Юрий Ветров за рулем Mini Roadster проехал по серпантинам мыса Кабо-да-Рока

Фото: компания BMW | Юрий Ветров

Всего три часа на езду по знаменитым португальским серпантинам мыса Кабо-да-Рока? Мало! Особенно на Mini. А если это не просто Mini, а новый Mini Roadster? И не просто Mini Roadster, а Mini Roadster Cooper S с «механикой»?

Все-таки именно язык определяет национальный характер. Это мы, русские, можем начать фразу, не особо задумываясь над тем, чем она закончится. Произнеся «пятьдесят…», я имею шанс передумать - хоть «пятьдесят два», хоть «пятьдесят шесть». А вот в немецком языке такой фокус не пройдет: первой в числительном от 21 до 99 нужно произнести последнюю цифру! Сказав «зекс», то бишь «шесть», уже никуда не увильнешь - обязан закончить «унд фюнфцихь»: «и пятьдесят».

Так и c родстером: все предопределено, все по плану.

Ветрозащитный экран не блещет эффективностью, зато может легко складываться пополам, облегчая доступ к сложенной крыше
Антикрыло можно принудительно поднять даже на стоянке. В автоматическом режиме оно выезжает на 80 км/ч и прячется обратно на 60 км/ч
0 / 0

Раз Mini марка английская, рассудили владеющие ей немцы из BMW, то родстер должен быть скроен по британским канонам. А какой из ныне производимых родстеров у нас самый английский? Конечно же, японская Mazda MX-5! Самая любимая и самая популярная у британцев двухместка.

Немецкие инженеры, даже если к ним применить третью степень устрашения, ни за что не признаются, что делали родстер, сверяясь с японским образцом. Но стоит глянуть на конструкцию матерчатой крыши, лишенной сервопривода, и все будет ясно даже блондинке. Кинематика механизма, расположение замков, принцип действия - все подсмотрено у Мазды! Даже декоративных крышечек, прикрывающих рычажную систему, когда верх сложен, у англо-немецкого родстера нет - все точь-в-точь как у МХ-5. Уж поверьте мне, давнему владельцу «эм-икс-пятой».

Крыша, как и на Мазде МХ-5, опускается и поднимается вручную с легкостью

Ни слова о дизайне! Художника действительно может обидеть каждый. Приятно ли вам было бы услышать, что ваше творение с открытой крышей похоже на добродушного лягушонка, а с закрытой - на жабку? Ну или на бульдога. Но у дизайнеров выбора не было: пропорции высокого лобастого Mini и скромные габариты предполагают наличие только хвоста-обрубка.

Но вот какой умник догадался выкрасить все презентационные автомобили в мышиный серый цвет, да еще с черными траурными полосами? Родстер нужно красить в яркие цвета!

Интерьер — как у Mini Cabrio, разве что опционный Openmeter (счетчик часов езды с открытым верхом) отсутствует. «Не пользуется спросом», — горюют маркетологи

С точки зрения техники Mini Roadster - это двухместный Mini Coupe со срезанной крышей и вваренными в заднюю перегородку кузова мощными дугами безопасности. У него тоже завалено назад лобовое стекло (на 13 градусов больше, чем на хэтчбеке и кабриолете), усилены пороги, стоит мощная перегородка за сиденьями. А ради пущей прочности кузов имеет еще несколько дополнительных элементов жесткости - отсутствие крыши должно быть компенсировано. В итоге Roadster стал на 20 кг тяжелее Coupe. Увалень? Отнюдь! Он на целых 45 кг легче четырехместного Mini Cabrio.

А какой у родстера багажник: по мини-меркам просто огромный, целых 240 литров! Почти вдвое больше, чем у мини-ящичка мини-кабриолета, и на 60 литров больше, чем у MX-5. Причем объем багажника точно так же не зависит от того, поднята крыша или опущена. А еще у родстера есть люк в перегородке кузова за сиденьями. Доска для серфинга в него пролезет вряд ли, а вот кофр со штативами - запросто.

В профиль Roadster с закрытой крышей похож на стильного Колобка

К слову, у Мазды эта поперечная стенка с дугами безопасности закреплена болтами, а вот у Mini вварена, что сулит дополнительную жесткость кузова. О точном значении жесткости на кручение и изгиб щепетильные до цифр немцы предпочитают не распространяться, уходя от ответа по-английски: «Она достаточная». Придется проверять это старым дедовским способом, приложив руку к рамке лобового стекла в повороте с неровным асфальтом.

