об/мин до максимальных 5200 об/мин! Да-да, его незазорно выкрутить до отсечки и заставить стронуть кроссовер с места без помощи газа на машине с «механикой»! И, похоже, японцы услышали наши просьбы - в России будет дизельная Mazda CX-5. Увы, не в следующем году - бизнес-план на него сверстан лишь с учетом бензинового кроссовера.

Система City Safety будет доступна уже в базовом оснащении начиная с версии Touring за 1 млн 91 тысячу рублей. Она активируется на скорости от 4 до 30 км/ч и, в точности как одноименный комплекс на автомобилях Volvo, убережет автомобиль от удара на скорости до 15 км/ч, а в остальных случаях минимизирует последствия аварии

Еще один плюс дизельного автомобиля - лучшая плавность хода. Если бензиновый CX-5 наезжал на заплатки и стыки с привычным маздовским толчком, а ямы покрупнее обязательно озвучивались стуком задней подвески, то дизельная машина едет глаже и тише. Энергоемкости, правда, все равно не хватает. Вдобавок у «дизеля» чуть выше реактивное усилие на руле, но характер его нарастания у всех CX-5 довольно логичен, хотя и лишен «прозрачности» прежних моделей - увы, дает о себе знать электроусилитель на рулевом валу.

Однако серьезных претензий всего две. Первая - нехватка чувствительности при малых углах поворота руля, несмот­ря на то что от упора до упора он делает всего 2,6 оборота. Вторая - неожиданно сильные крены. Причем CX-5 наваливается на внешние колеса в самом начале маневра и дальше угол наклона остается практически неизменным. В остальном шасси отличное - Mazda без сбоев чертит прямые и дуги разной крутизны, а под сброс газа охотно доворачивается. Не зря референсным автомобилем для японцев служил Volkswagen Tiguan.

Система стабилизации у CX-5 не отключается — можно только «притупить» чувствительность контроля тяги. На том же пульте слева от руля расположены выключатели опционной системы мониторинга мертвых зон (она сканирует 70-метровую зону позади автомобиля), слежения за разметкой, автоматического переключателя дальнего света и системы i-stop, которая глушит двигатель во время коротких остановок и запускает его всего за 0,4 с

Слабым местом по-прежнему остается шумоизоляция. Оба двигателя давят гулом ближе к максимальным оборотам, уже с 90 км/ч назойливо нудит ветер в зеркалах, да так громко, что перекрывает шум от дороги. Хотя на отечественных трассах с песочком и камушками ситуация может измениться. Все-таки CX-5 оказался самым легким в классе не только за счет широкого использования высокопрочных сталей в кузове… И на огрехи предсерийных машин это не спишешь - как, например, неудачную настройку педали тормоза, которая при активном замедлении проваливается слишком глубоко.

Кузов Мазды CX-5 весит всего 322 кг: на высокопрочные стали приходится 61%, причем 2% — с пределом текучести 1800 Мпа (усилители бамперов и стыки центральной стойки с крышей). Жесткость на кручение составляет 27000 Нм/град. против 23700 Нм/град. у Мазды CX-7. Силовые элементы (окрашены бордовым) тянутся через весь кузов, сварные швы в районе задних колесных арок проклеены. Интересно, что для комплексной оценки кузова японцы используют так называемый индекс легкости L, показывающий зависимость жесткости кузова от его массы и размеров — L=M/(Ct x A), где М — масса кузова, Сt — его жесткость на кручение, А — произведение колесной базы на ширину колеи. У кроссовера CX-5 L индекс легкости — 2,79, а у Мазды CX-7 — 3,4

Как будут обстоять дела на товарных автомобилях, мы узнаем уже в феврале - российские дилеры получат машины на два месяца раньше, чем страны Западной Европы. Цены уже известны - от 911 тысяч рублей за базовую версию Direct ­(тканевые сиденья с обогревом, кондиционер, электропривод зеркал) с передним приводом и механической коробкой передач. Но самой популярной должна стать полноприводная Mazda CX-5 с «автоматом» в версии Touring за 1 млн 180 тысяч рублей. Здесь есть уже двухзонный климат-контроль, сиденье с поясничным подпором, круиз-контроль, датчики света и дождя и система City Safety, которая самостоятельно тормозит при возникновении опасности столкновения. Схожим образом оснащенный Volkswagen Tiguan со 170-сильным мотором и шестис­тупенчатым «автоматом» дороже на 40 тысяч руб­лей, как и Toyota RAV4 с мотором 2.0 и вариатором.

