Леонид Голованов — о водородомобиле Toyota Mirai: самый совершенный в классе, но... почему не электромобиль?

Фото: компания Toyota | Леонид Голованов

Водородная заправка в самом сердце Гамбурга: высокий стальной навес и всего пара колонок. Сталь пистолета холодит руку. Насадить на штуцер до упора, отпустить курок — и килограмм газа, закачанный в баллоны под давлением в 750 бар, за пару минут поднимает запас хода с 260 до 328 км. Я ныряю в теплое нутро, легким движением перекидываю крошечный джойстик на консоли в «драйв», жму на газ — и Toyota Mirai плавно и бесшумно снимается с места. А на асфальте остается мокрое пятно — это выхлоп, слитая из электрохимического генератора вода. Фантастика? Будущее, как гласят два иероглифа, составляющие название Mirai по-японски?

Удивительно, насколько коротка память у людей в интернет-эпоху. «Гляньте, японцы уже на водороде ездят, журналисты воду из выхлопной трубы пьют — а мы все лаптем щи хлебаем»...

Неужели не надоело встречать с одинаковым энтузиазмом одни и те же пресс-релизы? «Впервые в мире серийный... экологически чистый... число водородных заправок в ближайшие... возрастет до... первые машины переданы в лизинг...» Год за годом одно и то же. Как будто не было Нивы Антэл еще 14 лет назад (АР №16, 2001), как будто не ездил я на водородном электромобиле Honda FCX еще в 2003 году (АР №21, 2003) — который уже тогда был бесшумным, приемистым и «заводился» при минус 20 градусах по старику Цельсию. Как будто не передавали в лизинг в Калифорнии седаны Honda FCX Clarity по 600 долларов в месяц на три года с бесплатным водородом начиная с 2007 года — причем не только муниципалитету, но и актрисам с прочими знаменитостями.

Перед заправкой нужно выбрать из трех вариантов: два для легковых машин (PKW) с разным давлением (350 и 700 бар) и один для автобусов
Заправочный пистолет жестко фиксируется на штуцере
При цене водорода 9,5 евро за кг полная заправка Mirai обойдется под 50 евро, но по программе лизинга затраты на топливо полностью компенсирует Toyota
0 / 0

За три года, кстати, было выпущено всего две сотни FCX Clarity. Успех, не правда ли?

Теперь Toyota туда же. Планируемый объем выпуска Mirai — до 2—3 тысяч машин в год, цена без налогов — около 60 тысяч долларов или евро (то есть под 80 тысяч с налогами). Или лизинг на три года: по 500 долларов в США и по 1000—1200 евро в месяц в Европе. «В зависимости от рынка», — лаконично констатируют тойотовцы.

Но вдруг Mirai действительно станет прорывом? Вдруг удивит мир чем-то совершенно новым?

Дизайном — о да. До слез практи­­чески.

Что, интересно, хотел сказать этими нагромождениями геометрических фигур главный дизайнер проекта Mirai Томоясу Ниши? Автор, между прочим, такой красивой машины, как Toyota Altezza образца 1998 года.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи