Победитель рейтинг-теста 2021: от баллов жюри до ценовой эквализации

Никогда такого не было, и вот опять! Второй год подряд абсолютное (без учета цены) лидерство в рейтинг-тесте Авторевю за Мерседесом. А с применением нашего эквалайзера… Не может быть! Но путь у Шкоды в 2021 году был тернист, и победа могла уйти дважды.

Если в прошлый раз белоснежный Mercedes GLS ­сумел взобраться на Олимп благодаря бонусным баллам за победу на полигоне, то S-классу, если бы не наши правила, можно было вообще не участвовать в потасовке под Дмитровом. Оценки жюри водрузили на него корону чемпиона фактически без помощи межклассового АР-теста (только три бонусных балла).

Вы же чувствуете закономерность?

В 2020 году GLS был самым дорогим участником рейтинг-теста, как и в этом году S 350 d 4Matic. Старая истина: чем дороже машина, тем она лучше. При прочих равных. А вот насколько лучше и стоит ли она своих денег, должна определить наша система эквализации.

Как было в прошлом году? Мы вычислили среднюю стоимость балла всех финалистов, определили «абсолютный» максимальный балл для победы (на один больше, чем у чемпионского GLS, чтобы и ему пришлось тянуться) и посчитали, сколько стоят недостающие баллы для выигрыша у каждого участника. Потом этот рублевый эквивалент приплюсовали к цене конкретного тестового автомобиля — и поделили на 326 («абсолютные» баллы). У кого межклассовая стоимость балла оказалась ниже, тот и победил.

Тогда мы не стали усложнять расчеты, но дали понять, что по возможности будем совершенствовать механизм. И вот… Итак, пристегните ремни и записывайте все ходы, чтобы не говорить, что не поняли.

Наша новая система ценовой эквализации дает больше шансов дорогим автомобилям: S-классу не хватило до победы чуть больше 40 баллов, то есть всего лишь по дополнительному баллу за критерий от каждого члена жюри! Пожадничали судьи? Скорее, «недополировали» в Штутгарте. Кстати, совпадение расчетной и фактической цен у S-класса не более чем случайность: применяй мы эту формулу в прошлом году, «около нуля» оказался бы дешевый Volkswagen Polo, а не дорогой Mercedes-Benz GLS. А еще мы не смогли выявить коэффициент накруток для Дефендера: расширенный перечень аксессуаров марки, порой без указания цен, развязывает дилерам руки и лишает нас адекватной информации об их алчности. Поэтому в соответствующей графе проставлена единица

Для начала мы, конечно, прогнали десятку через прошлогоднюю схему — по ней побеждает Octavia, а за ней следуют Golf и Duster. Но среднюю стоимость балла мы взяли для упрощения, поэтому в этот раз посчитали еще и по «баллу разницы» (на тестовых прогонах в 2020-м Karoq и с таким расчетом был первым). Это когда для автомобиля высчитывается индивидуальная стоимость каждого добавочного балла, необходимого для победы. Например, находящемуся на последнем месте в протоколах жюри Дастеру для победы по этой схеме нужно аж 109 баллов, а цена каждого из них почти как у Мерседеса — 41693 ­рубля. По такому принципу «идеальный» Duster стоил бы 6,17 млн рублей, а расчетная цена Октавии «лишь» 4,91 млн. Да-да, у нее снова лучший результат.

Между этими автомобилями поместились Golf (5,05 млн), Carnival (5,1 млн) и Taos (5,2 млн). Остальные дороже Дастера. Уже теплее формула, да?

Но какого черта под занавес 2021 года мы делаем все вычисления по РРЦ (рекомендованным розничным ценам) на автомобили, когда дилеры-барыги вконец обнаглели? Поэтому мы обзвонили не только столичные центры, но и нижегородские, казанские, саратовские, воронежские. Так сказать, по местам боевой славы.

И оказалось, что танцу… то есть накручивают на шест жадности все. В силу своих умений, зашоренности покупателей и, конечно, вездесущего дефицита. Собрать реальные коммерческие предложения (КП) тоже непросто: некоторые дилеры под разными предлогами не хотят их отправлять, называя цены приватно. Но в любом случае они ох как далеки от РРЦ. На основе таких предложений и разговоров мы определили среднее процентное превышение от РРЦ и загнали его повышающим коэффициентом к финальной стоимости балла каждого автомобиля. На Golf в силу его малодоступности у нас было одно подтвержденное КП с «небольшим», 400-тысячным превышением. За счет такой скудной выборки (но при этом справедливой: на нишевые импортируемые машины накрутки меньше) стоимость балла Гольфа оказалась на 571 рубль ниже, чем у Октавии (18414 против 18985), на которую дилеры завышают чаще и больше. И…

Да вернется субординация к трем буквам VAG! Неужели проевропейский Golf (пишем эти строки еще в 2021-м — как там у вас, потомки, ничего такого не запретили?) становится победителем?

Нет, и вот почему.

Golf проиграл Октавии на полигоне, зато опередил ее по субъективным баллам жюри. Но в «ценовых виражах» этого года Skoda была чуть быстрее

Получается, что по этой формуле во втором рейтинг-тесте Авторевю у премиум-марок нет математических шансов на победу. Даже с учетом отсутствия накруток у Мерседеса, даже при условии расчета не тестового S-класса, а самого что ни на есть простого. И с Тайканом так же. Застой намечается, решили мы, начали рыть глубже и раскопали давнее письмо читателя Авторевю, экономиста Виктора Шувалова. А в нем — зачатки новой расчетной модели! И вот теперь перед вами доработанный вариант.

