Есть ли ситуации, в которых АБС может срабатывать не так, как ей положено?

Фото: компания Bosch | Роман Тарасенко | Степан Шумахер
Экспертная группа: Андрей Мохов | Андрей Селиванов | Иван Шадричев | Ярослав Цыпленков

Давненько мы не разъясняли, что такое АБС, - пятнадцать лет прошло (АР №1, 1998)! Пора напомнить, для чего нужна антиблокировочная система в приводе тормозов, как она работает и... Есть ли ситуации, в которых АБС может срабатывать не так, как ей положено?

Как работает АБС? Система не п­озволяет колесам надолго блокироваться во время экстренного замедления, отчего автомобиль все-таки слушается руля, а не бесконтрольно скользит. Электроника по сигналам от датчиков скорости вращения каждого из колес вычисляет так называемую справочную скорость. Если при торможении скорость вращения одного или нескольких колес оказывается значительно ниже справочной - это сигнал к действию. АБС с помощью электромагнитного клапана «запирает» тормозную магистраль, обслуживающую резко замедлившееся колесо, а если этого недостаточно - открывает другой электромагнитный клапан, сбрасывая в компенсационную камеру излишки давления. Тормозные колодки ослабляют свою хватку, проскальзывание колеса уменьшается. А затем клапаны вновь подключают магистраль к давлению, которое с помощью вакуумного усилителя тормозов создает правая нога водителя. И если давление слишком велико, цикл повторяется снова и снова.

Именно так, прерывисто, на скользкой дороге тормозит опытный водитель на автомобиле без АБС. Электроника же делает это с недоступной для человека частотой - до 20 раз в секунду! - и точностью. Причем в ее распоряжении не одна тормозная педаль, а фактичес­ки четыре - двух- и трехканальные сис­темы для легковушек уже в прошлом, современная четырехканальная АБС затормаживает и растормаживает каждое колесо индивидуально.

АБС запрограммирована таким образом, чтобы не нарушать курсовую устойчивость автомобиля: на неровностях и неоднородном покрытии она может удлинять тормозной путь!

Пятна на Солнце

Почему же тогда многие жалуются, что АБС мешает замедлять автомобиль? Во многом - из-за субъективных ощущений. Ведь при включении АБС водитель утрачивает контроль над замедлением, ему остается только ждать, когда автомобиль наконец остановится.

Но есть и объективная причина. АБС запрограммирована таким образом, чтобы не нарушать курсовую устойчивость автомобиля. Представьте, что вы тормозите на асфальте, и тут под правые колеса попадается замерзшая лужа. Если АБС ослабит хватку тормозов только на правых колесах, тормозные силы на левых колесах тут же начнут разворачивать автомобиль. Причем не куда-нибудь, а влево - на встречную полосу! Поэтому электроника вынуждена уменьшать давление в тормозных магистралях еще и тех колес, которые имеют надежный «зацеп», увеличивая тем самым тормозной путь.

Аналогичные проблемы возникают и на неровностях. Разгрузилось одно колесо, а растормаживаюся оба на этой оси! Кроме того, АБС увеличивает тормозной путь на рыхлых покрытиях, таких как снег, гравий, песок или грунт. Заблокированное колесо, как мини-бульдозер, нагребает перед собой валик, что помогает быстрее остановить автомобиль. АБС же препятствует нагребанию валика. Обо всем этом мы рассказывали на примере седана Volkswagen Passat еще 15 лет назад. Но с тех пор многое изменилось!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан
ABS

Рекомендованные статьи