Олег Растегаев поездил на новом родстере Mercedes SL 500

Фото: компания Daimler AG | Олег Растегаев

Индекс SL у Мерседесов издавна обозначал спортивность и легкость, но в последние десятилетия Mercedes SL становился все тяжелее и роскошнее. Вернет ли индексу прежний смысл новый Mercedes SL 500 - с алюминиевым кузовом и битурбомотором?

Алюминиевый кузов легче прежнего стального аж на 110 килограммов. И при этом новый SL стал крупнее: колесная база увеличилась на 15 мм, длина кузова - на 50 мм и в ширину SL раздался на 57 мм. Появилась и масса приятных «немелочей»: на SL можно заказать акустическую сис­тему Bang&Olufsen, стеклянную крышу Magic sky control, меняющую интенсивность светопропускания, различные электронные помощники управления движением - системы удержания автомобиля в рамках полос разметки, контроля слепых зон, активный парковщик... А все это - лишние килограммы, которые и призван нейтрализовать легкий кузов. Легкий - и дорогой?

Наружные зеркала хороши, а за доплату — система контроля слепых зон (Active Blind Spot Assist)
Компоновка приборов — как на родстере SLK. Отличия лишь в цветовой палитре
Экран — с диагональю 17,8 см и разрешением 800x480 пикселей; сейчас на нем информация о текущем клиренсе, векторе ускорения и режиме работы активной подвески ABC
От случайных нажатий кнопку открывания крыши страхует откидная консоль в подлокотнике. Под ней же упрятаны кнопки группового подъема стекол и электропривода аэродинамического экрана
«Память» позволяет зафиксировать не только геометрию водительского сиденья, но и положения руля и наружных зеркал
0 / 0

- Да, стоимость производства алюминиевого кузова примерно в два раза выше, чем стального, - подтверждают немцы. - Но в себестоимости автомобиля на кузов приходится лишь около 15 процентов затрат. А самое дорогое - это двигатель и сиденья.

Кресла действительно великолепны - мультиконтурные, с вентиляцией, активной боковой поддержкой и массажером, обивкой из дорогой кожи. После настройки они «сидят по фигуре», как сшитый на заказ костюм.

Да и внешне SL, на мой вкус, стал куда гармоничнее предыдущего. Мощь и агрессия сочетаются с безупречной пластикой, корни которой - в классических купе 300SL образца пятидесятых. А салон нового «эсэля» нарисован по мотивам спортивного купе Mercedes-Benz SLS. Расположение приборов, кнопки на центральной консоли, блок управления климат-контролем - и, главное, четыре «турбинки» дефлекторов обдува. Их простые, но совершенные формы завораживают. А как приятно ими пользоваться, как ровно и мягко поворачивается каждая из этих «турбинок», регулируя степень открытия сопла от 0 до 100 процентов!

Mercedes молодеет — в оформлении салона преобладает стиль техно. В качестве альтернативы стандартной «музыке» можно заказать 10-канальную аудиосистему Harman Kardon Logic 7 мощностью 600 Вт или 12-канальный 900-ваттный Bang&Olufsen BeoSound AMG (мощность 900 Вт) с «грибками» направленных высокочастотников под лобовым стеклом
На месте традиционного «зигзагообразного» селектора теперь красуется маленькая «лапка»: качнул ее назад — включил Drive, вперед — заднюю передачу. А режим Parking активируется кнопкой
0 / 0

И как четко и бесшумно работает электрогидравлический привод крыши: 20 секунд - купе, 20 секунд - кабрио­лет. И хотя на улице лишь 17 градусов тепла, в открытом Мерседесе совсем нехолодно. Во всяком случае, на скорости до 80 км/ч. От лишних завихрений в области затылка страхует ветрозащитный экран - он теперь поднимается с помощью электропривода, а не вручную, как прежде.

Интересно, что вместо автоматически поднимающейся дуги безопасности, которая при активной езде порой пугала владельцев предыдущих «эсэлей» ложными срабатываниями, теперь предлагаются две индивидуальные «скобы», упрятанные под пластиковой обшивкой. Как утверждают мерседесовские специалисты по пассивной безопасности, ложные срабатывания отныне исключены - спусковые крючки подпружиненных дуг срабатывают лишь при получении сигналов от «ударных» датчиков, то есть лишь в случае реальной аварии.

«Дизайнерские» сиденья, обшитые кожей Nappa, входят в комплектацию Edition 1
Основной подрулевой переключатель теперь расположен выше — пользоваться им удобнее
0 / 0

А непосвященный может принять за дугу безопасности хромированную рамку ветрового экрана, который все же не в состоянии полностью защитить от сквозняка в салоне: после 100 км/ч чувствуешь холодок. Однако стоит включить «шарфик» (система так и называется - Airscarf, «воздушный шарф») - и из дефлектора в нижней части подголовника пойдет теплый воздух.