Объем багажника — 436 л. На левой стенке есть лямки для крепления сумки или канистры и плафон подсветки. Спинка заднего сиденья разделена на три секции, каждую из которых можно откинуть, потянув за ручку в багажнике. Площадка для груза выходит ровной и длинной — более 1,7 м

Поэтому сомнений в том, что российские продажи CX-5 в будущем году окажутся выше минимально запланированных десяти тысяч автомобилей, нет. А во всем мире планируется продать 160 тысяч кроссоверов.

У нас CX-5 и вовсе может стать бестселлером марки - за девять месяцев этого года россияне купили 28 тысяч Мазд, а самой популярной стала Mazda3 (11306 машин). К тому же CX-5, скорее всего, получит российскую «прописку» на заводе компании Соллерс во Владивостоке.

А возвращаясь к вопросу, на кого теперь похожа Mazda... Прежде всего - на Мазду: шумноватую, но приятную в управлении. Спортсменка, комсомолка, а теперь еще и активистка.

Новая механическая коробка передач легче прежней на 2,7 кг в переднеприводной спецификации­ и на 11 кг — для полного привода. «Автомат» (фото 2) похудел соответственно на 2,7 кг и 4,5 кг, а главная особенность — мощный фрикцион блокировки гидротрансформатора и развитый демпфер крутильных колебаний
Новая механическая коробка передач легче прежней на 2,7 кг в переднеприводной спецификации­ и на 11 кг — для полного привода. «Автомат» (фото 2) похудел соответственно на 2,7 кг и 4,5 кг, а главная особенность — мощный фрикцион блокировки гидротрансформатора и развитый демпфер крутильных колебаний
Бензиновый мотор Skyactiv-G весит 197 кг. «Гордиев узел» выпускного коллектора, выполненного по схеме «4-2-1», улучшает продувку цилинд­ров, снижая температуру цикла и тем самым борясь с детонацией. Впрыск — непосредственный. Чтобы нейтрализатор быстрее прогревался до рабочей температуры, двигатель поначалу работает с поздним зажиганием. Выбросы СО2 у переднеприводного автомобиля с «механикой» составляют всего 119 г/км
0 / 0

На автомобилях для российского рынка бензиновый мотор будет дефорсирован до 150 л.с. Столь низкий порог турбоямы у дизеля достигается двойным наддувом (маленький малоинерционный турбокомпрессор работает на «низах») и рекордно низкой степенью сжатия

Паспортные данные
Автомобиль Mazda CX-5
Модификация 2.0 Skyactiv-G 2.2 Skyactiv-D (150 л.с.) 2.2 Skyactiv-D (175 л.с.)
Тип кузова универсал универсал универсал
Число мест 5 5 5
Размеры, мм длина 4540 4540 4540
ширина 1840 1840 1840
высота 1710 1710 1710
колесная база 2700 2700 2700
колея передняя/задняя 1585/1590 1585/1590 1585/1590
Объем багажника, л 463/1620* 463/1620* 463/1620*
Снаряженная масса, кг 1345 (1455) 1445 (1540) 1445 (1540)
Полная масса, кг 1930 (2030) 2035 (2120) 2035 (2120)
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском дизельный, с турбонаддувом дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1997 2184 2184
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 83,5/91,2 86,0/94,2 86,0/94,2
Степень сжатия 14:1 14:1 14:1
Число клапанов 16 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 150/110/6000 150/110/4500 175/129/4500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 210/4000 (208/4000) 380/1800-2600 420/2000
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая)
Привод передний (полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес)
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза, мм дисковые дисковые дисковые
Шины 225/65 R17 или 225/55 R19 225/65 R17 или 225/55 R19 225/55 R19
Максимальная скорость, км/ч 197/191***** (187) 202/197/194** 198/207/204***
Время разгона 0-100 км/ч, с 9,3/9,3 (9,8) 9,2/9,4/10,2** 10,0/8,8/9,4***
Расход топлива, л/100 км городской цикл 7,7/7,9***** (8,2)
загородный цикл 5,3/5,4***** (5,9)
смешанный цикл 6,2/6,3***** (6,7)
Емкость топливного бака, л 56/58**** 56/58**** 56/58****
Топливо бензин АИ-95 дизтопливо дизтопливо
В скобках - данные для версий с полным приводом и автоматической коробкой передач* Со сложенными задними сиденьями** Передний привод, механическая трансмиссия/полный привод, механическая трансмиссия/полный привод, «автомат»*** Передний привод, «автомат»/полный привод, механическая трансмиссия/полный привод, «автомат»**** Передний привод/полный привод***** Передний привод, механическая трансмиссия/передний привод, «автомат»

Дизайнеры уверяют, что спойлер на пятой двери и имитация диффузора на заднем бампере успокаивают воздушные потоки. Коэффициент аэродинамического сопротивления — 0,33. Для сравнения: Toyota RAV4 — 0,31, Volkswagen Tiguan — 0,37

Рекомендованные статьи