SUVнархоз — как устроен мир кроссоверов и внедорожников?

SUVнархоз — как устроен мир кроссоверов и внедорожников?
Сектор обзора | АР №9 2021
Фото: архив Ивана Падерина | Дмитрий Питерский | компании-производители

Девятый номер Авторевю в этом году мы решили целиком посвятить кроссоверам с внедорожниками. И неспроста — они наши новые народные автомобили. Если в конце 2020 года доля машин повышенной проходимости на нашем рынке составляла 49%, то к концу марта их было уже 52,6%. Теперь мы не страна седанов, а страна автомобилей SUV — SUVетская Россия.

Sport Utility Vehicle, они же внедорожники, они же кроссоверы. Эти автомобили как оливье. Все знают, про что идет речь, но споры о правильном рецепте продолжаются десятилетиями. Хотя вроде все элементарно. Три базовых ингредиента: привод, клиренс и кузов. У идеальной хозяйки это будут — полный, высокий и универсальный. Именно такие «сувы» — разных классов и разной цены, но одинаковой концепции — мы собрали в недавнем сравнительном тесте настоящих вездеходов в топях Мещеры.

Но оглядитесь: четыре ведущих колеса далеко не аксиома, вездеходный дорожный просвет теряет актуальность для внедорожников, которые не съезжают с асфальта, а в словарях автомобильных терминов обосновались «кросс-купе», «кросс-хэтчи» и даже «кросс-седаны», которых с универсальностью роднит только коврик в багажнике. Эволюция принесла нам невероятное разнообразие видов среди автомобилей с повышенной проходимостью — просто оцените схему, на которой мы попытались собрать все современные модели внедорожников и кроссоверов в программах крупнейших глобальных автопроизводителей.

Триста шестьдесят восемь моделей — и это без множества локальных производителей (в основном из Китая), которых мы сознательно оставили за скобками. А ведь можно сказать, что заварил все это один-единственный SUV — Soviet Utility Vehicle под названием ГАЗ-61-73, и как раз в 2021 году исполняется 80 лет с начала его серийного производства.

Впрочем, будем объективны — у ГАЗа был американский прототип, разработанный фирмой Marmon-Herrington  на основе фордовского шасси. Но, во-первых, газовцы переделали подвеску, улучшили геометрию и упростили раздатку, выбрав схему без демультипликатора. А во-вторых, компания Marmon-Herrington, как сейчас сказали бы, занималась тюнингом и конверсией заднеприводных Фордов в полноприводные, а ГАЗ смог начать серийный заводской выпуск. Модель 61-73 даже на Западе признают пионером концепции современных SUV — она была сделана на основе шестицилиндровой «эмки» с комфортным закрытым четырехдверным кузовом, с полным приводом и клиренсом 235—240мм под мостами. Формула, которая не устарела до сих пор.

Разумеется, «шестьдесят первый» предназначался для военных, но он был генеральским вездеходом — с соответствующим уровнем комфорта. И, кстати, в программу испытаний новой модели в конце 30-х входили не только рейды по полям, барханам и бродам, но еще и официально задокументированный заезд на парадную лестницу Северного речного вокзала в Москве. Словно газовцы уже тогда понимали, где и как по столице будут кататься будущие люксовые внедорожники.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи