Никита Гудков опробовал Porsche Panamera S Hybrid на дорогах Австрии и Германии

Фото: компания Porsсhe | Никита Гудков

Если гибридных Ferrari еще нет, то Porsche Panamera S Hybrid с комбинированным бензоэлектрическим приводом - уже реальность. Я опробовал машину на дорогах Австрии и Германии - и... Никогда еще я не ездил на Porsche так медленно! Но испугаться пришлось, и не раз.

Бензиновая компрессорная «шестерка» через сухое сцепление соединена с компактным электромотор-генератором, за которым стоит обычный восьмиступенчатый «автомат» - по механике Panamera S Hybrid полностью повторяет гибридный Cayenne. Суммарная мощность - те же 380 л.с., а разница - в нюансах. Во-первых, гибридная Panamera будет лишь заднеприводной (прибавка в весе составила 210 кг). Во-вторых, никельметаллгидридная батарея получила собственный кондиционер - на Кайенне она охлаждалась салонным воздухом, но рост температуры выше 36 градусов здорово снижал ее мощность. Наконец, переработан софт. Если раньше из трехсот ньютон-метров электродвигателя в чисто электрическом режиме E-Power использовалось лишь двести, а еще сотня «лежала в резерве» для запуска бензинового мотора, то на Панамере доступны уже 250 Нм.

Маловато новинок! Не спрашиваю, где маховичный накопитель, как у гоночного 911 GT3 R Hybrid. Но почему не литий-ионные аккумуляторы? Почему не дизель?

Современная батарея, отвечают немцы, появится только на суперкаре Porsche 918. А с дизельными гибридами они даже не экспериментировали - мол, дизель гораздо более эффективен на частичных нагрузках, и его «электрификация» не имеет смысла.

Компрессор кондиционера приводится 288-вольтовым электродвигателем, а все остальное вспомогательное оборудование вроде электрогидроусилителя руля питаются от бортовой сети в 12 вольт
Количество «зелени» говорит лишь о том, сколько по времени не работал двигатель внутреннего сгорания. Например, во время стояния в пробке. Приглядитесь к масштабу — полностью зеленый столбик означает лишь 50-процентное «молчание» ДВС
0 / 0

Слева — указатель заряда-разряда тяговой батареи, бортовой компьютер показывает вымученные мной 6,9 л/100 км
После 75 км/ч электромобильный режим E-Power отключится и потребует повторного нажатия кнопки
0 / 0

Panamera S Hybrid медленнее, чем 450-сильный BMW ActiveHybrid 7, ее багажник усох до антирекордных среди гибридных «лимузинов» 335 литров, зато расход топлива в городе - всего 8,3 литра на сотню на обычных шинах и 8,0 литра на опционных всесезонных покрышках Michelin со сниженным сопротивлением качению. Это против 11,3 л/100 км у седана Lexus 600h сравнимой мощности! Впрочем, и это не предел - новую планку скоро задаст маломощный гибридный Audi A8 с 245-сильным приводом и обещанными выбросами СО2 всего в 144 грамма против 159 г/км у Porsche. Зато, в отличие от Мерседеса и BMW, Porsche уже умеет ездить только на электротяге.

Бесшумный Porsche? Пчелы против меда? Но даже из тест-драйва гибридов люди из Porsche устроили соревнование: кто побьет их рекорд по расходу топлива на 90-километровом маршруте - 6,8 л/100 км? Кстати, именно столько указано в паспорте гибридной Панамеры для езды в смешанном цикле.

Кондиционер отключаю сразу. Старт - в чисто электрическом режиме E-Power: на скорости не больше 75 км/ч в нем можно проехать пару километров. У меня получается 1,7 км, включая три трогания со светофоров. А затем бензиновая «шестерка» плавно оживает и возвращает 288-вольтовой батарее Sanyo ее утраченные силы. Из полной емкости в 6 Ач на деле используется около трех четвертей - иначе ресурс батареи не вписался бы в 10 лет и 300 тысяч километров.