В активные подголовники Neck-Pro, которые в случае аварии придвигаются к затылку, могут быть встроены воздуховоды Airscarf
Аэродинамическая шторка теперь выдвигается при помощи электропривода
0 / 0

Так что, если вы спросите меня о самом ярком впечатлении от этого автомобиля, я обойдусь одним словом - «комфорт». Удобный салон, безуп­речная плавность хода. Семиступенчатый «автомат» 7G-Tronic Plus перебирает передачи так мягко, что их смену можно заметить порой лишь по скачкам стрелки тахометра. Даже при старте в режиме launch control, то есть с утопленных «в пол» педалей газа и тормоза, нет ощущения рывка - Mercedes стартует так, словно на его длинном капоте стоит стакан с водой и задача противобуксовочной электроники - не расплескать содержимое. Конечно, это немного «размывает» мощь нового 435-сильного турбомотора, но полностью соответствует образу - Mercedes выше мирской суеты.

Жидкость из бачка омывателя поступает непосредственно в щетки и подается на стекло через 160 мелких отверстий — по одну или другую сторону в зависимости от хода щетки. В качестве опции можно заказать электрообогрев щеток
Крыша из магниевого сплава легче прежней на шесть килограммов, а за доплату — верхняя секция с обычным или электрохромным стеклом, прозрачность которого можно изменить нажатием кнопки
0 / 0

Кстати, о моторах. Двигатель «младшей» версии SL 350 сменил угол развала цилиндров с 90 на 60 градусов без изменения рабочего объема - его мощность даже уменьшилась (с 316 до 306л.с.), но крутящий момент вырос (с 360 до 370 Нм) и, главное, о чем с гордостью говорят мерседесовцы, мотор стал на 30% экономичнее: заявленный средний расход бензина - 6,8 л/100км! А вот у Мерседеса SL 500 принципиально другой мотор - атмосферная «восьмерка» объемом 5,5 литра уступила место двигателю объемом 4,7 л, оснащенному двумя турбонагнетателями. Мощность выросла с 388 до 435л.с., крутящий момент - с 530 до 700 Нм! Зачем нужен был турбонаддув? Для того чтобы при возросшей мощности можно было декларировать средний расход 9,1л/100 км вместо прежних 11,9 л/100 км. Именно декларировать, поскольку реальный расход бензина, по показаниям бортового компьютера, у SL 500 приближается к 20 л/100 км.

Двигатель V8 BlueDIRECT мощнее, тяговитее и экономичнее по сравнению с мотором V8 на предыдущем SL 500 благодаря не только двойному турбонаддуву, но и системе непосредственного впрыска бензина третьего поколения с пьезо­электрическими форсунками. И система «старт-стоп», по данным производителя, поз­воляет экономить в городе до 30% топлива. Поэтому объем бензобака сокращен с 80 до 65 л
Внешние скоростные характеристики
0 / 0

Конечно, я был далек от того, чтобы ездить по горным дорогам Андалусии в экономичном режиме - иногда отпускал на волю все 435 «лошадок». И, к сожалению, обычное шасси, пусть и заниженное на 10 мм AMG-пакетом, в таких ситуациях работало далеко не идеально. Даже в режиме Sport стандартная пружинная подвеска не могла удержать кузов от диагональных кренов и от клевков при торможении. В установившемся режиме на дуге проблем нет, а вот на входе в поворот, при перекладках руля реакции немного размазаны - на большой скорости я скорее нащупывал траекторию, нежели четко ее прописывал, как это делал на том же маршруте два месяца назад за рулем другого, даже более крупного автомобиля Porsche Panamera GTS.

Принципиально подвески не изменились, но они стали легче за счет более широкого применения алюминия. Замена гид­равлического усилителя руля на электромеханический позволила сбросить еще 11 кг

Но все изменилось, как только я пересел в другой SL 500. Не едет, а летит! В поворотах никаких кренов, никаких «уплывающих» траекторий - все четко, понятно. Если первый SL больше располагал к неспешной езде, то этот провоцирует атаковать повороты!

Кузов на 90% алюминиевый и весит 254 кг — на 110 кг меньше стального. И при этом жесткость на кручение возросла с 16400 до 19400 Нм/град. Большие отверстия в ногах водителя и переднего пассажира — для низкочастотных динамиков
Маркировка «AlSi9MgMn» говорит о том, что в производстве кузова используется сплав алюминия (около 90 %)и кремния (9%) с добавками магния и марганца (менее процента каждый)
0 / 0

Мультиконтурные сиденья нашпигованы электроприводами — в топ-версии тут и массажер, и активная боковая поддержка

А все потому, что здесь установлена опционная подвеска ABC - Active Body Control (не путать с ABS - антиблокировочной системой тормозов), которая, выборочно меняя сопротивление амортизаторов и регулируя положение гидро­опор, выполняет роль интеллектуальных стабилизаторов поперечной устойчивости (традиционные стабилизаторы на машинах c АВС отсутствуют). А на торможении помогает избежать клевков кузова.

