Бизнес-Дже: Genesis G90 и правила улета
Вы уже были в отпуске? Если да, то спорю на аэрофлотовский обед, что отдых прошел не за границей. Говорят, международные путешествия в полном объеме оживут только к 2024 году. Хотя вы в курсе, что уже этим летом трафик перелетов из России за границу вырос в полтора раза. Речь, конечно, не о регулярных рейсах, а об индивидуальных чартерах на бизнес-джетах — частная авиация во время карантина стала настоящим телепортом из России во внешние миры. Однако не для всех. В автожурналистике нет повести банальнее на свете, чем повесть о машине и самолете, но обычно в таких случаях автомобиль сравнивают с самолетом, а у меня история про авиабилет ценой как целый Genesis G90.
— Фотосессия будет стоить двести тысяч рублей. За два часа. Устроит?
— Спасибо, я возьму время на размышление.
Черт! Черт! Черт! Мобильник шмякнулся о диван. Мой крутой репортаж просто разваливался на ходу. Сперва стало ясно, что никаких полетов не будет, и вообще-то надо было сразу распознать этот намек судьбы и сворачивать лавочку. Я собирался приехать в Питер на представительском седане, там пересесть на бизнес-джет и вернуться в Москву уже по воздуху, попутно рассуждая о цене, быстроте и комфорте каждого из способов перемещения. Но подобный репортаж, согласитесь, смотрится немного странно, если ты приехал в Питер на машине — и никуда не полетел.
А полететь не получилось, потому что никто из операторов частной авиации почему-то не соблазнялся упоминаниями на страницах автомобильного журнала и не спешил подарить место на борту бизнес-джета.
— У нас просто аврал, работаем по 24 часа в сутки, — говорили мне менеджеры чартерных агентств.
А зачем реклама в такой ситуации? Коронавирус, который почти усыпил бизнес-процессы на регулярных авиаперевозках, стал чем-то вроде допинга для спроса на приватные перелеты. И это не значит, что все, у кого есть собственные самолеты, выкатили их из ангаров и принялись летать во все стороны сразу. Владельцы самолетов составляют довольно небольшой процент трафика бизнес-джетов, хотя и в целом размер рынка невелик: по оценкам одного из операторов, в России у частной авиации существует примерно 3500 клиентов и еще около 1500 в странах СНГ. Причем это не только звезды или олигархи.
Представим условную состоятельную семью, скажем, из Казани, которая решила отправиться домой — в Лондон. Летом регулярных рейсов не было, а в конце августа сайт Аэрофлота предлагал забронировать билеты туда-обратно примерно за полтора миллиона рублей. То есть 17—20 тысяч евро за пять билетов с пересадкой в Москве. При этом аренда целого бизнес-джета обойдется на десять тысяч евро дороже, но комфорт и безопасность в условиях пандемии будут несопоставимы. Правда, цена на аренду самолета сильно зависит от его размера и сервиса на борту, потому что, прямо скажем, не во всех бизнес-джетах комфортно лететь в компании больше семи человек, а на некоторых совсем маленьких самолетах может даже не быть туалета. Но вот что главное — это рейсы без пересадок, без возни с багажом, без общих залов аэропорта и без других пассажиров рядом.
Хотя паспортный контроль все равно необходим, а в условиях закрытых границ потребуется еще и разрешение на вылет, которое нужно запрашивать через Росавиацию. Но если на руках есть паспорт страны назначения, виза, разрешение на работу, учебу или направление на лечение, то в принципе остается только оплатить счет и приехать в аэропорт хотя бы за двадцать минут до вылета.
Неудивительно, что многие, кто хотел — и мог себе позволить — вырваться этим летом из России, в итоге обращались к услугам бизнес-авиации. Хотя даже приблизительные цены на перелеты способны отправить в кому 84% населения страны. К примеру, чартер Москва — Ницца стоит 15—20 тысяч евро. Из Москвы в Лондон можно улететь за 17—20 тысяч, в Нью-Йорк — за 100 тысяч и больше, на Мальдивы — тысяч за 90, хотя выгоднее лететь из Дубая, откуда перелет обойдется в три раза дешевле.