Константин Сорокин протестировал Toyota Land Cruiser Prado в самых неожиданных условиях
Чтобы перевести надпись на табличке, установленной на склоне холма, пришлось прибегнуть к электронному словарю. Оказалось, что UXO - это «unexploded ordnance», неразорвавшиеся боеприпасы. Ехать дальше расхотелось, а возвращаться назад прежней дорогой означало вступать в ненужные разговоры с грузинскими военными, которым мы и так намозолили глаза, нагло проехав на территорию полигона. Не было и объезда: слева простирался непроходимый Гареджийский кряж, а путь направо перекрывала азербайджанская граница. А может, все же под табличку? Рванет - так рванет. В конце концов, таких тестов обновленному внедорожнику Toyota Land Cruiser Prado точно еще никто не устраивал!
Главное в военном деле - разведка. Зажигаю дисплей на центральной консоли, пальцем протираю объективы передней и боковых камер... Картинка сносная. Видно и колею, и обочину, так что если под колесами окажется хвостовик неразорвавшегося ПТУРСа, то можно будет объехать.
Теперь надо выбрать правильную тактику. Тянусь к кнопкам системы Multi Terrain Select, но рука повисает в воздухе - органы управления и пульт внедорожных «ассистентов» на обновленном Prado переделали. Поначалу кажется, что эргономисты сменили шило на мыло. Но после того как прокатился и пощелкал переключателями, понял, что вращать большую рукоятку на центральной консоли (выбор режимов отныне производится именно так) значительно удобнее, чем нажимать мелкие кнопки на спице руля. Да и внедорожные органы управления теперь все в одном месте: в поисках кнопок блокировки дифференциалов, включения системы Multi Terrain Select, Crawl-контроля, демультипликатора и настроек подвески уже не надо совершать руками дирижерские пассы. Внедорожный кругозор обновленного Prado разбит на пять «поддиапазонов»: «Скалы», «Камни и грязь», «Камни и гравий», «Бугры и рытвины» и «Грязь и песок». Черт ногу сломит! И ведь англоязычная терминология такая же непонятная: слово «Rock» в названиях режимов встречается трижды. Слава богу, что лингвистические ребусы на Prado решать необязательно, потому что система Multi Terrain Select существует на этой машине в параллельном измерении (в простых комплектациях ее и вовсе нет) и не мешает «аналоговому» управлению автомобилем. Отлично, поедем без электроники! Амортизаторы - в Comfort, коробку передач - в «ручной» режим, а подвеску поднимаем в самое верхнее положение.
Участок, обозначенный «красными флажками», мы, ни разу не подорвавшись, преодолели за полчаса. Но выскользнуть с территории военного полигона незамеченными не удалось - на горной дорожке все-таки столкнулись с пограничным патрулем. Но никакого напряжения! Мы расспросили ребят о военных объектах времен СССР (дескать, ностальгия - срочную служили еще в Советской армии), а они не без интереса рассмотрели пижонский черный Land Cruiser:
- Новый?
- Обновленный!
И больше добавить было нечего. Потому что ничего революционного в Prado 2014 модельного года нет. Едет машина так же надежно и комфортно, но по-прежнему не без оговорок. Дело в том, что регулируемыми пневмоэлементами здесь снабжена только задняя подвеска, и когда «лупишь» по грунту с сильной вертикальной раскачкой кузова, то их упругих свойств вполне хватает для обеспечения сносной плавности хода. Но стоит «приземлиться» с сильным дифферентом на нос или просто уткнуться передней осью в канавку, как тут же получаешь чувствительный хук - запаса энергоемкости передней подвеске (здесь амортизаторы работают в тандеме с обычными пружинами) хватает не всегда. Внедорожный «лифт», поднимающий кузов над дорогой, тоже обслуживает только заднюю ось. С поднятой кормой проще переезжать через канавы, но в глубокой колее следует быть начеку, потому что дорожный просвет под балкой заднего моста остается неизменным.
На силовом фронте - тоже без перемен. Четырехлитровая бензиновая «шестерка» все так же голосит при резких ускорениях и обгонах (Prado V6 - это самая дорогая версия, от 2млн 610 тысяч рублей), а вот турбодизель... Очень мне нравятся такие моторы! Спокойные, с ровной тягой и немножко «тракторным» характером. Хотя трехлитровый тойотовский дизель, конечно, уже староват и на фоне современных конкурентов выглядит шумным, вибронагруженным и не таким прытким. Но, судя по спросу, это мало кого смущает: на дизельные Prado приходится две трети продаж. Механическая трансмиссия по-прежнему доступна только вкупе с рядной бензиновой «четверкой» объемом 2,7 литра, и таких машин у нас покупают меньше всего.
