Максим Кадаков поездил на новом четырехдверном купе BMW 6 Gran Coupe в Сицилии
На мой взгляд, за последние годы менеджеры BMW крупно ошиблись дважды. Во-первых, когда, испугавшись кризиса и Панамеры, отказались от запуска в производство фантастически красивой четырехдверки - пять лет назад она была представлена на Шанхайском автосалоне как BMW ConceptCS. Во-вторых, когда нарекли каноническим именем Gran Turismo пухлобокий хэтчбек пятой серии. Новое четырехдверное купе BMW 6 Gran Coupe, похоже, призвано исправить оба промаха.
Я проснулся от уличного шума, усиленного гулким колодцем старых зданий на Пьяцца Бoрса в Палермо. Шумели парковщики. Небритые парни размахивали руками и кричали, направляя подъезжающие к площади машины. Вот подкатил фиатик, из него вышел человек в черном костюме, дал парковщику несколько монет и скрылся в парадном подъезде Bancо di Sicilia. Когда свободных мест перед банком не осталось, начали парковать в два ряда: хозяева оставляли ключи от машин - и парковщики ловко метали их в ту же коробку из-под обуви, в которую складывались заработанные евро. А как же форменная одежда, разметка на асфальте, паркомат с чеками? Бросьте, мы же в Сицилии! А не заплатишь - и выйдет себе же дороже. Поцарапают кузов или продырявят шины. Даже если оставишь кого-то в машине, возмездие настигнет в другом месте города: у парковщиков свое сарафанное радио.
«Мы бандито, гангстерито, мы кастето-пистолето...»
Сейчас на Сицилии уже не стреляют по каждому поводу, как это было еще тридцать лет назад: принятый в 1982 году закон о борьбе с мафией загнал гангстеров в глухое подполье, а полиция более-менее регулярно устраивает облавы. Но, что бы там ни говорили сицилийцы и туристы о нынешней спокойной жизни, мафия жива - и неофициальные парковщики представляют низшие слои оргпреступности. В целом же больше половины предпринимателей платят дань «крыше». Забавно, что и машины здесь воруют за милую душу. Хотя, казалось бы, куда им деться с острова? Но Сицилия входит в пятерку самых криминогенных регионов страны, а сама Италия - на первом месте в Европе по числу угонов: здесь ежегодно уводят более 120 тысяч легковых машин, и это не считая грузовиков и двухколесного транспорта.
Угонщики, надо сказать, патриотичны и предпочитают Фиаты, Альфы и Лянчии, с которыми меньше возни и которые проще сбыть целиком или разобрав на запчасти. BMW тоже в почете, так что бросать под присмотром парковщиков-самозванцев вызывающе красивый Gran Coupe да еще оставлять им ключи как-то не хотелось. В надежде найти свободный пятачок, я продираюсь по узким улочкам Палермо, стараясь не задеть мотороллеры и не запутаться в развешенном для сушки белье... В городе, где любая машина крупнее Фиата Punto кажется непомерно большой, пятиметровое Gran Coupe замечают издалека. А оказавшиеся рядом едва не заглядывают в окна. Похоже, что не из-за интереса к интерьеру: что за шишка за рулем такой машины?
Когда я случайно проехал под «кирпич» к парадной лестнице знаменитого Театро Массимо, стоявшие на расстоянии окрика карабинеры-мотоциклисты сделали вид, что ничего страшного не происходит, хотя глаз с меня не спускали.
Водителю BMW Gran Coupe дозволено все? Скорее так: в Италии позволено многое владельцам красивых автомобилей. Тем более что «большие туристические автомобили», как известно, родом именно отсюда. Gran Turismo - это все еще звучит гордо, несмотря на то что большинство итальянских «карроццерий» ныне в упадке.
Можно до бесконечности оттачивать технологическое совершенство (немцам это дается легче, чем итальянцам), но когда речь заходит о стиле и классических пропорциях, немцы по-прежнему ревностно поглядывают на Италию. Неспроста первенец среди четырехдверных купе - Mercedes CLS первого поколения - в 2004 году был представлен в Риме. В прошлом году его наследник предстал перед прессой в Тоскане. Хэтчбек-купе Audi A7 показали на Сардинии... И вот - BMW 6 Gran Coupe на Сицилии. К слову, чувство прекрасного не чуждо и мафиози: четыре года назад здесь накрыли подпольную мастерскую, где из подлинных и новодельных узлов собирали «классические» Ferrari прошлых лет.
В сегмент четырехдверных купе компания BMW входит последней из немецких грандов.