Идея изящна и основывается на экономическом понятии предельных издержек (marginal cost), согласно которому при ограниченных производственных возможностях для производства каждой последующей единицы какого-либо товара требуется затратить больше ресурсов, чем для предыдущей. Соответственно, и цена ее будет выше. В нашем контексте каждый дополнительный балл в оценках жюри должен стоить больше предыдущего в рублях! В общем, забываем про линейность и вспоминаем про экспоненциальность, которая должна нивелировать большой разрыв между соотношением цен автомобилей-участников и соотношением баллов жюри, получающимся при прежней, линейной схеме эквалайзера.

По итоговым баллам жюри строится экспоненциальная функция зависимости цены от количества полученных баллов, у которой два параметра: «базовая стоимость балла» и «уровень кривизны графика». По этой функции вычисляем расчетную цену, исходя из полученных в тесте баллов. По сути, это будет показатель некоей «внутренней ценности» автомобиля для владельца в зависимости от его потребительских качеств. И дальше сравниваем ее с фактической: победит тот автомобиль, у которого больше превышение расчетной цены над фактической (назовем это профицитом). То есть тот, который в реальности стоит дешевле, чем должен был бы с учетом своих потребительских качеств по сравнению с другими финалистами. И не забываем фактическую цену увеличить на коэффициент дилерских накруток, тем самым уменьшив возможный «профицит», потому что от жадности дилеров потребительская ценность автомобиля не меняется.

Расчет победителя рейтинг-теста 2021 года с учетом ценовой эквализации сделан по формуле вида:

Базовая стоимость балла рассчитана таким образом, чтобы сумма расчетных цен всех десяти участников равнялась сумме их фактических цен: «сколько у одних отняли — столько другим прибавили».
Коэффициент кривизны означает, что до определенного уровня стоимость балла меньше базовой, а после этого уровня — больше. Этот параметр рассчитан так, чтобы стоимость балла совпадала с базовой на уровне 255 баллов, который является средним для всех десяти претендентов.
Для наглядности мы нанесли на график, помимо самой функции расчетной цены, фактические результаты всех участников:
• претенденты на победу — те, чьи точки лежат ниже кривой экспоненты, потому что тогда их расчетная цена выше фактической;
• побеждает тот, у кого прирост ценности (в процентах от фактической цены) наибольший. На данном графике это непросто увидеть, смотрите таблицу выше.

Отдышитесь — вот валерьянка и пример. Любой автомобиль, способный к передвижению, наберет у нас определенное количество баллов (ведь ноль по правилам ставить нельзя) и будет стоить определенное минимальное количество денег. А стоимость каждого последующего балла должна расти: если хомутик и предохранитель, наличествующие в каждой машине, стоят копейки, то последующие баллы (задние дисковые тормоза, проекционные фары, комплексная система превентивной безопасности) оцениваются по нарастающей дороже и дороже: ­313-й балл (условный автопилот), необходимый для победы, по определению должен стоить больше, чем все хомуты и предохранители, вместе взятые. И это не только про микросхемы или датчики. Та же отточенная управляемость или великолепная плавность хода требуют тысяч человеко-часов работы разработчиков и испытателей, а это тоже имеет вполне определенную ценность.

А вот как считать этот самый «профицит» — в абсолюте (в рублях) или в процентах? Мы все же думаем, что в процентах. Кто в относительном выражении дает больший прирост ценности, тот и победил. Во-первых, эта схема позволяет сравнивать между собой результаты ­рейтинг-тестов разных лет и строить тренды, не оглядываясь каждый раз на инфляцию или другие экономические перипетии. А во-вторых, по такому принципу мы не нарушаем преемственности — Karoq (результат которого, напомним, в прошлом году был «перепроверен» по другим схемам расчета без автоматической эквализации) победил бы и по «процентной экспоненте»! Но с открытым сердцем скажем, что, выбери мы сейчас превышение в рублях, в лидеры вышел бы Kia Carnival.

Если накрутки на Kia не было (самое «жадное» КП — плюс 1,343 млн рублей к РРЦ!), то победил бы именно Carnival

Хочется деталей, обращайтесь к схеме. Сложно? Давайте снова в школу. То есть в Шкоду. Теперь в Октавию.

Рады ли мы второй победе подряд этой марки в нашем рейтинг-тесте? Она была предсказуемой для многих из вас сразу после объявления лонг-листа, но для нас самих после всего стала походить на откровение, а местами на провидение и судьбу. Нет, кто хочет покрутить-повертеть, ваше право — можете даже считать, что победил Golf. Ну или Carnival. Это правда достойные и, что важно, нетипичные машинки для России.

Volkswagen или Kia мы бы рады были поздравить. Но сейчас снова поздравляем марку Skoda. А еще себя.

Кажется, мы наконец-то нашли верную корреляцию наших рейтинг-тестовых баллов с ценой автомобиля (хотя всегда будем рады улучшению формулы с помощью светлых читательских голов). И совершенно точно 2021 год приблизил нас на шаг к триумфу менее компромиссного, более роскошного автомобиля или даже дорогой «электрички». Только если будем стремиться к новому, лучшему и красивому — победим сами.

С Новым годом! С новым Автомобилем года по версии Авторевю!

Рекомендованные статьи