И по компоновке, и по узлам и агрегатам Panamera S Hybrid повторяет Cayenne S Hybrid — за исключением полного привода и наличия собственного испарителя кондиционера в воздуховоде около батареи. Из всех Панамер только гибридная оснащена традиционным «автоматом» с повышающими седьмой и восьмой передачами — остальные версии комплектуются роботизированной коробкой PDK

Panamera S Hybrid лишилась докатки, а 12-вольтовый аккумулятор и система охлаждения тяговой батареи, покинув «подполье», заняли боковые ниши некогда 445-литрового багажника и отняли у него 110 литров. Хотя форма отсека осталась удобной

Выдвижной спойлер — точно такой же, как на Панамере S, без боковых «крылышек»

Как только просыпается мотор, цифры среднего расхода предательски растут: семь литров, семь с половиной, восемь... Я ползу как можно медленнее. На стартах со светофора нас обходят «каблучки» и Смарты, а вон тот белый фургончик, который пулей приближается в зеркале к моей корме... Может, он меня не видит? Сейчас врежется!

К счастью, водитель успел оттормозиться. Видать, не ожидал его водитель наткнуться на Porsche, который плетется со скоростью 40 км/ч там, где можно все 70.

Экошина имеет всесезонную маркировку — чтобы клиентов не удивляли ее невысокие сцепные свойства
Электрический двигатель особенно эффективно помогает бензиновому до 3000 об/мин. А чтобы сгладить характер нарастания кривой суммарного крутящего момента, мотор V6 принимает наибольшее участие в подзарядке батареи именно на высоких оборотах и частичных нагрузках
0 / 0

За мной тянется хвост машин в двадцать. Никто не сигналит. Простите - не могу я остановиться и всех пропустить: лишнее трогание мигом поднимет средний расход, который только-только упал ниже восьми литров. Даже торможу я аккуратно, чтобы указатель зарядки батареи немного не доходил до максимума, - иначе ненароком включатся гидравлические тормоза, а это потеря энергии. Интересно, что когда отпускаешь левую педаль, то чувствуешь, как не сразу растормаживаются колеса: это генератор добирает последние крохи энергии.

Автобан! Пристраиваюсь в аэродинамической тени самого медленного дальнобойщика-словака и еду 85 км/ч - увы, не медленнее: все-таки корма Панамеры с таким же выдвижным спойлером, как на обычной версии S, мне дорога. До тех 165 км/ч, когда бензиновый мотор перестает отключаться под сброс газа, далеко. Но пара спусков-тягунов - и на щитке уже 7,5 литра на сотню!

Беда пришла, откуда не ждали - с неба. Сначала быстро потемнело - хотя фары из экономии я не включал до последнего. Но когда хлынул ливень, пришлось включить и свет, и дворники. Эх, сейчас сожрем все сэкономленное...

До финиша - около десяти километров по извилистой и оживленной местной дорожке. Вот бы знать, за каким поворотом будет спуск, чтобы разогнаться посильнее заранее и рекуперировать потом побольше... Но я здесь первый раз, поэтому продолжаю держать ровные 60-70 км/ч там, где можно 90. Перед горкой - чуть больше газа, но так плавно, чтобы, упаси бог, коробка не ушла вниз с шестой или седьмой передачи. На спусках - легкое касание тормоза, чтобы побольше зарядить батарею. И как только она наполняется - включаю спасительный режим E-Power. Его автоматическое отключение на скорости более 75 км/ч предусмотрено не случайно - постоянная городская езда на электричестве быстрее убивает батарею. Но у нас - гонки, а в бою все средства хороши. Вот и результат: за пару километров до финиша на щитке - искомые 6,8 литра!

Однако нервы сдают, а катализатором служит совесть. Конец хвоста машин сзади уже перестает помещаться в зеркале - и нога сама нажимает на педаль газа чуть сильнее. Почти перед судьями борткомпьютер предательски перескакивает на 6,9 литра на 100 километров. Рекорд устоял.

«Да, вам не повезло, - утешали инженеры Porsche. - Дождь, да еще сильный, - это 0,2-0,3 литра лишнего расхода». А то, что парой дней ранее другие журналисты на том же маршруте показали фантастические 6,2 литра - так «они просто ехали очень-очень медленно...»