Внутри это все тот же Mini, разве что сидишь пониже. В сравнении с четырехместным Cabrio кресла опущены на 30 мм. Помимо ощущения спортивности в низкой посадке есть и практический смысл: поперечная труба каркаса крыши, торчащая над головами седоков в МХ-5 (люди ростом выше 190 см в нее упираются макушками), точно так же торчит и в двухместном Mini, но зазор между ней и головой сантиметров на пять больше, чем в японском родстере.

В ряду стильных переключателей средний отвечает за «ручное» управление антикрылом. Тумблер управления опционным электрогидравлическим приводом крыши примостится там же
Багажник по кабриомеркам шикарен: большой проем, прямоугольная форма, люк для длинномеров и аж 240 литров для поклажи независимо от положения крыши
0 / 0

Хватаюсь за откидную ручку-фиксатор рядом с салонным зеркалом, поворачиваю и привычным движением, как на Мазде, откидываю крышу назад. Получилось! А если на ходу? Разгоняюсь до 40 км/ч и без труда повторяю фокус: матерчатый верх складывается за секунду!

Знаете, в чем главный секрет крыши МХ-5? В заднем стекле. Оно не тонюсенькое и гибкое, как у большинства кабриолетов, а сделано из обычного закаленного стекла - толстого и тяжелого. У родстера Mini по аналогии с Маздой стекло тоже сделано массивным. Когда ты начинаешь откидывать «купол», окно тянет вниз его заднюю часть, и верх складывается как бы сам собой.

Процесс накидывания «капюшона» у Mini даже проще. Как только ты отщелкиваешь фиксатор на задней стенке кокпита между креслами, автоматика приопускает боковые стекла. Жаль, поднимать их обратно приходится самому, как в Мазде. Для ленивых, кстати, в качестве опции будет доступна крыша с электрогидравлическим приводом: вручную там придется управляться только с замком, фиксирующем переднюю поперечину на рамке лобового стекла.

Объятия кожаных кресел чересчур свободны. На версии JCW будут стоять более плотные алькантаровые сиденья

Разгон не вдохновляет. Под мерное гудение улья под капотом Mini Roadster Cooper S монотонно набирает скорость. Семь секунд до сотни проходят буднично, как семь рабочих часов клерка в офисе. Раз уж не торкают 184 «турболошадки», то ни бензиновый атмосферник (1,6 л, 120 л.с.), ни дизель (2,0 л, 143 л.с.) меня тем более не зацепят, особенно в девчачьих версиях с «автоматами». Кстати, Mini был бы первым дизельным родстером, не появись прошлой осенью Mercedes SLK 250 CDI.

Бытует ошибочное мнение, что родстер - машина эгоиста. Ничего подобного! Родстер - не только отличный способ избавить себя от необходимости везти загулявших друзей по домам. В первую очередь родстер - это возможность подарить любимой весь мир, где есть только ты и она. Открыть над ней небо, полное звезд, любоваться игрой ветра в ее волосах… Главное, чтобы любимую при этом не продуло.

А ветрозащита у Мини-родстера, в отличие от Мини-кабриолета, слабенькая. Несмотря на наличие полноразмерного экрана между дугами безопасности, бесцеремонный воздушный поток портит прическу и хлопает по ушам уже на 80 км/ч. Может, он не расшибается вдребезги о лобовое стекло (оно у родстера на 20 мм ниже и наклонено сильнее, чем у кабриолета), а может, роль «поддувала» играет антикрыло, автоматически выезжающее из крышки багажника как раз на этой скорости? Так или иначе, но даже при плюс 15оС фанатам быстрой езды со сложенной крышей лучше облачаться в зимние шапки. Не потому ли знаменитый «раллийный профессор» Рауно Аальтонен в видеоуроке езды на родстере сидит за рулем в своей знаменитой ушанке?

Поднятая крыша - что натянутая на уши шапка. Проблему холода она решает кардинально, а вот шумовую вакханалию уменьшает лишь частично. Низкочастотный бубнеж мотора, скулеж шин и завывание ветра ослабевают. Но на скорости выше 140 км/ч они берут верх над терпением - быстрее ехать не хочется.

И не нужно! Хотя за рулем Mini на высокой скорости напрягаешься гораздо меньше, чем в МХ-5: Roadster бульдожьей хваткой держится за намеченный курс и как по рельсам прописывает пологие дуги. Вот она, немецкая автобанная школа! И вот зачем нужно смешное антикрыло.

