Юрий Ветров за рулем Mini Roadster проехал по серпантинам мыса Кабо-да-Рока
Всего три часа на езду по знаменитым португальским серпантинам мыса Кабо-да-Рока? Мало! Особенно на Mini. А если это не просто Mini, а новый Mini Roadster? И не просто Mini Roadster, а Mini Roadster Cooper S с «механикой»?
Все-таки именно язык определяет национальный характер. Это мы, русские, можем начать фразу, не особо задумываясь над тем, чем она закончится. Произнеся «пятьдесят…», я имею шанс передумать - хоть «пятьдесят два», хоть «пятьдесят шесть». А вот в немецком языке такой фокус не пройдет: первой в числительном от 21 до 99 нужно произнести последнюю цифру! Сказав «зекс», то бишь «шесть», уже никуда не увильнешь - обязан закончить «унд фюнфцихь»: «и пятьдесят».
Так и c родстером: все предопределено, все по плану.
Раз Mini марка английская, рассудили владеющие ей немцы из BMW, то родстер должен быть скроен по британским канонам. А какой из ныне производимых родстеров у нас самый английский? Конечно же, японская Mazda MX-5! Самая любимая и самая популярная у британцев двухместка.
Немецкие инженеры, даже если к ним применить третью степень устрашения, ни за что не признаются, что делали родстер, сверяясь с японским образцом. Но стоит глянуть на конструкцию матерчатой крыши, лишенной сервопривода, и все будет ясно даже блондинке. Кинематика механизма, расположение замков, принцип действия - все подсмотрено у Мазды! Даже декоративных крышечек, прикрывающих рычажную систему, когда верх сложен, у англо-немецкого родстера нет - все точь-в-точь как у МХ-5. Уж поверьте мне, давнему владельцу «эм-икс-пятой».
Ни слова о дизайне! Художника действительно может обидеть каждый. Приятно ли вам было бы услышать, что ваше творение с открытой крышей похоже на добродушного лягушонка, а с закрытой - на жабку? Ну или на бульдога. Но у дизайнеров выбора не было: пропорции высокого лобастого Mini и скромные габариты предполагают наличие только хвоста-обрубка.
Но вот какой умник догадался выкрасить все презентационные автомобили в мышиный серый цвет, да еще с черными траурными полосами? Родстер нужно красить в яркие цвета!
С точки зрения техники Mini Roadster - это двухместный Mini Coupe со срезанной крышей и вваренными в заднюю перегородку кузова мощными дугами безопасности. У него тоже завалено назад лобовое стекло (на 13 градусов больше, чем на хэтчбеке и кабриолете), усилены пороги, стоит мощная перегородка за сиденьями. А ради пущей прочности кузов имеет еще несколько дополнительных элементов жесткости - отсутствие крыши должно быть компенсировано. В итоге Roadster стал на 20 кг тяжелее Coupe. Увалень? Отнюдь! Он на целых 45 кг легче четырехместного Mini Cabrio.
А какой у родстера багажник: по мини-меркам просто огромный, целых 240 литров! Почти вдвое больше, чем у мини-ящичка мини-кабриолета, и на 60 литров больше, чем у MX-5. Причем объем багажника точно так же не зависит от того, поднята крыша или опущена. А еще у родстера есть люк в перегородке кузова за сиденьями. Доска для серфинга в него пролезет вряд ли, а вот кофр со штативами - запросто.
К слову, у Мазды эта поперечная стенка с дугами безопасности закреплена болтами, а вот у Mini вварена, что сулит дополнительную жесткость кузова. О точном значении жесткости на кручение и изгиб щепетильные до цифр немцы предпочитают не распространяться, уходя от ответа по-английски: «Она достаточная». Придется проверять это старым дедовским способом, приложив руку к рамке лобового стекла в повороте с неровным асфальтом.
Внутри это все тот же Mini, разве что сидишь пониже. В сравнении с четырехместным Cabrio кресла опущены на 30 мм. Помимо ощущения спортивности в низкой посадке есть и практический смысл: поперечная труба каркаса крыши, торчащая над головами седоков в МХ-5 (люди ростом выше 190 см в нее упираются макушками), точно так же торчит и в двухместном Mini, но зазор между ней и головой сантиметров на пять больше, чем в японском родстере.
