Максим Кадаков поездил на новом четырехдверном купе BMW 6 Gran Coupe в Сицилии

Фото: компания BMW | Максим Кадаков

На мой взгляд, за последние годы менеджеры BMW крупно ошиблись дважды. Во-первых, когда, испугавшись кризиса и Панамеры, отказались от запуска в производство фантастически красивой четырехдверки - пять лет назад она была представлена на Шанхайском автосалоне как BMW ConceptCS. Во-вторых, когда нарекли каноническим именем Gran Turismo пухлобокий хэтчбек пятой серии. Новое четырехдверное купе BMW 6 Gran Coupe, похоже, призвано исправить оба промаха.

Я проснулся от уличного шума, усиленного гулким колодцем старых зданий на Пьяцца Бoрса в Палермо. Шумели парковщики. Небритые парни размахивали руками и кричали, направляя подъезжающие к площади машины. Вот подкатил фиатик, из него вышел человек в черном костюме, дал парковщику несколько монет и скрылся в парадном подъезде Bancо di Sicilia. Когда свободных мест перед банком не осталось, начали парковать в два ряда: хозяева оставляли ключи от машин - и парковщики ловко метали их в ту же коробку из-под обуви, в которую складывались заработанные евро. А как же форменная одежда, разметка на асфальте, паркомат с чеками? Бросьте, мы же в Сицилии! А не заплатишь - и выйдет себе же дороже. Поцарапают кузов или продырявят шины. Даже если оставишь кого-то в машине, возмездие настигнет в другом месте города: у парковщиков свое сарафанное радио.

Панель приборов — как на дорестайлинговой «семерке». Синий сектор шкалы эконометра не должен вводить в заблуждение: это не признак гиб­ридной установки, а индикатор «рекуперативного» включения генератора при торможениях. На приборы я смотрел реже обычного, ибо c удовольствием пользовался проекционным экраном с очень внятными полноцветными картинками
Восьмиступенчатый «автомат» ZF прекрасно уживается и с бензиновым, и с дизельным моторами, что хорошо известно по другим моделям BMW. При грубом обращении с педалью газа блокировка трансформатора срабатывает весьма жестко, с ощутимыми толчками: мощный фрикцион старается поскорее замкнуть силовой поток и обеспечить жесткую связь между двигателем и колесами. Эти содрогания трансмиссии — то немногое, что наделяет живинкой большой и тяжелый автомобиль
0 / 0

«Мы бандито, гангстерито, мы кастето-пистолето...»

Сейчас на Сицилии уже не стреляют по каждому поводу, как это было еще тридцать лет назад: принятый в 1982 году закон о борьбе с мафией загнал гангстеров в глухое подполье, а полиция более-менее регулярно устраивает облавы. Но, что бы там ни говорили сицилийцы и туристы о нынешней спокойной жизни, мафия жива - и неофициальные парковщики представляют низшие слои оргпреступности. В целом же больше половины предпринимателей платят дань «крыше». Забавно, что и машины здесь воруют за милую душу. Хотя, казалось бы, куда им деться с острова? Но Сицилия входит в пятерку самых криминогенных регионов страны, а сама Италия - на первом месте в Европе по числу угонов: здесь ежегодно уводят более 120 тысяч легковых машин, и это не считая грузовиков и двухколесного транспорта.

Интерьер двухдверной «шестерки» узнается даже в деталях. Двухцветный салон этой машины сработан в отделении BMW Individual. Качество кожи — высочайшее
Просматриваемый через стекло задней двери фирменный росчерк «Gran Coupe» на «изгибе Хофмайстера» — одно из немногих элегантных решений, найденных специально для четырехдверного купе
Безрамочные двери — шик, но неподвижный стеклянный треугольник смот­рится несуразно, а ненароком его можно и сломать
0 / 0

Угонщики, надо сказать, патриотичны и предпочитают Фиаты, Альфы и Лянчии, с которыми меньше возни и которые проще сбыть целиком или разобрав на запчас­ти. BMW тоже в почете, так что бросать под присмотром парковщиков-самозванцев вызывающе красивый Gran Coupe да еще оставлять им ключи как-то не хотелось. В надежде найти свободный пятачок, я продираюсь по узким улочкам Палермо, стараясь не задеть мотороллеры и не запутаться в развешенном для сушки белье... В городе, где любая машина крупнее Фиата Punto кажется непомерно большой, пятиметровое Gran Coupe замечают издалека. А оказавшиеся рядом едва не заглядывают в окна. Похоже, что не из-за интереса к интерьеру: что за шишка за рулем такой машины?