Колесная база теперь - 2968 мм, как у седана пятой серии, на самом же деле Gran Coupe - плоть от плоти «шестерки», которую растянули на 113 мм. Но это уже не та двухдверка, которая напоминала мне перекормленную акулу. Кузов вытянулся, пропорции стали сбалансированнее, не кажутся чужеродными и задние двери. Особенно хорош задок - с раскосыми фонарями и чуть вздернутым спойлером на крышке багажника.
Машина невысокая - всего 1392 мм. Такими же поджарыми когда-то были Ягуары серии XJ, такой была и добэнгловская «семерка» BMW с кузовом E38 - легкой и стремительной. Жаль, баварцы не решились сработать передок в стиле упомянутого BMW Concept CS - видимо, не позволил бюджет. И интерьер остался «шестерочным»: обволакивающий водителя кокпит, низкая посадка, передние сиденья с интегрированными ремнями безопасности, безрамочные двери.
Несмотря на растянутую базу, королевского простора сзади нет: «сам за собой» я сажусь с минимальным зазором перед коленями. Но это всяко лучше, чем тесная галерка двухдверной «шестерки». И все же при посадке нужно пригибать голову, чтобы не приложиться о ниспадающий дверной проем.
Gran Coupe преподносится как автомобиль с посадочной формулой «4+1» - дескать, четыре полноценных места плюс одно «временное» посередине заднего дивана. Если вам доводилось ездить на спортбайке, вы поймете: восседаешь на узкой выпирающей подушке, а коленями обхватываешь «бензобак», в нашем случае - высокий и широкий центральный тоннель со встроенным блоком климат-контроля. С той разницей, что на мотоцикле ты наклоняешься вперед, а здесь откидываешься назад, чувствуя спиной бугор сложенного подлокотника и упираясь головой в потолок. И заносить ногу над «бензобаком» - а иначе не сядешь! - занятие для людей со здоровым опорно-двигательным аппаратом.
К чему это лукавство? Чтобы переплюнуть четырехместный Mercedes CLS? Или чтобы на равных конкурировать с пятиместным Audi A7 Sportback? Едва ли потенциальных покупателей Gran Coupe так уж волнует число посадочных мест, а обставлять соперника нужно «на противоходе»: я бы делал ставку именно на четырехместность, тем более что как раз четырехместные быстрые купе и прославили итальянский «гран туризмо». А Gran Coupe быстр, очень быстр!
BMW Gran Coupe, равно как «шестерка», «пятерка» и хэтчбек GT, построен на «семерочной» платформе - начиная от передней алюминиевой двухрычажной подвески и заканчивая задним «мультилинком» Integral-V с подруливающим эффектом. Но опытнейший инженер Питер Туннерманн, которому на момент нашей встречи оставалось до пенсии всего четыре рабочих дня, недовольно поморщился:
- Конечно, большинство компонентов заимствовано у «семерки», но почти все они имеют другие характеристики - у них даже свои, уникальные номера по каталогу. А чтобы добиться требуемой жесткости кузова, мы переделали всю заднюю часть пола, пороги и «обвязку» задних стоек крыши.
- Какова жесткость кузова на кручение?
- Как у двухдверной «шестерки»!
Туннерманн служил связующим звеном между инженерами-проектировщиками и производственниками, продумывая технологические процессы. Он же рассказал, что широкое использование высокопрочных сталей позволило удержать массу большой машины в разумных пределах - она лишь на 70 кг тяжелее двухдверной «шестерки». Алюминиевые двери и капот, отформованные из пластика передние крылья и крышка багажника - все как на двухдверке.
Привезенные на Сицилию машины были напичканы под завязку: электронноуправляемые амортизаторы и стабилизаторы, активное рулевое управление... Я ездил исключительно в режиме Sport+, благо качество даже второстепенных сицилийских дорог позволяет не «расслаблять» амортизаторы.
К Правилам дорожного движения местный люд относится еще более наплевательски, чем в континентальной Италии. Поначалу меня как стоячего - под знак «50» - «обували» Фиаты и Ситроены, причем через сплошную линию разметки! Через некоторое время и я осмелел. Тут-то мне карта и поперла...
Впрочем, даже хорошо просматриваемые повороты я проходил «на полтона» сдержаннее, чем если бы я ехал, скажем, на Панамере. Реакции по-мерседесовски спокойные, смиренные. Лишь под полной тягой Gran Coupe изредка вильнет хвостом - и тут же стабилизируется электроникой.
Цельно, сбалансированно и очень надежно. Возможно, таким должен быть современный круизный автомобиль типа Gran Turismo. Но таким ли должен быть BMW?