Хватаюсь за откидную ручку-фиксатор рядом с салонным зеркалом, поворачиваю и привычным движением, как на Мазде, откидываю крышу назад. Получилось! А если на ходу? Разгоняюсь до 40 км/ч и без труда повторяю фокус: матерчатый верх складывается за секунду!
Знаете, в чем главный секрет крыши МХ-5? В заднем стекле. Оно не тонюсенькое и гибкое, как у большинства кабриолетов, а сделано из обычного закаленного стекла - толстого и тяжелого. У родстера Mini по аналогии с Маздой стекло тоже сделано массивным. Когда ты начинаешь откидывать «купол», окно тянет вниз его заднюю часть, и верх складывается как бы сам собой.
Процесс накидывания «капюшона» у Mini даже проще. Как только ты отщелкиваешь фиксатор на задней стенке кокпита между креслами, автоматика приопускает боковые стекла. Жаль, поднимать их обратно приходится самому, как в Мазде. Для ленивых, кстати, в качестве опции будет доступна крыша с электрогидравлическим приводом: вручную там придется управляться только с замком, фиксирующем переднюю поперечину на рамке лобового стекла.
Разгон не вдохновляет. Под мерное гудение улья под капотом Mini Roadster Cooper S монотонно набирает скорость. Семь секунд до сотни проходят буднично, как семь рабочих часов клерка в офисе. Раз уж не торкают 184 «турболошадки», то ни бензиновый атмосферник (1,6 л, 120 л.с.), ни дизель (2,0 л, 143 л.с.) меня тем более не зацепят, особенно в девчачьих версиях с «автоматами». Кстати, Mini был бы первым дизельным родстером, не появись прошлой осенью Mercedes SLK 250 CDI.
Бытует ошибочное мнение, что родстер - машина эгоиста. Ничего подобного! Родстер - не только отличный способ избавить себя от необходимости везти загулявших друзей по домам. В первую очередь родстер - это возможность подарить любимой весь мир, где есть только ты и она. Открыть над ней небо, полное звезд, любоваться игрой ветра в ее волосах… Главное, чтобы любимую при этом не продуло.
А ветрозащита у Мини-родстера, в отличие от Мини-кабриолета, слабенькая. Несмотря на наличие полноразмерного экрана между дугами безопасности, бесцеремонный воздушный поток портит прическу и хлопает по ушам уже на 80 км/ч. Может, он не расшибается вдребезги о лобовое стекло (оно у родстера на 20 мм ниже и наклонено сильнее, чем у кабриолета), а может, роль «поддувала» играет антикрыло, автоматически выезжающее из крышки багажника как раз на этой скорости? Так или иначе, но даже при плюс 15оС фанатам быстрой езды со сложенной крышей лучше облачаться в зимние шапки. Не потому ли знаменитый «раллийный профессор» Рауно Аальтонен в видеоуроке езды на родстере сидит за рулем в своей знаменитой ушанке?
Поднятая крыша - что натянутая на уши шапка. Проблему холода она решает кардинально, а вот шумовую вакханалию уменьшает лишь частично. Низкочастотный бубнеж мотора, скулеж шин и завывание ветра ослабевают. Но на скорости выше 140 км/ч они берут верх над терпением - быстрее ехать не хочется.
И не нужно! Хотя за рулем Mini на высокой скорости напрягаешься гораздо меньше, чем в МХ-5: Roadster бульдожьей хваткой держится за намеченный курс и как по рельсам прописывает пологие дуги. Вот она, немецкая автобанная школа! И вот зачем нужно смешное антикрыло.
Но родстер и автобан - понятия плохо совместимые. А в естественной среде обитания, на горных серпантинах, Mini подчеркнуто правилен. Без промедления кидается в поворот вслед за отклонением баранки и до последнего цепляется за асфальт передними колесами. Мягко скользит задней осью под сброс газа даже под опекой системы стабилизации и радует естественным и упругим, как эспандер, реактивным действием на руле. С жесткостью кузова тоже полный порядок: никакой двойственности закручивание кузова не вносит. И плавность хода неплоха: Roadster не вытрясал душу и округло облизывал разнокалиберные португальские неровности даже на полузаброшенных дорожках с растрескавшимся асфальтом.