Кинематика задней многорычажки настроена у Mini на заднеприводный манер! Заднее нагруженное колесо поворачивается внутрь, уменьшая склонность к заносу, — это bump steering, подруливание на ходе сжатия

Но родстер и автобан - понятия плохо совместимые. А в естественной среде обитания, на горных серпантинах, Mini подчеркнуто правилен. Без промедления кидается в поворот вслед за отклонением баранки и до последнего цепляется за асфальт передними колесами. Мягко скользит задней осью под сброс газа даже под опекой системы стабилизации и радует естественным и упругим, как эспандер, реактивным действием на руле. С жесткостью кузова тоже полный порядок: никакой двойственности закручивание кузова не вносит. И плавность хода неплоха: Roadster не вытрясал душу и округло облизывал разнокалиберные португальские неровности даже на полузаброшенных дорожках с растрескавшимся асфальтом.

Причем в России Mini Roadster Cooper S во время апрельского дебюта будет даже дешевле 160-сильной МХ-5 - всего 1 млн 215 тысяч рублей. А контрамарка в Мини-клуб без крыши еще доступнее: «просто» Cooper, без литеры «S» и без турбонаддува, будет стоить от 940 тысяч рублей.

Счастье? Но мне почему-то веяло от родстера не радостью, а скукой. И, сидя на обочине, слушая уютный треск остывающего глушителя и вдыхая сладкий аромат слегка подожженных тормозных колодок, я, кажется, понял, в чем причина.

Счастье невозможно измерить, формализовать и разложить на составляющие. А вот немцы, конечно, пытаются. Типичный диалог с инженерами:

- На скорости выше 80 км/ч в салоне дует…

- Мы же провели тесты в аэродинамической трубе!

- Почему у шасси нет живинки?

- По нашим данным, точность отклика на действия рулем у родстера не хуже, чем у купе. А электронная имитация блокировки дифференциала позволяет активнее разгоняться на дуге…

«Вы слишком серьезны!» - хочется повторить вслед за бароном Мюнхгаузеном в исполнении Олега Янковского. Может, Mini Roadster научится улыбаться в 211-сильной версии JCW?

Картинговая острота и вертлявость - это нынче не тема Mini: повадки у родстера подчеркнуто правильные. «Характер стойкий, нордический»

Паспортные данные
Автомобиль Mini Roadster      
Модификация Cooper Cooper S JCW Cooper SD
Тип кузова двухдверный родстер двухдверный родстер двухдверный родстер двухдверный родстер
Число мест 2 2 2 2
Объем багажника, л 240 240 240 240
Снаряженная масса, кг 1120 (1160)* 1185 (1205) 1185 1200(1215)
Полная масса, кг 1410 (1450) 1475 (1495) 1475 1490 (1505)
Коэфф. аэродинам. сопротивления, Сх 0,35 0,37 0,36 0,37
Дорожный просвет (без нагрузки), мм 134 134 134 134
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 16 16 16 16
Рабочий объем, см3 1598 1598 1598 1995
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 77,0/85,8 77,0/85,8 77,0/85,8 84,0/90,0
Степень сжатия 11,0:1 10,5:1 10,0:1 16,5:1
Максимальная мощность, л.с./ кВт/ об/мин 122/90/6000 184/135/5500 211/155/6000 143/105/4000
Максимальный крутящий момент, Нм/ об/мин 160/4250 260**/1730-4500 280**/2000-5100 305/1750-2700
Привод передний передний передний передний
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая)
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Шины 175/65 R15 195/55 R16 205/45 R17 195/55 R16
Максимальная скорость, км/ч 199 (192) 227 (222) 237 212 (204)
Время разгона 0-100 км/ч, с 9,2 (10,5) 7,0 (7,2) 6,5 8,1 (8,3)
Расход топлива, л/100 км городской цикл 7,2 (8,9) 7,5 (9,1) 9,6 5,3 (7,1)
загородный цикл 4,9 (5,3) 5,1 (5,1) 5,9 4,0 (4,4)
смешанный цикл 5,7 (6,6) 6,0 (6,6) 7,3 4,5 (5,4)
Выбросы СО2, г/км 133 (154) 139 (153) 169 118 (134)
Емкость топливного бака, л 40 (50) 50 (50) 50 40 (40)
Топливо бензин АИ-91-98 бензин АИ-91-98 бензин АИ-91-98 дизтопливо
* Данные в скобках - для автомобилей с автоматической коробкой передач ** Кратковременно, в режиме Overboost