Когда я случайно проехал под «кирпич» к парадной лестнице знаменитого Театро Массимо, стоявшие на расстоянии окрика карабинеры-мотоциклисты сделали вид, что ничего страшного не происходит, хотя глаз с меня не спускали.

Спортивные передние кресла с интегрированными ремнями безопасности — в точности как на двухдверной машине. Но если на купе и кабриолете наличие дополнительной кнопки продольной регулировки вполне объяснимо (благодаря ей задние пассажиры могут выбраться с галерки без посторонней помощи), то в четырехдверной машине это лишь отголосок унификации

Водителю BMW Gran Coupe дозволено все? Скорее так: в Италии позволено многое владельцам красивых автомобилей. Тем более что «большие туристические автомобили», как известно, родом именно отсюда. Gran Turismo - это все еще звучит гордо, несмотря на то что большинство итальянских «карроццерий» ныне в упадке.

Можно до бесконечности оттачивать технологическое совершенство (немцам это дается легче, чем итальянцам), но когда речь заходит о стиле и классических пропорциях, немцы по-прежнему ревностно поглядывают на Италию. Неспроста первенец среди четырехдверных купе - Mercedes CLS первого поколения - в 2004 году был представлен в Риме. В прошлом году его наследник предстал перед прессой в Тоскане. Хэтчбек-купе Audi A7 показали на Сардинии... И вот - BMW 6 Gran Coupe на Сицилии. К слову, чувство прекрасного не чуждо и мафиози: четыре года назад здесь накрыли подпольную мастерскую, где из подлинных и новодельных узлов собирали «классические» Ferrari прошлых лет.

В сегмент четырехдверных купе компания BMW входит последней из немецких грандов.

Колесная база теперь - 2968 мм, как у седана пятой серии, на самом же деле Gran Coupe - плоть от плоти «шестерки», которую растянули на 113 мм. Но это уже не та двухдверка, которая напоминала мне перекормленную акулу. Кузов вытянулся, пропорции стали сбалансированнее, не кажутся чужеродными и задние двери. Особенно хорош задок - с раскосыми фонарями и чуть вздернутым спойлером на крышке багажника.

Машина невысокая - всего 1392 мм. Такими же поджарыми когда-то были Ягуары серии XJ, такой была и добэнгловская «семерка» BMW с кузовом E38 - легкой и стремительной. Жаль, баварцы не решились сработать передок в стиле упомянутого BMW Concept CS - видимо, не позволил бюджет. И интерьер остался «шестерочным»: обволакивающий водителя кокпит, низкая посадка, передние сиденья с интегрированными ремнями безопасности, безрамочные двери.

Несмотря на растянутую базу, королевского простора сзади нет: «сам за собой» я сажусь с минимальным зазором перед коленями. Но это всяко лучше, чем тесная галерка двухдверной «шестерки». И все же при посадке нужно пригибать голову, чтобы не приложиться о ниспадающий дверной проем.

Представленный пять лет назад на автосалоне в Шанхае концептуальный седан-купе BMW Concept CS показался баварцам настолько радикальным, что даже в нынешнем серийном Gran Coupe они не решились воспроизвести мускулистые задние колесные арки и отдали предпочтение более спокойным линиям в стиле двухдверной «шестерки»

Видеокамера заднего обзора спрятана под фирменной эмблемой BMW и не пачкается в плохую погоду, как на двухдверном купе. А камеры кругового обзора дают вполне реалистичный «вид сверху», причем на дисплее отображается траектория «заноса» передка при движении задним ходом
Из всех режимов настройки шасси (экономичный Eco Pro, расслабленные Comfort и Comfort+, оптимальный Sport и жесткий Sport+) я выбрал последний. При отключении системы стабилизации DSC активируется электронный имитатор блокировки дифференциала: при избытке тяги в поворотах притормаживается внутреннее (разгруженное) колесо, позволяя реализовать больший крутящий момент на другом колесе
0 / 0

Gran Coupe преподносится как автомобиль с посадочной формулой «4+1» - дескать, четыре полноценных места плюс одно «временное» посередине заднего дивана. Если вам доводилось ездить на спортбайке, вы поймете: восседаешь на узкой выпирающей подушке, а коленями обхватываешь «бензобак», в нашем случае - высокий и широкий центральный тоннель со встроенным блоком климат-контроля. С той разницей, что на мотоцикле ты наклоняешься вперед, а здесь откидываешься назад, чувствуя спиной бугор сложенного подлокотника и упираясь головой в потолок. И заносить ногу над «бензобаком» - а иначе не сядешь! - занятие для людей со здоровым опорно-двигательным аппаратом.