Видимо, да: безопасность превыше всего! Долететь по европейским автобанам из точки А в точку Б - вот ведь задача и для Gran Turismo вообще, и для Gran Coupe в частности. Причем неважно, занимаешь ли ты место водителя или пассажира (лишь бы не на «бензобаке»). Но если точки на карте соединены не автобанами, а итальянскими серпантинами... И вот Gran Coupe уже словно горит вполнакала. На условной шкале спортивности четырехдверка стоит чуть левее донорского двухдверного купе, но все же правее мягкотелого кабриолета, который к тому же тяжелее. Дальше по левому краю шкалы - «пятерка», а еще дальше - перекормленный хэтчбек GT, сравниться с которым по лености реакций может лишь представительская «семерка».
Двигателей пока три: две рядные «турбошестерки» (320-сильная бензиновая и 313-сильная дизельная) и «битурбовосьмерка», которая развивает теперь 450 «лошадок» против прежних 407 на двухдверной машине.
Восьмицилиндровую версию нам не показали (для нее предусмотрена и полноприводная модификация BMW 650i xDrive, которая еще на 70 кг тяжелее), а из шестицилиндровых заднеприводных машин больше приглянулась дизельная. Тяга - сочная, как спелый сицилийский апельсин. Но главное даже не то, что дизельный автомобиль не отстает от бензинового. В его характере есть хоть какой-то азарт, пусть даже с синтетической приправой - звуковую картинку в салоне приукрашивает электронный звукогенератор.
Оба мотора прекрасно ладят с восьмиступенчатым «автоматом» ZF, а других коробок пока и нет, хотя ходят слухи, что в будущем может появиться версия и с «механикой».
,p>Российские цены одинаковы и для дизельных, и для бензиновых машин с шестицилиндровыми моторами - 3млн 950 тысяч рублей, почти на 600 тысяч дороже, чем двухдверные «шестерки». Mercedes CLS подешевле, Audi A7 Sportback - тем более. BMW Gran Coupe 650i (с восьмицилиндровым мотором) стоит уже 4 млн 750 тысяч рублей, а его полноприводный вариант - без пяти тысяч пять миллионов! То есть по цене BMW Gran Coupe идет практически вровень с «семеркой». Не уверен, что маркетологи не промахнулись, задрав ценовую планку столь высоко, но о самой машине могу сказать смело - не промах!Представители BMW избегают разговоров о «внутреннем каннибализме», но очевидно, что Gran Coupe перетянет часть покупателей «пятерки», а то и «семерки»: по функциональности Gran Coupe им если и уступает, то чуть-чуть, выглядит эффектнее, а едет хоть немного, но задорнее.
Паспортные данные | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобиль | BMW 6 Series Gran Coupe | |||
Модификация | 640i | 650i | 640d | |
Тип кузова | четырехдверный | |||
Число мест | 4+1 | 4+1 | 4+1 | |
Размеры, мм | длина | |||
ширина | ||||
высота | ||||
колесная база | ||||
колея спереди/сзади | ||||
Объем багажника, л | 460-1265* | 460-1265* | 460-1265* | |
Снаряженная масса, кг | 1750 | 1865 | 1790 | |
2360 | 2465 | 2390 | ||
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | |||
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно | |
Число и расположение цилиндров | 6, в ряд | 8, V-образно | 6, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 2979 | 4395 | 2993 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 84,0/89,6 | 89,0 /88,3 | 84,0/90,0 | |
Степень сжатия | 10,2:1 | 10,0:1 | 16,5:1 | |
Число клапанов | 24 | 32 | 24 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 320/235/5800-6000 | 450/330/5500 | 313/230/4400 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 313/230/4400 | 650/2000-4500 | 630/1500-2500 | |
Коробка передач | автоматическая, 8-ступенчатая | |||
Привод | на задние колеса | на задние колеса | на задние колеса | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | |||
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | |||
Тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Шины | 245/50 R18 | 245/55 R17 | 225/55 R17 | |
Максимальная скорость, км/ч | 250 | 250 | 250 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 5,4 | 4,6 | 5,4 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 10,5 | 11,9 | 6,8 |
загородный цикл | 6,0 | 6,6 | 4,8 | |
смешанный цикл | 7,7 | 8,6 | 5,5 | |
Выбросы CO2, г/км | 179 | 199 | 146 | |
Емкость топливного бака, л | 70 | 70 | 70 | |
Топливо | бензин АИ-92-98 | бензин АИ-92-98 | дизтопливо | |
* Со сложенными задними сиденьями |