Багажник не только открывается, но и закрывается взмахом ноги — если в кармане транспондерный ключ

Так что если для вас SL означает «спорт», доплачивайте за Active Body Control. Однако, боюсь, сегодня потенциальных покупателей больше заботит не управляемость, а будет ли введен налог на роскошь или нет. Ведь Mercedes-Benz SL попадет под определение рос­коши без всяких вариантов. Даже в предыдущем кузове SL 350 стоил минимум 4 млн 600 тысяч рублей, а новый будет еще дороже. Точных цен пока нет - их объявят в конце весны, а «живые» машины появятся в июле. Позже к версиям SL 350 и SL 500 добавятся SL 63 AMG и SL 65 AMG.

В варианте Cabrio в багажник входят лишь две дорожные сумки
Клиренс — около 120 мм, но подвеска ABC поз­воляет поднять кузов еще на 40 мм (на фото)
0 / 0

Сложить крышу можно за 20 секунд, но при условии, что автомобиль стоит или движется со скоростью менее 7 км/ч
Сложить крышу можно за 20 секунд, но при условии, что автомобиль стоит или движется со скоростью менее 7 км/ч
Сложить крышу можно за 20 секунд, но при условии, что автомобиль стоит или движется со скоростью менее 7 км/ч
Сложить крышу можно за 20 секунд, но при условии, что автомобиль стоит или движется со скоростью менее 7 км/ч
Сложить крышу можно за 20 секунд, но при условии, что автомобиль стоит или движется со скоростью менее 7 км/ч
0 / 0

Паспортные данные
Автомобиль Mercedes-Benz SL 350 Mercedes-Benz SL 500
Тип кузова 2-дверный родстер
Число мест 2 2
Объем багажника, л 364/504* 364/504*
Снаряженная масса, кг 1610 1710
Полная масса, кг 2065 2165
Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх 0,27 0,27
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском топлива бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и двумя турбонагнетателями
Расположение спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, V-образно 8, V-образно
Рабочий объем, см3 3498 4663
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 92,9/86,0 92,9/86,0
Степень сжатия 12,0:1 10,5:1
Число клапанов 24 32
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 306/225/6500 435/320/5250
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 370/3500-5250 700/1800-3500
Коробка передач автоматическая, 7-ступенчатая автоматическая, 7-ступенчатая
Привод задний задний
Передняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины передние 255/45 R17 255/40 R18
задние 255/45 R17 285/35 R18
Максимальная скорость, км/ч 250*** 250***
Время разгона 0-100 км/ч, с 5,9 4,6
Расход топлива, л/100 км смешанный цикл 6,8 9,1
Выбросы CO2, г/км 159 212
Емкость топливного бака, л 65 65
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95
* C поднятой крышей ** Ограничена электроникой

При активном торможении светодиодные стоп-сигналы начинают мигать

Бабушка Mercedes

Олег РАСТЕГАЕВ Фото автора и компании Daimler AG

Запах бензина и настоящего, не очищенного нейтрализаторами выхлопа, неустойчиво тарахтящий на холостых оборотах мотор... Передо мной не просто автомобиль, а легенда - Mercedes-Benz 300SL. И не купе Gullwing, «Крыло чайки», а именно родстер, построенный на его базе в 1957 году.

Открываю багажник ключиком - плос­ким металлическим, как на первых моделях Жигулей. С трудом укладываю туда те же две сумки, что легко вошли в багажник нового SL 500. Кофр с фотоаппаратом можно положить за сиденье, откинув крышку, под которой сложен брезентовый верх.

В салон садиться здесь намного проще, чем в купе Gullwing: нормальные двери, узкий порог. Если в купе пришлось для облегчения посадки делать откидной руль, то здесь рулевое колесо «жесткое». И очень большое в диамет­ре. К счастью, мне хватило диапазона регулировки сиденья, чтобы колени не задевали за руль, но зазор получился минимальным. Как тут быстро крутить рулем в случае заноса? Нереально! А ведь и Голованов, и Кадаков отмечали избыточную поворачиваемость первых «трехсотых».

Свет включается подрулевым рычажком, а поворотники — сдвигом... хромированного кольца клаксона!

Выезд со стоянки - первое испытание: не задев другие раритеты, по правильной дуге занести длинный нос. Руль, само собой, без гидроусилителя - тяжелый, как на грузовике ГАЗ-51. Мотор на малых оборотах реагирует на газ с провалами - не заглохнуть бы....