К чему это лукавство? Чтобы переплюнуть четырехместный Mercedes CLS? Или чтобы на равных конкурировать с пятиместным Audi A7 Sportback? Едва ли потенциальных покупателей Gran Coupe так уж волнует число посадочных мест, а обставлять соперника нужно «на противоходе»: я бы делал ставку именно на четырехместность, тем более что как раз четырехместные быстрые купе и прославили итальянский «гран туризмо». А Gran Coupe быстр, очень быстр!

Отформованное явно под двоих пассажиров зад­нее сиденье люди из BMW считают «условно трехместным». Об этом же говорит третий ремень безопасности, хотя подголовников всего лишь два
Заднее сиденье складывается по частям, давая возможность перевозить длинномеры. Я бы пожертвовал «раскладушкой» в пользу опционных индивидуальных креслел с электрорегулировками, которые не сильно повлияли бы на цену машины
0 / 0

Помимо блока раздельного климат-контроля к услугам задних пассажиров — подогрев сидений и солнцезащитные электрошторки на заднем и боковых окнах
Мой рост 186 см, и я сажусь на «мотоциклетную выпуклость» буквально «враспор»: колени упираются в передние сиденья и обнимают блок климат-контроля, голова вонзается в потолок, спина чувствует дружескую твердость подлокотника, бедра висят. Эта сидушка-обманка никак не вяжется со статусом машины
0 / 0

BMW Gran Coupe, равно как «шестерка», «пятерка» и хэтчбек GT, построен на «семерочной» платформе - начиная от передней алюминиевой двухрычажной подвески и заканчивая задним «мультилинком» Integral-V с подруливающим эффектом. Но опытнейший инженер Питер Туннерманн, которому на момент нашей встречи оставалось до пенсии всего четыре рабочих дня, недовольно поморщился:

- Конечно, большинство компонентов заимствовано у «семерки», но почти все они имеют другие характеристики - у них даже свои, уникальные номера по каталогу. А чтобы добиться требуемой жесткости кузова, мы переделали всю заднюю часть пола, пороги и «обвязку» задних стоек крыши.

- Какова жесткость кузова на кручение?

- Как у двухдверной «шестерки»!

Туннерманн служил связующим звеном между инженерами-проектировщиками и производственниками, продумывая технологические процессы. Он же рассказал, что широкое использование высокопрочных сталей позволило удержать массу большой машины в разумных пределах - она лишь на 70 кг тяжелее двухдверной «шестерки». Алюминиевые двери и капот, отформованные из пластика передние крылья и крышка багажника - все как на двухдверке.

V-образная бензиновая «восьмерка» TwinPower Turbo нового поколения: оба турбонагнетателя размещены в развале блоков цилиндров, а система непосредственного впрыска High Precision Injection дополнена бесступенчатой регулировкой хода клапанов Valvetronic. C двигателя рабочим объемом 4,4 л снимается 450 л.с., а предельные 650 ньютон-метров крутящего момента доступны в диапазоне от 2000 до 4500 об/мин
Из рядных шестилиндровых моторов я предпочел бы турбодизель: дизельная машина стоит тех же денег, не уступает бензиновой в динамике и превосходит ее в экономичности. А главное — она чуть злее, чуть задорнее
0 / 0

Внешние скоростные характеристики двигателей

Привезенные на Сицилию машины были напичканы под завязку: электронно­управляемые амортизаторы и стабилизаторы, активное рулевое управление... Я ездил исключительно в режиме Sport+, благо качество даже второстепенных сицилийских дорог позволяет не «расслаб­лять» амортизаторы.

К Правилам дорожного движения местный люд относится еще более наплевательски, чем в континентальной Италии. Поначалу меня как стоячего - под знак «50» - «обували» Фиаты и Ситроены, причем через сплошную линию разметки! Через некоторое время и я осмелел. Тут-то мне карта и поперла...

Впрочем, даже хорошо просматривае­мые повороты я проходил «на полтона» сдержаннее, чем если бы я ехал, скажем, на Панамере. Реакции по-мерседесовски спокойные, смиренные. Лишь под полной тягой Gran Coupe изредка вильнет хвостом - и тут же стабилизируется электроникой.

Цельно, сбалансированно и очень надежно. Возможно, таким должен быть современный круизный автомобиль типа Gran Turismo. Но таким ли должен быть BMW?