Может, японцы и правы, что не стали трогать «технику»? Ведь подвергать радикальным обновлениям успешную модель (Prado - бестселлер среди «ортодоксальных» внедорожников, причем как новых, так и подержанных) очень рискованно - лояльные покупатели могут не понять.
А вот c новым Хайлендером рискнули! Вместо дифференциального полного привода установили новомодный, с автоматической муфтой. Впрочем, этот полноприводный Горец интересовал меня в Грузии мало: к тому времени он уже успел сразиться со своими конкурентами на Дмитровском автополигоне, обыграв всех (АР №5, 2014). А вот переднеприводная версия (такие машины стоят от 1,76 млн рублей) была любопытна как... Более доступная? Скорее, более городская.
Отыскав в районе азербайджанской границы то, что хотел, я вернулся в Тбилиси, сменил дизельный Prado на бензиновый переднеприводный Highlander - и, войдя в роль цивилизованного путешественника, отправился в Аджарию. Пара часов по скоростной трассе, потом второстепенные дороги, немного грунтовок - и долгожданное море.
Едет «облегченный» Highlander как хорошо настроенный переднеприводный автомобиль, а работу подвески на разбитых дорогах я оцениваю на твердую четверку. В спокойных режимах 188-сильный бензиновый двигатель объемом 2,7 литра не кажется слабаком, а понервничать заставляет только при очень активной езде и смелых обгонах. Но зачем это вам? Тем более что всем остальным переднеприводный Горец только радует. Здесь честный гидромеханический «автомат», семиместный салон, полноразмерная «запаска», антипробуксовочная система и система курсовой устойчивости, да еще и два горных помощника - на спуске и на подъеме.Кстати, о помощниках. Уж если угораздило съехать на грунт и упереться в препятствие, то не насилуйте электронных «ассистентов», особенно если машина загружена. Сдавайте назад и пробуйте проехать тот же самый участок по менее крутой траектории, избегая вывешивания колес. У меня получалось.
Черт, ну как за рулем Хайлендера избавиться от фантазий об экономичном и тяговитом дизеле? Это был бы High-Highlander! И хотя вопросы о дизелизации модели тойотовцы пока оставляют без ответов, я уверен, что «самовоспламеняющийся» козырь у них в рукаве есть. Вот если такая машина появится...
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобили | Toyota Land Cruiser Prado | Toyota Highlander | |
Число мест | 5 | 7 | |
Размеры, мм | длина | 4780 | 4865 |
ширина | 1885 | 1925 | |
высота | 1845 | 1730 | |
колесная база | 2790 | 2790 | |
колея спереди/сзади | 1585/1585 | 1635/1650 | |
Дорожный просвет, мм | 220 | 197 | |
Диаметр разворота, м | 11,6 | 11,8 | |
Снаряженная масса, кг | 2165-2475* | 1955-2015 | |
Полная масса, кг | 2990 | 2620 | |
Масса буксируемого прицепа, кг** | 750/3000 | 680/680 | |
Двигатель | турбодизель | бензиновый | |
Расположение | спереди, продольно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 2982 | 2672 | |
Степень сжатия | 17,9:1 | 10,0:1 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 173/127/3400 | 188/138/5800 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 410/1600-2800 | 252/4200 | |
Коробка передач | автоматическая, пятиступенчатая | автоматическая, шестиступенчатая | |
Передаточные числа | I | 3,52 | 3,30 |
II | 2,04 | 1,90 | |
III | 1,40 | 1,42 | |
IV | 1,00 | 1,00 | |
V | 0,72 | 0,71 | |
VI | - | 0,61 | |
задний ход | 3,22 | 4,15 | |
главная передача | 3,91 | 4,36 | |
демультипликатор | 2,57 | - | |
Привод | постоянный полный | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | независимая, пружинная, МcPherson | |
Задняя подвеска | зависимая, пружинная или пневматическая | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые | |
Максимальная скорость, км/ч | 175 | 180 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 11,7 | 10,3 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 10,4 | 13,3 |
загородный цикл | 6,7 | 7,9 | |
смешанный цикл | 8,1 | 9,9 | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 214 | 230 |
Емкость топливного бака, л | 87 | 72 | |
Топливо | дизельное | бензин АИ-95 | |
* В зависимости от комплектации ** Без тормозов/с тормозами |
Уши Советов
В тридцати километрах на юго-восток от Тбилиси есть городок Гардабани. Туристы заезжают сюда нечасто: считается, что ничего исконно грузинского в этих местах не увидишь. Но услышать отсюда можно многое. Не случайно во времена СССР именно в Гардабани выросли южные «уши» советской военной разведки.
