Владимир Мельников поездил на полноприводном кроссовере Countryman в версии JCW, John Cooper Works

Фото: Владимир Мельников

К земле его никогда не тянуло, только к асфальту - с того момента, когда сразу после войны Джон Купер стал помогать своему отцу строить гоночные автомобили, и до самой смерти от рака в 2000 году. Конечно, он работал и над раллийными Mini, но все они были моноприводными. А теперь есть полноприводный кроссовер Countryman, Фермер - в версии JCW, John Cooper Works.

Сейчас за автомобили с именем Джона Купера на решетке радиатора отвечают инженеры BMW: марка Mini принадлежит немцам с 1994 года, а John Cooper Works - с 2008 года.

- Да, Mini JCW Countryman - с полностью отключаемой системой стабилизации, - уверяет меня Мартин Шварц, инженер проекта Countryman в компании John Cooper Works. - Равно как и другие Кантримены.

Шварца я переспросил трижды, ведь мне во время зимней «примерки» версии Cooper S так и не удалось остаться с автомобилем тет-а-тет на льду замерзшего озера. «Не может быть, - говорит Шварц. - Вы недостаточно долго удерживали кнопку - нужно около пяти секунд». Но причина - в слишком скользком покрытии: стремительное развитие заноса Dynamic Stability Control (DSC) расценивает как предпосылку к опрокидыванию. То же происходит, если резко «переставить» Mini из ряда в ряд на асфальте - из-за скачкообразного роста боковых ускорений DSC активируется. Зато на снегу можно посколь­зить - правда, без особого удовольствия.

Диаметр передних тормозных дисков увеличен с 294 до 307 мм, колеса — только 18-дюймовые, а покрышки — Pirelli P Zero. Увы, скучноватые настройки системы полного привода All4 инженеры не меняли

Полноприводная трансмиссия All4 открыто симпатизирует передним колесам - занос под тягой был бы в любом случае почти недостижим. Для версии JCW настройки муфты привода задних колес не меняли: главное - стабильность и безопасность.

Эх... Сделали бы они JCW Countryman в раллийной идеологии - чтобы с непробиваемой подвеской, чтобы в скольжение под газом! Но все вышло куда прозаичнее. И без того невыдающийся дорожный просвет уменьшили на сантиметр, амортизаторы Delphi - пожестче, стабилизаторы поперечной устойчивости - потолще: стандартный набор «асфальтового» тюнинга. А в результате - лишь еще один Countryman. Особой разницы в управляемости между JCW и просто мощной версией Cooper S я не уловил. Разве что JCW неожиданно показался более комфортным, причем на редких волнах проступала тенденция к повторным колебаниям кузова.

Реакции на отклонения руля, как и у остальных Кантрименов, слишком острые. Шутка ли - 2,3 оборота между крайними положениями: я помню, как на «переставке» во время нашего сравнительного теста Mini сильнее других машин испугал собственного владельца. Нормально пройти длинную ходовую дугу сложно - траектория нарезается короткими зарубками: на миллиметр отклонил руль, вернул обратно, отклонил, вернул. Зато на закрученных дорогах - кайф! Если покрытие ровное. Не хватает только искреннего усилия на руле: в обычном режиме оно слишком низкое, а в спортивном откровенно ненатуральное, с зажатым нулевым положением. Пожаловался на это Шварцу, а он в ответ: «Это и есть фирменное чувство руля Mini с четко выраженным «центром».

Кресло, руль, рычаг переключения передач — все как на остальных Кантрименах. Быстро «понижаясь» с третьей на вторую передачу, легко проскочить блокиратор включения заднего хода

Естественно, на гоночной трассе JCW будет быстрее остальных «поселян», но роль настроенной подвески в этом гораздо меньше, чем, например, больших тормозных дисков с шестипоршневыми суппортами Brembo внутри передних колес и 18-дюймовых покрышек Pirelli P Zero.

Форсированный мотор? Ему суперзвездой тоже не стать.

Кажется, у этого турбодвигателя 1.6 есть версии любой возможной мощнос­ти. Под капотом Кантримена JCW он выдает 218 л.с. и 280 Нм крутящего момента. Это на 34 л.с. и 40 Нм больше, чем у версии Cooper S. Немного, особенно если учесть то, что JCW на 25 кг тяжелее. Официальные данные уверяют, что 100 км/ч он набирает за семь секунд - почти на секунду быстрее, чем Cooper S. До 140км/ч Фермер имени Купера разгоняется бод­ро, потом темп снижается, а после 160км/ч лучше бы перестроиться в правый ряд. Потому что в спину мне уже пыхтит дизельный универсал Volkswagen Passat: мы на безлимитном автобане - дорогу быстрейшим!

И звук пресноват - например, у купе Peugeot RCZ этот же мотор звучит куда глубже. Из приятных акустических дополнений Countryman предлагает милые хлопки в глушителе при сбросе газа. Это если включен режим Sport, который помимо дополнительного утяжеления руля обостряет связь по педали акселератора.

Клавиша Sport — это не только приятные хлопки в глушителе на сбросе газа, но и более высокое усилие на руле и прямая связь с автомобилем по педали акселератора. Обратите внимание, что в отличие от остальных Кантрименов, кнопки стеклоподъемников здесь переехали с центральной консоли на двери
При форсировке турбомотор 1.6 оснастили более крупным турбокомпрессором, потребовавшим иного интеркулера. Переделана и головка блока: диаметр впускных клапанов увеличен, а система выпуска полностью новая
0 / 0

Не размывает ли кроссовер ценность бренда John Cooper Works? Официально, конечно, нет. В странах Европы треть продаж Mini обеспечивает Countryman - почему бы не дать его поклонникам приобщиться к славной истории? Правда, например, в Германии JCW стоит аж 34800 евро - на 8400 евро дороже, чем CooperS. В России цены еще не сформированы, но учитывая то, что Cooper S продается минимум за 1 млн 280 тысяч рублей, John Cooper Works точно будет дороже полутора миллионов. Поэтому мой вам совет: купите Countryman Cooper S. Он немногим медленнее, разница в управляемости едва заметна. А чтобы выразить свое уважение к легендарному имени Джона Купера, закажите футболку с крупным принтом формульного болида Cooper с Брэбемом, Моссом или Трентиньяном за рулем. В память о тех временах, ­когда Джон Купер и не помышлял о фермерстве.

Паспортные данные
Автомобиль Mini John Cooper Works Countryman
Снаряженная масса, кг 1405 (1430)*
Полная масса, кг 1915 (1940)*
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1598
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 77,0/85,8
Степень сжатия 10,5:1
Число клапанов 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 218/160/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 280/1900-5000 (300/2100-4500)**
Коробка передач 6-ступенчатая, механическая (6-ступенчатая, автоматическая)
Привод полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Шины 225/45 R18
Максимальная скорость, км/ч 225 (223)*
Время разгона 0-100 км/ч, с 7,0 (7,0)*
Расход топлива, л/100 км городской цикл 9,4 (10,7)*
загородный цикл 6,2 (6,3)*
смешанный цикл 7,4 (7,9)*
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 172 (184)*
Емкость топливного бака, л 47
Топливо бензин АИ-95-98
* В скобках - данные для автомобилей с автоматической трансмиссией ** В режиме Overboost

Рекомендованные статьи