Юрий Ветров побывал на презентации хэтчбека Peugeot 208
Узкая дорожка змеей петляет между скалами, взмывает в гору и спускается в долину. В деревеньке, которую мы проехали четверть часа назад, - типичные французские домики: оштукатуренные, с каменными оградами. А в этой - уже фахверковые, и заборчики деревянные. Это Эльзас, родина автомобилей Peugeot. Еще не Германия, но уже и не совсем Франция. Я сижу за рулем новейшего Peugeot 208, a штурманом у меня - сам Гаэтан Демулин (ударение на последний слог), руководитель отдела доводки шасси! Небывалый случай: инженеров на презентации было едва ли не больше, чем журналистов!
Какие линии! Будто сначала над скульптурой трудился один мастер, а затем пришел другой и, следуя главной заповеди скульпторов, «убрал все лишнее». Что ж, время на это было: работы над Peugeot 208 начались еще в конце 2007 года...
После оглушительного успехаPeugeot 206в Сошо воцарилось спокойствие. А звоночек прозвучал шесть лет назад, когда рынок без энтузиазма принял обуржуазившийсяPeugeot 207. Благо параллельно неплохо продавалась и «двести шестая». А в 2008 году грянул кризис...
В 2009 году на пост главы концерна PSA был приглашен Филипп Варен, спасший от краха англо-голландский сталелитейный холдинг Corus, - и за девять месяцев его команда разработала новый стратегический план развития концерна до 2012 года. Дизайнерский штаб Peugeot, зациклившийся на раскосых фарах и разверзшихся пастях, в 2009 году был отправлен в отставку. Дизайн-студию концерна PSA возглавил бывший ситроеновский стилист Жан-Пьер Плуэ, а создавать новое лицо Peugeot поручили Жилю Видалю, автору Ситроенов С2, С3 и большинства концепт-Ситроенов первого десятилетия XXI века.
Теперь сравните Peugeot 208 с дебютной работой Видаля на новом посту - «концептом» SR1, который два года назад был показан в Женеве. Совпадает все, начиная от скромной полуулыбки радиаторной решетки и заканчивая двухвостыми задними фонарями! Между тем Жиль включился в работу над Peugeot 208, когда над проектом уже работали без малого полтора года.
Новая эргономическая концепция футуристичного интерьера, похоже, появилась еще до прихода Видаля. Крохотный руль яйцом, приборы сверху, семидюймовый touch screen придвинут к водителю… Кристоф Клошар, управляющий проектом А9 (внутризаводское обозначение Peugeot 208), похож на маньяка-профессора из голливудских фильмов - и готов говорить о новой концепции эргономики бесконечно. Он уверен, что потребность в постоянном контакте с мультимедийными устройствами у нынешних водителей столь высока, что чуть ли не главная задача сейчас - организовать быстрый и удобный доступ ко всем функциям информационно-развлекательной электроники. В Peugeot сделали ставку на максимально приближенный к водителю интерактивный экран. Мешает руль? Давайте его уменьшим! Что, теперь приборы не помещаются в сектор обзора? Перенесем наверх - шкалы все время будут перед глазами, как, например, часть инструментария на Сивике или Приусе. С другой стороны, сильно опускать рулевую колонку нельзя, иначе обод упрется в колени... В итоге руль обрел форму овала: наименьшая хорда, проведенная через центр, - 328 мм, наибольшая - 350 мм. Почти как у карта! Для сравнения: руль Audi TT - диаметром 362 мм. Удобно ли?
Когда садишься впервые - непривычно. Но диапазонов регулировок хватает. Даже в крайнем нижнем положении кресла руль можно опустить настолько, чтобы верхняя часть обода при моем 50-перцентильном росте 176 см не закрывала приборы. И колени, кстати, баранку не подпирают: зазор до бедер, по данным Peugeot, не изменился - те же 91 мм для стандартного манекена, что и на «двести седьмом». А после первой сотни километров ты настолько привыкаешь к новой организации пространства, что традиционное рабочее место воспринимаешь как архаизм. Я это проверил там же, пересев в конце маршрута в Peugeot 207. Почему руль от грузовика? А почему не видно приборов? И где, наконец, мой «айпэд»?
«Айпэдом» я назвал мультимедийную систему Peugeot 208 непроизвольно. По красоте интерфейса она еще далека от творений Стива Джобса, но функционально ничуть не хуже.
Линейка дизельных двигателей пока скромна. Это хорошо знакомые моторы объемом 1,4 л (68 л.с.) и 1,6 л (92 или 115 л.с.). Наиболее мощный из них агрегатируется только с шестиступенчатой механической КПП, а «маленькие» - либо с пятиступенчатой «механикой», либо с «роботом».
Выбор бензиновых моторов богаче - аж пять штук! На вершине гаммы 156-сильный турбомотор 1.6, чуть ниже его - атмосферная версия мощностью 120 л.с. Следующим идет атмосферник 1.4 (95 л.с.), а замыкают список два новых полностью алюминиевых трехцилиндровых двигателя - 1,2 л (82 л.с.) и 1,0 л (68 л.с.). Любопытно, что вразрез с современными тенденциями турбонаддува и непосредственного впрыска у них нет! В пару ко всем бензиновым агрегатам - пока только «механика».
За ужином инженеры признались, что через пару лет и у Peugeot появится своя преселективная коробка передач, причем с сухими сцеплениями.
- С ней мы сможем улучшить экономичность до семи процентов, причем без потерь в динамике!
- За счет чего?
- Больше ступеней - шире силовой диапазон. При замерах по циклу NDEC это важно.
- А реальный выигрыш будет?
- Не знаем. У нас есть NDEC, единый стандарт измерения расхода топлива и вредных выбросов для всех автопроизводителей в Европе.