Причем в России Mini Roadster Cooper S во время апрельского дебюта будет даже дешевле 160-сильной МХ-5 - всего 1 млн 215 тысяч рублей. А контрамарка в Мини-клуб без крыши еще доступнее: «просто» Cooper, без литеры «S» и без турбонаддува, будет стоить от 940 тысяч рублей.
Счастье? Но мне почему-то веяло от родстера не радостью, а скукой. И, сидя на обочине, слушая уютный треск остывающего глушителя и вдыхая сладкий аромат слегка подожженных тормозных колодок, я, кажется, понял, в чем причина.
Счастье невозможно измерить, формализовать и разложить на составляющие. А вот немцы, конечно, пытаются. Типичный диалог с инженерами:
- На скорости выше 80 км/ч в салоне дует…
- Мы же провели тесты в аэродинамической трубе!
- Почему у шасси нет живинки?
- По нашим данным, точность отклика на действия рулем у родстера не хуже, чем у купе. А электронная имитация блокировки дифференциала позволяет активнее разгоняться на дуге…
«Вы слишком серьезны!» - хочется повторить вслед за бароном Мюнхгаузеном в исполнении Олега Янковского. Может, Mini Roadster научится улыбаться в 211-сильной версии JCW?
Картинговая острота и вертлявость - это нынче не тема Mini: повадки у родстера подчеркнуто правильные. «Характер стойкий, нордический»
Паспортные данные | |||||
---|---|---|---|---|---|
Автомобиль | Mini Roadster | ||||
Модификация | Cooper | Cooper S | JCW | Cooper SD | |
Тип кузова | двухдверный родстер | двухдверный родстер | двухдверный родстер | двухдверный родстер | |
Число мест | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Объем багажника, л | 240 | 240 | 240 | 240 | |
Снаряженная масса, кг | 1120 (1160)* | 1185 (1205) | 1185 | 1200(1215) | |
Полная масса, кг | 1410 (1450) | 1475 (1495) | 1475 | 1490 (1505) | |
Коэфф. аэродинам. сопротивления, Сх | 0,35 | 0,37 | 0,36 | 0,37 | |
Дорожный просвет (без нагрузки), мм | 134 | 134 | 134 | 134 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | дизельный, с турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 | 16 | |
Рабочий объем, см3 | 1598 | 1598 | 1598 | 1995 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 77,0/85,8 | 77,0/85,8 | 77,0/85,8 | 84,0/90,0 | |
Степень сжатия | 11,0:1 | 10,5:1 | 10,0:1 | 16,5:1 | |
Максимальная мощность, л.с./ кВт/ об/мин | 122/90/6000 | 184/135/5500 | 211/155/6000 | 143/105/4000 | |
Максимальный крутящий момент, Нм/ об/мин | 160/4250 | 260**/1730-4500 | 280**/2000-5100 | 305/1750-2700 | |
Привод | передний | передний | передний | передний | |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) | механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) | механическая, 6-ступенчатая | механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | ||||
Задняя подвеска | независимая, многорычажная | ||||
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | ||||
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые | ||||
Шины | 175/65 R15 | 195/55 R16 | 205/45 R17 | 195/55 R16 | |
Максимальная скорость, км/ч | 199 (192) | 227 (222) | 237 | 212 (204) | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 9,2 (10,5) | 7,0 (7,2) | 6,5 | 8,1 (8,3) | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 7,2 (8,9) | 7,5 (9,1) | 9,6 | 5,3 (7,1) |
загородный цикл | 4,9 (5,3) | 5,1 (5,1) | 5,9 | 4,0 (4,4) | |
смешанный цикл | 5,7 (6,6) | 6,0 (6,6) | 7,3 | 4,5 (5,4) | |
Выбросы СО2, г/км | 133 (154) | 139 (153) | 169 | 118 (134) | |
Емкость топливного бака, л | 40 (50) | 50 (50) | 50 | 40 (40) | |
Топливо | бензин АИ-91-98 | бензин АИ-91-98 | бензин АИ-91-98 | дизтопливо | |
* Данные в скобках - для автомобилей с автоматической коробкой передач ** Кратковременно, в режиме Overboost |