Ретротест: внедорожник Volkswagen Iltis, он же прародитель quattro
Где-то за спиной вдруг рявкнул двигатель — это на светофоре за мной пристроился новенький Renault Megane RS. Хочешь погоняться? Извини, дружище, не сейчас. Машина у тебя быстрая — от меня ты уедешь вполпедали, тут даже пробовать не нужно. Однако настоящий спорткар сейчас все же в моих руках! Это Volkswagen Iltis, точная копия автомобиля, победившего в гонке Париж — Дакар 1980 года.
«Iltis» по-немецки «хорек». И выводили эту породу отнюдь не для гонок. Заказ на разработку компактного внедорожного транспортера поступил от бундесвера. В начале семидесятых немецким военным потребовался легкий автомобиль на замену вездеходам DKW Munga, производство которых было прекращено еще в 1968 году. Главными требованиями были более просторный кузов и отказ от устаревшего двухтактного двигателя в пользу более мощного и экономичного четырехтактного.
Volkswagen к тому времени уже прибрал к рукам остатки фирмы DKW, ставшей частью компании Audi. Поэтому разработку нового внедорожника поручили специалистам из Ингольштадта, которые имели опыт создания подобной техники. Munga хоть и была взята за основу будущей машины, но в итоге от нее осталась лишь общая концепция да некоторые элементы ходовой части. Фактически Iltis был разработан с нуля, пусть и с широким использованием серийных узлов и агрегатов.
Машину представили летом 1978 года под «пролетарской» маркой Volkswagen: автомобили с логотипом VW уже давно и успешно поставлялись немецким военным, поэтому для новой модели руководство компании не стало использовать бренд Audi или возрождать DKW. При этом выпуск машин организовали на заводе Audi в Ингольштадте.
От автомобилей DKW новый Volkswagen Iltis унаследовал независимую подвеску с поперечными рессорами, которые вдобавок играли роль верхних рычагов. Тормоза — барабанные на всех колесах, и эффективности им недостает
Iltis имел рамную конструкцию и плоские кузовные панели, упрощающие производство и ремонт. Трансмиссия была собрана с использованием узлов от переднеприводных седанов Audi 80 и 100. В арсенале — постоянный задний привод, жестко подключаемый привод передних колес, отдельная понижающая передача в картере основной коробки и блокировка заднего дифференциала. Причем инженеры пошли на хитрость: карданный вал от раздатки к передней оси они расположили внутри полого вторичного вала коробки передач! А под капотом стоял карбюраторный двигатель Audi объемом 1,7 л, развивающий 75 л.с.
Так выглядел Iltis для гражданского рынка. Из дополнительного оборудования предлагался радиоприемник
Основным покупателем Илтисов, конечно же, стал бундесвер, но Volkswagen выпустил и гражданскую версию, которую возил по выставкам и шоу. А в рамках рекламной кампании инициировал участие в «Ралли Оазис», как тогда называлась еще почти никому не известная гонка Париж — Дакар. На заводе подготовили четыре машины, Volkswagen пригласил гонщиков и штурманов — и выставил команду на соревнованиях 1980 года.
Вместо отдельного демультипликатора Iltis располагает «внедорожной» передачей в основной коробке. Позиция G (Gelande, то есть «бездорожье») имеет передаточное отношение 7,6:1 против 3,9:1 у первой передачи, причем включить ее можно и в заднеприводном режиме. Задняя передача тоже «пониженная» — 7,3:1