Как четыре большие депрессии меняли автоиндустрию и что нового может принести коронакризис?

Как четыре большие депрессии меняли автоиндустрию и что нового может принести коронакризис?
Прямоток | АР №10 2020
Фото: компания Volkswagen | ТАСС

«Кризис — время возможностей» — любимая фраза бизнес-тренеров. Которым, как правило, ни разу не приходилось закрывать заводы. Но они все равно правы, ведь ни один гений ­менеджмента, инжиниринга или дизайна не сравнится по своим достижениям с тем количеством новаций, которое рождает любой мало-мальский кризис. Особенно когда речь идет об автомобильной индустрии, у которой, можно сказать, и не бывает других состояний, кроме кризиса, чудесного спасения и разбега навстречу новому кризису. Череда рецессий в США начала ХХ века, Великая депрессия, нефтяной кризис, финансовый коллапс 2009 года — после каждого из них автопром представал в совершенно новом обличье. И коронакризис, который уже получил от МВФ название Great Lockdown, «Великая изоляция», очевидно, не будет исключением, хотя он и не похож ни на одно другое испытание. Но, значит, и выход из него окажется совершенно иным. Каким? Предлагаю сначала пробежаться по истории — ведь она, как известно, лучший бизнес-тренер.

Четыре стихии

Сто тридцать лет автопрома можно условно разбить на четыре периода, которые почти всегда cменяли друг друга именно в результате экономических потрясений. Четыре периода — и четыре формации автомобильных компаний. Назовем их фордизм, слоунизм, тойотизм и модулизм. Не все из этих терминов есть в словарях, здесь и далее я предлагаю свой личный взгляд на события и явления, которые меняли облик автопрома. И да, прогнозы тоже будут авторскими.

Фордизм

Перенесемся в первое десятилетие ХХ века, когда автостроение как индустрия существовало только в США и когда Америка первой ощутила на себе силу системных кризисов. По итогам 1907 года Ford выпустил 15 тысяч машин — треть всего объема американского автопроизводства. Но осенью обвал на бирже почти похоронил банковскую систему — люди массово забирали вклады, компании банкротились. Форд тогда потерял 20% продаж, но уже в октябре 1908-го предложил именно то, во что люди могли вложить свои небольшие сбережения, — дешевый Ford T. А ­Уильям Дюрант, воспользовавшись обвалом акций, начал скупать автокомпании и в сентябре того же года основал General Motors.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи