Олег Растегаев поездил на новом родстере Mercedes SL 500
Индекс SL у Мерседесов издавна обозначал спортивность и легкость, но в последние десятилетия Mercedes SL становился все тяжелее и роскошнее. Вернет ли индексу прежний смысл новый Mercedes SL 500 - с алюминиевым кузовом и битурбомотором?
Алюминиевый кузов легче прежнего стального аж на 110 килограммов. И при этом новый SL стал крупнее: колесная база увеличилась на 15 мм, длина кузова - на 50 мм и в ширину SL раздался на 57 мм. Появилась и масса приятных «немелочей»: на SL можно заказать акустическую систему Bang&Olufsen, стеклянную крышу Magic sky control, меняющую интенсивность светопропускания, различные электронные помощники управления движением - системы удержания автомобиля в рамках полос разметки, контроля слепых зон, активный парковщик... А все это - лишние килограммы, которые и призван нейтрализовать легкий кузов. Легкий - и дорогой?
- Да, стоимость производства алюминиевого кузова примерно в два раза выше, чем стального, - подтверждают немцы. - Но в себестоимости автомобиля на кузов приходится лишь около 15 процентов затрат. А самое дорогое - это двигатель и сиденья.
Кресла действительно великолепны - мультиконтурные, с вентиляцией, активной боковой поддержкой и массажером, обивкой из дорогой кожи. После настройки они «сидят по фигуре», как сшитый на заказ костюм.
Да и внешне SL, на мой вкус, стал куда гармоничнее предыдущего. Мощь и агрессия сочетаются с безупречной пластикой, корни которой - в классических купе 300SL образца пятидесятых. А салон нового «эсэля» нарисован по мотивам спортивного купе Mercedes-Benz SLS. Расположение приборов, кнопки на центральной консоли, блок управления климат-контролем - и, главное, четыре «турбинки» дефлекторов обдува. Их простые, но совершенные формы завораживают. А как приятно ими пользоваться, как ровно и мягко поворачивается каждая из этих «турбинок», регулируя степень открытия сопла от 0 до 100 процентов!
И как четко и бесшумно работает электрогидравлический привод крыши: 20 секунд - купе, 20 секунд - кабриолет. И хотя на улице лишь 17 градусов тепла, в открытом Мерседесе совсем нехолодно. Во всяком случае, на скорости до 80 км/ч. От лишних завихрений в области затылка страхует ветрозащитный экран - он теперь поднимается с помощью электропривода, а не вручную, как прежде.
Интересно, что вместо автоматически поднимающейся дуги безопасности, которая при активной езде порой пугала владельцев предыдущих «эсэлей» ложными срабатываниями, теперь предлагаются две индивидуальные «скобы», упрятанные под пластиковой обшивкой. Как утверждают мерседесовские специалисты по пассивной безопасности, ложные срабатывания отныне исключены - спусковые крючки подпружиненных дуг срабатывают лишь при получении сигналов от «ударных» датчиков, то есть лишь в случае реальной аварии.
А непосвященный может принять за дугу безопасности хромированную рамку ветрового экрана, который все же не в состоянии полностью защитить от сквозняка в салоне: после 100 км/ч чувствуешь холодок. Однако стоит включить «шарфик» (система так и называется - Airscarf, «воздушный шарф») - и из дефлектора в нижней части подголовника пойдет теплый воздух.
Так что, если вы спросите меня о самом ярком впечатлении от этого автомобиля, я обойдусь одним словом - «комфорт». Удобный салон, безупречная плавность хода. Семиступенчатый «автомат» 7G-Tronic Plus перебирает передачи так мягко, что их смену можно заметить порой лишь по скачкам стрелки тахометра. Даже при старте в режиме launch control, то есть с утопленных «в пол» педалей газа и тормоза, нет ощущения рывка - Mercedes стартует так, словно на его длинном капоте стоит стакан с водой и задача противобуксовочной электроники - не расплескать содержимое. Конечно, это немного «размывает» мощь нового 435-сильного турбомотора, но полностью соответствует образу - Mercedes выше мирской суеты.
Кстати, о моторах. Двигатель «младшей» версии SL 350 сменил угол развала цилиндров с 90 на 60 градусов без изменения рабочего объема - его мощность даже уменьшилась (с 316 до 306л.с.), но крутящий момент вырос (с 360 до 370 Нм) и, главное, о чем с гордостью говорят мерседесовцы, мотор стал на 30% экономичнее: заявленный средний расход бензина - 6,8 л/100км! А вот у Мерседеса SL 500 принципиально другой мотор - атмосферная «восьмерка» объемом 5,5 литра уступила место двигателю объемом 4,7 л, оснащенному двумя турбонагнетателями. Мощность выросла с 388 до 435л.с., крутящий момент - с 530 до 700 Нм! Зачем нужен был турбонаддув? Для того чтобы при возросшей мощности можно было декларировать средний расход 9,1л/100 км вместо прежних 11,9 л/100 км. Именно декларировать, поскольку реальный расход бензина, по показаниям бортового компьютера, у SL 500 приближается к 20 л/100 км.
Конечно, я был далек от того, чтобы ездить по горным дорогам Андалусии в экономичном режиме - иногда отпускал на волю все 435 «лошадок». И, к сожалению, обычное шасси, пусть и заниженное на 10 мм AMG-пакетом, в таких ситуациях работало далеко не идеально. Даже в режиме Sport стандартная пружинная подвеска не могла удержать кузов от диагональных кренов и от клевков при торможении. В установившемся режиме на дуге проблем нет, а вот на входе в поворот, при перекладках руля реакции немного размазаны - на большой скорости я скорее нащупывал траекторию, нежели четко ее прописывал, как это делал на том же маршруте два месяца назад за рулем другого, даже более крупного автомобиля Porsche Panamera GTS.
Но все изменилось, как только я пересел в другой SL 500. Не едет, а летит! В поворотах никаких кренов, никаких «уплывающих» траекторий - все четко, понятно. Если первый SL больше располагал к неспешной езде, то этот провоцирует атаковать повороты!
А все потому, что здесь установлена опционная подвеска ABC - Active Body Control (не путать с ABS - антиблокировочной системой тормозов), которая, выборочно меняя сопротивление амортизаторов и регулируя положение гидроопор, выполняет роль интеллектуальных стабилизаторов поперечной устойчивости (традиционные стабилизаторы на машинах c АВС отсутствуют). А на торможении помогает избежать клевков кузова.
Так что если для вас SL означает «спорт», доплачивайте за Active Body Control. Однако, боюсь, сегодня потенциальных покупателей больше заботит не управляемость, а будет ли введен налог на роскошь или нет. Ведь Mercedes-Benz SL попадет под определение роскоши без всяких вариантов. Даже в предыдущем кузове SL 350 стоил минимум 4 млн 600 тысяч рублей, а новый будет еще дороже. Точных цен пока нет - их объявят в конце весны, а «живые» машины появятся в июле. Позже к версиям SL 350 и SL 500 добавятся SL 63 AMG и SL 65 AMG.
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобиль | Mercedes-Benz SL 350 | Mercedes-Benz SL 500 | |
Тип кузова | 2-дверный родстер | ||
Число мест | 2 | 2 | |
Объем багажника, л | 364/504* | 364/504* | |
Снаряженная масса, кг | 1610 | 1710 | |
Полная масса, кг | 2065 | 2165 | |
Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх | 0,27 | 0,27 | |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском топлива | бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и двумя турбонагнетателями | |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно | |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно | 8, V-образно | |
Рабочий объем, см3 | 3498 | 4663 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 92,9/86,0 | 92,9/86,0 | |
Степень сжатия | 12,0:1 | 10,5:1 | |
Число клапанов | 24 | 32 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 306/225/6500 | 435/320/5250 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 370/3500-5250 | 700/1800-3500 | |
Коробка передач | автоматическая, 7-ступенчатая | автоматическая, 7-ступенчатая | |
Привод | задний | задний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Шины | передние | 255/45 R17 | 255/40 R18 |
задние | 255/45 R17 | 285/35 R18 | |
Максимальная скорость, км/ч | 250*** | 250*** | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 5,9 | 4,6 | |
Расход топлива, л/100 км | смешанный цикл | 6,8 | 9,1 |
Выбросы CO2, г/км | 159 | 212 | |
Емкость топливного бака, л | 65 | 65 | |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | |
* C поднятой крышей ** Ограничена электроникой |
Бабушка Mercedes
Олег РАСТЕГАЕВ Фото автора и компании Daimler AG
Запах бензина и настоящего, не очищенного нейтрализаторами выхлопа, неустойчиво тарахтящий на холостых оборотах мотор... Передо мной не просто автомобиль, а легенда - Mercedes-Benz 300SL. И не купе Gullwing, «Крыло чайки», а именно родстер, построенный на его базе в 1957 году.