- Не в нем ли причина нынешней моды на турбомоторы и преселективные коробки?
- Может быть...
Следующий день задался с самого утра: мне досталось четвертое место в колонне из пяти автомобилей, сзади - только фирменный фотограф. Поедем гуськом, чтобы никто не заплутал. Автомобиль - с «механикой» и 115-сильным дизелем. Гаэтан Демулин не преминул напомнить, что у нашей машины есть система Stop&Start. Она мне уже знакома по Peugeot 508, а изюминка в том, что если включить «нейтраль» и отпустить сцепление, то мотор заглохнет, даже если автомобиль едет. Точнее, не едет, а идет: система срабатывает при скорости не более 8 км/ч. Но порадовать не столько себя, сколько Гаэтана, замолкающим двигателем не довелось: сказалась привычка тормозить на передаче, а на остановках держать сцепление выжатым.
Для легонькой машины мощной дизельной тяги более чем достаточно, рычаг четко и без излишнего сопротивления меняет передачи, а они удачно цепляются друг за друга, поддерживая уверенное ускорение. Сцепление тоже работает благородно. Не разгон - радость! Вот и Гаэтан улыбается, когда я то отстану от каравана, то стремительно его нагоню.
Но почему на дороге столько ухабов? Похоже, эльзасцы перенимают не немецкий, а передовой российский опыт ямочного ремонта…
- Эти дороги ровными никогда не были. Именно поэтому мы здесь в основном и занимаемся доводкой шасси.
Вот, оказывается, почему у автомобилей концерна PSA такая классная плавность хода! Подвеска безропотно проглатывает все выбоины и не досаждает раскачкой.
Слава богу, эльзасские дорожки - это не только кочки, но и «ходовые» виражи, и узкие «тещины языки» в горах.
Уточняю, здесь ли доводили до умаPeugeot 3008иRCZ, а сам отпускаю коллег на прямике, чтобы побыстрее зайти в поворот.
Гаэтан расплывается в улыбке:
- RCZ - мой любимый автомобиль. С кроссовером мы возились дольше, но результатом я тоже доволен.
Машина мягко накренилась и прочертила дугу будто по циркулю.
- А этим автомобилем довольны?
- При доводке были немного другие приоритеты. Но сейчас мы вновь ориентированы на максимальное удовольствие от вождения. Причем, как ты понимаешь, удовольствие на американском хайвее и на таком серпантине - это разные вещи. Мы настраивали машину для Франции.
В основе Peugeot 208 - оптимизированная платформа предшественницы. В пресс-релизе не написано, как именно изменили жесткость пружин и стабилизаторов, как перекалибровали амортизаторы, - возможно, чтобы не отвлекать внимания от главного: от борьбы за снижение веса. Масштаб наполеоновский! Например, кузов за счет новых сортов стали и лазерной сварки разом, без потерь в прочности и жесткости, похудел на 25 кг. Еще 11 кг удалось сбросить благодаря тонкому каркасу передних кресел и заднего дивана. Попутно это помогло выгадать еще и пять сантиметров для коленей сидящих сзади и 15 литров для багажа. Пять килограммов сбросили за счет более компактных бамперов - автомобиль стал короче на 70 мм. В итоге модификация с дизелем 1.4 HDi стала легче на 110 кг! Но французам было с чего сбрасывать: Peugeot 207 - один из самых тяжелых хэтчбеков в классе В+. А вот Peugeot 208 1.6 e-HDi имеет те же 1090 кг снаряженной массы, что и Polo 1.6 TDI.
Легко! Именно так едет «двести восьмая». Легко заныривает в извивы серпантинов, чутко и мягко реагирует на все команды. А руль, несмотря на появление электроусилителя, насыщен реактивным действием - натуральным и сочным, как спелый виноград. Причем электродвигатель установлен правильно - на «рейке», а не на рулевой колонке. И настраивали его не под американские хайвеи.
Увидев, что не только я, но и другие журналисты стали веселее проходить повороты, парень из Peugeot в головной машине полетел как отвязанный. Вот спасибо! От Бельфора до Мюлуза домчались на одном дыхании…
Как, это все? Увы, первое свидание с красоткой было недолгим. Но я буду ждать новой встречи, пусть это будет и нескоро - Peugeot 208 доберется до России только в следующем году. А вот французы могут заказать ее уже сейчас. Во Франции за трехдверный дизельный Peugeot 208 1.4 (68 л.с.) с «механикой» в комплектации Active просят 15700 евро. Отличная цена - Peugeot 207 в близкой комплектации Urban Move на тысячу с лишним дороже! Российскую прописку «двести восьмая» вряд ли получит, а значит, и цены будут европейскими: планка базовой версии вряд ли опустится ниже 15 тысяч евро, что по нынешнему курсу - около 600 тысяч рублей.
Маленький хэтчбек класса B+ - основа благополучия концерна Peugeot-Citroen. Он для французов имеет такое же значение, как «трешка» для BMW или Е-класс для Мерседеса. Именно кроха Peugeot 205 в начале восьмидесятых вытянула концерн PSA из долговой ямы, в которую французы попали после приобретения убыточного отделения Chrysler Europe. Схожая миссия возложена и на «двести восьмую»: за прошлый год продажи легковушек Peugeot в Евросоюзе сократились на 9,2%. Справится? Не знаю. Но в том, что может, - не сомневаюсь!
C нулем посередине
Первым по-настоящему массовым Peugeot стал первооткрыватель «двухсотой» серии - седан Peugeot 201. Его последователи занимали львиную долю производства в модельном ряду Peugeot - с тех пор выпущено почти 20 миллионов автомобилей