Да, экоралли на гибридной Панамере продемонстрировало, что достичь паспортного результата в 6,8 л/100 км в смешанном цикле реально. Но какой ценой? Ползти так медленно - это выходит не смешанный, а смешной цикл! Да еще и опасный.

Коллеги, которые ехали экономично, но без фанатизма, показали 8-8,5 литра. Те, кто «просто ехал», - чуть больше 10 л/100 км. Это уже ближе к реальности.

Поехал так же и я - на второй день тест-драйва. И оказалось, что Panamera S Hybrid может дарить и радость от вождения! Надо лишь нажать кнопку Sport, фактически лишив машину гибридности, - когда при нажатии на газ коробка, наплевав на экономию, сразу перескакивает на пару передач ниже. Бензиновый двигатель теперь выключается только на пешеходных скоростях, у светофоров. И оказывается, что динамика - вполне, а голосок - даже очень! Руль приятно тяжелеет, а породистое и упругое в повадках шасси упирается в невысокие сцепные свойства всесезонных экошин до обидного рано. Только с тормозами ничего не сделать - момент перехода от «электрического» торможения к гидравлическому зависит от массы факторов и не всегда прогнозируем. Зато даже при активной езде борткомпьютер показывал 11-12 литров на сотню - прекрасный результат для двухтонной машины!

Фирме Porsche гибридная Panamera нужна больше, чем клиентам: ее доля среди всех версий планируется такой же, как у гибридного Кайенна - 6,5 процента. Зато средний расход топлива в модельном ряду станет хоть немного, но ниже, а это важно для США, где корпоративные нормы CAFE продолжают ужесточаться. В Америку уйдет минимум четверть бензоэлектрических седанов. Помешанные на экологической тематике немцы и японцы должны вместе раскупить еще столько же.

Но если вы не фанат Гринписа и вас действительно беспокоит расход топлива, альтернатива есть. Точнее, скоро будет - за несколько месяцев до начала продаж уже известны российские цены на Панамеру с 250-сильным дизелем. Она расходует в городе почти столько же, а в загородном и смешанном циклах экономичнее гибрида на пол-литра-литр! Разница в выбросах СО2, в зависимости от шин, - 5-12 граммов. Смешно! Пусть Panamera Diesel еще медленнее (6,8 секунды до 100 км/ч) и оснащена хуже, но ее цена - всего 4 млн рублей против 5 млн 800 тысяч за Hybrid. Когда считать приходится не граммы, а миллионы рублей, выбор приходит сам собой. Разве нет?

Паспортные данные
Автомобиль Porsche Panamera S Hybrid
Размеры, мм длина/ширина/высота 4970/1931/1418
колесная база 2920
Объем багажника, л 335-1153
Снаряженная масса, кг 1980
Бензиновый двигатель с непосредственным впрыском и нагнетателем
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, V-образно
Рабочий объем, см3 2995
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 84,5/89,0
Степень сжатия 10,5:1
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 333/245/5500-6500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 440/3000-5250
Электрический двигатель трехфазный, асинхронный, с постоянными магнитами
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 47/34/начиная с 1150
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 300/до 1150
Полная емкость электрической батареи, кВт·ч/Ач 1,7/6
Рабочее напряжение, В 288
Суммарная макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 380/279/5500
Суммарный макс. крутящий момент, Нм/об/мин 580/1000
Коробка передач автоматическая, 8-ступенчатая
Привод задний
Шины передние 245/50 ZR18 (255/45 R19)*
Шины задние 275/45 ZR18 (285/40 R19)
Максимальная скорость, км/ч 270 (240)
Время разгона 0-100 км/ч, с 6,0
Расход топлива, л/100 км городской цикл 8,3 (8,0)
загородный цикл 6,4 (6,1)
смешанный цикл 7,1 (6,8)
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 167 (159)
Емкость топливного бака, л 80
Топливо бензин АИ-95
* Данные для автомобилей с опционными всесезонными шинами со сниженным сопротивлением качению

Рекомендованные статьи