Открываю багажник ключиком - плоским металлическим, как на первых моделях Жигулей. С трудом укладываю туда те же две сумки, что легко вошли в багажник нового SL 500. Кофр с фотоаппаратом можно положить за сиденье, откинув крышку, под которой сложен брезентовый верх.
В салон садиться здесь намного проще, чем в купе Gullwing: нормальные двери, узкий порог. Если в купе пришлось для облегчения посадки делать откидной руль, то здесь рулевое колесо «жесткое». И очень большое в диаметре. К счастью, мне хватило диапазона регулировки сиденья, чтобы колени не задевали за руль, но зазор получился минимальным. Как тут быстро крутить рулем в случае заноса? Нереально! А ведь и Голованов, и Кадаков отмечали избыточную поворачиваемость первых «трехсотых».
Выезд со стоянки - первое испытание: не задев другие раритеты, по правильной дуге занести длинный нос. Руль, само собой, без гидроусилителя - тяжелый, как на грузовике ГАЗ-51. Мотор на малых оборотах реагирует на газ с провалами - не заглохнуть бы....
Вырулил. Первая, вторая, третья - «прутик» рычага переключения передач на вид хрупок, боюсь сломать. Поначалу не мог сразу включить третью передачу, но потом привык отводить рычаг далеко вправо и вперед - туда, где у современных автомобилей расположена пятая ступень. Здесь же передач всего четыре.
Мотор начинает дышать полной грудью после 4000 об/мин, как и любой спортивный двигатель. Откликается на газ быстро и ровно, с хорошим запасом тяги. А раскатистое эхо гулкого рокота разносится по горам, как у современных машин класса WRC! Сброс газа перед поворотом - и сухой одиночный выстрел: это догорают в банке глушителя переобогащенные бензином выхлопные газы.
На современном автомобиле по этой горной дороге можно мчать со скоростью 100 км/ч, но дедушка... Хотя судя по женскому имени Мерседес, это скорее бабушка! Уже на 80 км/ч ее диагональная «обувка» Dunlop подходит к пределу сцепных свойств. Но никаких заносов - родстер 300SL в крутых поворотах демонстрирует скорее недостаточную поворачиваемость, компенсировать которую приходится доворотами руля. Так что не зря по сравнению с купе тут дорабатывали заднюю подвеску.
Но руль в поворотах приходится крепко сжимать обеими руками - усилие на нем нарастает так, словно на рулевой вал наматывается толстый резиновый жгут. Тормоза хоть и с усилителем, но тоже тяжелые. Теперь понятно, почему американские звезды, избалованные машинами с гидроусилителями, так быстро разочаровались в ездовых свойствах таких Мерседесов.
Езда на «трехсотом» - по современным меркам не самая быстрая - требует от водителя работы руками, ногами и, конечно, головой. Ведь ремней безопасности нет, кузов низкий, сидишь по грудь «на улице». Случись что... Да и ветры в салоне уже на 80 км/ч гуляют штормовые.
Так что сегодня какой-нибудь дизельный Volkswagen Polo на этом горном серпантине легко объедет исторический Mercedes-Benz. Но если вернуться на 70лет назад... Крутая была бабушка у нынешних красавиц с тем же именем.