Видимо, да: безопасность превыше всего! Долететь по европейским автобанам из точки А в точку Б - вот ведь задача и для Gran Turismo вообще, и для Gran Coupe в частности. Причем неважно, занимаешь ли ты место водителя или пассажира (лишь бы не на «бензобаке»). Но если точки на карте соединены не автобанами, а итальянскими серпантинами... И вот Gran Coupe уже словно горит вполнакала. На условной шкале спортивности четырехдверка стоит чуть левее донорского двухдверного купе, но все же правее мягкотелого кабриолета, который к тому же тяжелее. Дальше по левому краю шкалы - «пятерка», а еще дальше - перекормленный хэтчбек GT, сравниться с которым по лености реакций может лишь представительская «семерка».

Двигателей пока три: две рядные «турбошес­терки» (320-сильная бензиновая и 313-сильная дизельная) и «битурбовосьмерка», которая развивает теперь 450 «лошадок» против прежних 407 на двухдверной машине.

Восьмицилиндровую версию нам не показали (для нее предусмотрена и полноприводная модификация BMW 650i xDrive, которая еще на 70 кг тяжелее), а из шестицилиндровых заднеприводных машин больше приглянулась дизельная. Тяга - сочная, как спелый сицилийский апельсин. Но главное даже не то, что дизельный автомобиль не отстает от бензинового. В его характере есть хоть какой-то азарт, пусть даже с синтетической приправой - звуковую картинку в салоне приукрашивает электронный звукогенератор.

Оба мотора прекрасно ладят с восьмиступенчатым «автоматом» ZF, а других коробок пока и нет, хотя ходят слухи, что в будущем может появиться версия и с «механикой».


,p>Российские цены одинаковы и для дизельных, и для бензиновых машин с шес­тицилиндровыми моторами - 3млн 950 тысяч рублей, почти на 600 тысяч дороже, чем двухдверные «шестерки». Mercedes CLS подешевле, Audi A7 Sportback - тем более. BMW Gran Coupe 650i (с восьмицилиндровым мотором) стоит уже 4 млн 750 тысяч рублей, а его полноприводный вариант - без пяти тысяч пять миллионов! То есть по цене BMW Gran Coupe идет практически вровень с «семеркой». Не уверен, что маркетологи не промахнулись, задрав ценовую планку столь высоко, но о самой машине могу сказать смело - не промах!Представители BMW избегают разговоров о «внутреннем каннибализме», но очевидно, что Gran Coupe перетянет часть покупателей «пятерки», а то и «семерки»: по функциональности Gran Coupe им если и уступает, то чуть-чуть, выглядит эффектнее, а едет хоть немного, но задорнее.

Сама элегантность! Дополнительные 113 мм колесной базы (задний свес не изменился) и две «лишние» двери принципиально изменили облик машины: от былой одутловатости двухдверного купе не осталось и следа

Паспортные данные
Автомобиль BMW 6 Series Gran Coupe
Модификация 640i 650i 640d
Тип кузова четырехдверный
Число мест 4+1 4+1 4+1
Размеры, мм длина
ширина
высота
колесная база
колея спереди/сзади
Объем багажника, л 460-1265* 460-1265* 460-1265*
Снаряженная масса, кг 1750 1865 1790
2360 2465 2390
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Расположение спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, в ряд 8, V-образно 6, в ряд
Рабочий объем, см3 2979 4395 2993
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 84,0/89,6 89,0 /88,3 84,0/90,0
Степень сжатия 10,2:1 10,0:1 16,5:1
Число клапанов 24 32 24
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 320/235/5800-6000 450/330/5500 313/230/4400
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 313/230/4400 650/2000-4500 630/1500-2500
Коробка передач автоматическая, 8-ступенчатая
Привод на задние колеса на задние колеса на задние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины 245/50 R18 245/55 R17 225/55 R17
Максимальная скорость, км/ч 250 250 250
Время разгона 0-100 км/ч, с 5,4 4,6 5,4
Расход топлива, л/100 км городской цикл 10,5 11,9 6,8
загородный цикл 6,0 6,6 4,8
смешанный цикл 7,7 8,6 5,5
Выбросы CO2, г/км 179 199 146
Емкость топливного бака, л 70 70 70
Топливо бензин АИ-92-98 бензин АИ-92-98 дизтопливо
* Со сложенными задними сиденьями

В предельных поворотах Gran Coupe демонстрирует близкую к нейтральной поворачиваемость. Под ровной тягой соскальзывает всеми четырьмя колесами наружу, а в режиме Sport+ при резком добавлении газа ускоряется практичес­ки без распрямления траектории. Очень понятный автомобиль!