Вырулил. Первая, вторая, третья - «прутик» рычага переключения передач на вид хрупок, боюсь сломать. Поначалу не мог сразу включить третью передачу, но потом привык отводить рычаг далеко вправо и вперед - туда, где у современных автомобилей расположена пятая ступень. Здесь же передач всего четыре.

Мотор начинает дышать полной грудью после 4000 об/мин, как и любой спортивный двигатель. Откликается на газ быстро и ровно, с хорошим запасом тяги. А раскатистое эхо гулкого рокота разносится по горам, как у современных машин класса WRC! Сброс газа перед поворотом - и сухой одиночный выстрел: это догорают в банке глушителя переобогащенные бензином выхлопные газы.

На современном автомобиле по этой горной дороге можно мчать со скоростью 100 км/ч, но дедушка... Хотя судя по женскому имени Мерседес, это скорее бабушка! Уже на 80 км/ч ее диагональная «обув­ка» Dunlop подходит к пределу сцепных свойств. Но никаких заносов - родстер 300SL в крутых поворотах демонстрирует скорее недостаточную поворачиваемость, компенсировать которую приходится доворотами руля. Так что не зря по сравнению с купе тут дорабатывали зад­нюю подвеску.

Но руль в поворотах приходится крепко сжимать обеими руками - усилие на нем нарастает так, словно на рулевой вал наматывается толстый резиновый жгут. Тормоза хоть и с усилителем, но тоже тяжелые. Теперь понятно, почему американские звезды, избалованные машинами с гидроусилителями, так быстро разочаровались в ездовых свойствах таких Мерседесов.

Рядная трехлитровая «шестерка» мощностью 215 л.с. — с непосредственным впрыском бензина Bosch

Езда на «трехсотом» - по современным меркам не самая быстрая - требует от водителя работы руками, ногами и, конечно, головой. Ведь ремней безопасности нет, кузов низкий, сидишь по грудь «на улице». Случись что... Да и ветры в салоне уже на 80 км/ч гуляют штормовые.

Так что сегодня какой-нибудь дизельный Volkswagen Polo на этом горном серпантине легко объедет исторический Mercedes-Benz. Но если вернуться на 70лет назад... Крутая была бабушка у нынешних красавиц с тем же именем.

Mercedes-Benz 300SL серии W198 (1954—1957 гг.) — легендарное «Крыло чайки», ставшее родоначальником Мерседесов семейства Sport Leicht («Спортивный легкий»). Американский дилер Макс Хоффман убедил боссов компании Daimler-Benz в необходимости создания дорожной версии гоночного купе 300 SL, блиставшего на трассах с 1952 года. Кузов с пространственной рамой, рядная «шестерка» 3.0 (215 л.с.) с механическим впрыском топ­лива, барабанные тормоза и коварная задняя подвеска с качающимися полуосями. Максимальная скорость — 260 км/ч. Выпущено 1400 автомобилей, а в 1957 году на базе купе был создан родстер серии W198 II
Mercedes-Benz SL серии R113 (1963—1971 гг.) получил прозвище «пагода» — из-за характерной вог­нутой формы съемной жесткой крыши. Родстер стал заметно компактнее и легче предшественника, но одновременно и богаче: за доплату можно было заказать гидроусилитель руля, кондиционер и четырехступенчатый «автомат». В разные годы на автомобили устанавливали рядные «шестерки» объемом 2,3—2,8 л (150—170 л.с.), причем самый мощный 280 SL мог разогнаться лишь до 200 км/ч. Выпущено 49 тысяч машин
Mercedes-Benz SL серии R107 (1971—1989 гг.) вдобавок к базовым «шестеркам» обзавелся более мощными двигателями V8 — гамма включала моторы объемом 2,7—5,5 л мощностью 155—245 л.с. Максимальная скорость европейской топ-версии 500 SL — 215 км/ч. Выпущено 237 тысяч родстеров и 63 тысячи длиннобазных купе SLC с четырехместным салоном
Mercedes-Benz SL серии R129 (1989—2001 гг.) уже никак не тянул на звание спортивного и тем более легкого: даже снаряженная масса базовой версии достигала 1700 кг, а у машин с новым двигателем V12 и опционной надстройкой со стеклянной панелью крыши она превышала две тонны. На смену задним косым рычагам пришла многорычажная подвеска, двигатели — объемом 2,8—7,3 л мощностью 190—525 л.с. Выпущено 213 тысяч машин
Mercedes-Benz SL серии R230 (2001—2011 гг.) впервые обзавелся складным жестким верхом. Двигатели — объемом 3,0—6,2 л мощностью 231—670 л.с., причем самый мощный SL 65 AMG Black Series мог разогнаться до 100 км/ч всего за 3,8 с. В 2008 году родстер пережил значительный рестайлинг, а всего было выпущено 169 тысяч машин
0 / 0

Рекомендованные статьи