Специальный радиоцентр, который располагался неподалеку от Гардабани, относился к частям особого назначения (ОСНАЗ) и входил в состав 6-го управления ГРУ Генштаба. На ведомственном жаргоне объект назывался «Равный», в миру существовал как в/ч 51868 и занимался тем, чем занимались аналогичные подразделения ГРУ, разбросанные по территории СССР и дружественных стран: радиоперехватом и стратегической радиоразведкой. Всего военные располагали более чем двадцатью станциями радиоконтроля (закордонные «уши» ГРУ были на Кубе, во Вьетнаме, Монголии и Бирме) и несколькими кораблями-радиоразведчиками (давно не секрет, что научно-исследовательское судно «Юрий Гагарин» работало не только на космос). Операторы станций круглосуточно мониторили эфир, следили за активностью в радиосетях НАТО (особое внимание уделялось каналам связи стратегической авиации) и вообще старались перехватить все, что пищало, жужжало, свистело и разговаривало на коротких волнах. Электронная фонотека аккумулировалась на центральной станции радиоразведки ГРУ в подмосковном Климовске, а затем передавалась в аналитические подразделения, которые готовили оперативные справки для руководства Минобороны и первых лиц государства - по ним оценивался уровень военной угрозы.
На каких именно фронтах холодной войны прославилась радиоразведка ГРУ, останется тайной - истинных задач подразделений ОСНАЗ зачастую не знали даже те, кто в них служил. Документальной исторической информации - кот наплакал. А вот в художественной форме работу радиоразведки увлекательно описал бывший сотрудник ГРУ Владимир Резун - при случае перечитайте «Аквариум». И решите: верить или нет.
Остатков объекта «Равный» в окрестностях Гардабани я не нашел. Местные жители рассказали, что часть территории, которую занимали советские военные, застроили, часть распахали, так что боевой путь в/ч 51868 сохранили лишь дембельские альбомы и архивы Главного разведывательного управления Генштаба.
А вот «соседи» гэрэушников оставили на грузинской земле куда больше следов! Дело в том, что на одной тактической площадке с подразделением ОСНАЗ, в шести километрах от «Равного», «грело уши» и 16-е управление КГБ СССР: гарнизон «Победа» (в/ч 61615) тоже занимался радиоразведкой, но уже в интересах своего ведомства.
Военный городок, где жили «чекисты в наушниках», почти полностью разрушен, но сам радиоцентр выглядит целым. Мачты на антенном поле не срезаны, ограждение без дыр, спутниковая «тарелка» на месте. Правда, окон нет, двери заколочены... Сейчас возьму камеру, проберусь внутрь, нащелкаю «трофеев»! Но двое чабанов, неведомым образом материализовавшихся у забора, посоветовали отказаться от этой затеи. Причем посоветовали на хорошем русском языке и пристально глядя в глаза. Спорить я не стал, но несколько кадров радиоцентра «Победа» сделать все-таки ухитрился.
Судя по антенному хозяйству, радиоразведчики КГБ выполняли в Гардабани более широкий спектр задач. Возможно, отсюда следили за активностью южных «номерных» радиостанций (по непроверенным данным, они используются для односторонней связи с нелегальными резидентурами и занимались мониторингом УКВ и ДЦВ-диапазонов в интересах внутренней контрразведки. Кстати, в подразделения, которые контролировали голосовые каналы связи, в советское время охотно призывали выпускников английских спецшкол и тех, кто владел языками, полезными на том или ином стратегическом направлении. Рассказывают, что служба была ответственная, нелегкая, но интересная. А вот офицерский состав молчит как рыба: о специфике работ, особенно в контексте конкретных эпизодов холодной войны, из профессиональных радиоразведчиков мне не удалось вытащить ни слова. Правильно -не болтай! Особенно в эфире.