Драйверская культурная ценность — все поколения Мазды MX-5 + Fiat 124 Spider

Фото: Дмитрий Питерский
Экспертная группа: Андрей Мохов | Владимир Мельников | Роман Черный

Mazda МХ-5, она же Miata, она же Roаdster или Eunos Roadster. В некотором роде она ровесница Авторевю: в этому году исполняется ровно 30 лет с начала европейских продаж. За это время в любви ей успели признаться все автомобильные журналисты мира, от Кларксона с Хаммондом до Подорожанского с Головановым. Причем восторг вызывали все поколения харизматичной двухдверки — разве так бывает?

Сейчас разберусь. Ведь не зря же мы собрали на Дмитровском полигоне Миаты всех четырех генераций — включая Fiat 124 Spider, перелицованную Мазду MX-5 последнего поколения ND.

Перенесемся в 1989 год. В СССР перестройка и распад, в странах Восточного блока — революции, бархатные и не очень. Запад уже оправился от последствий 19 октября 1987 года, «Черного понедельника» — крупнейшего обвала на Нью-Йоркской фондовой бирже за всю историю. Америка только готовится к новому витку кризиса: в октябре 1989-го индекс Доу — Джонса рухнет «всего» на 6,91%, в три раза скромнее рекордных 22,6% в «Черный понедельник». А Япония…

Конец 80-х — время расцвета японского автопрома. Многоклапанное ­газораспределение, изменяемые фазы, впускные тракты переменной длины, турбонаддув, сложные многорычажные подвески и полноуправляемые шасси — знаменитый «оверинжиниринг», с помощью которого японцы завоевали американский рынок. В 1989 году самым продаваемым автомобилем в США стал не кондовый Ford Taurus, а технически сложная Honda Accord с двухрычажными подвесками.

В том же 1989-м появляется оверинжиниринговый Lexus LS (на два года раньше Мерседеса W140!) и японский Ferrari — доведенная при участии Айртона Сенны среднемоторная ­Honda/­Acura NSX (легчайший цельноалюминиевый привет Вольфгангу Райцле с его тяжеленным BMW восьмой серии). И вот там же, на февральском автошоу-89 в Чикаго, вместе с NSX дебютирует лупоглазая простушка-скромница Mazda MX-5 Miata.

NA (1989—1997)

Хотя почему сразу простушка? Двухрычажные подвески спереди и сзади, развесовка 50:50 за счет сдвинутого в пределы колесной базы силового агрегата, соединенного жесткой траверсой с задним редуктором, — настоящие спортивные технологии! Плюс безопасность — АБС в качестве опции и фронтальные подушки безопасности после рестайлинга 1994 года.

На фото шасси, двигатель и трансмиссия последнего поколения ND. Но устройство самой первой Миаты NA 1989 года принципиально отличается от нее разве что конструкцией задней подвески: вместо многорычажной схемы вплоть до 2005 года использовалась двухрычажка

Базовый и поначалу безальтернативный моторчик 1.6 В6ZE (RS) имел 16 клапанов, впрыск топлива, электронное зажигание и каталитический нейтрализатор. А развивала эта рядная атмосферная «четверка» вполне приличные даже по современным меркам 115 л.с. — до 90 сил для европейского рынка ее дефорсировали позже.

Появившиеся в 1985 году удачные рядные «четверки» серии В (на фото 130-сильный вариант ВР-ZE объемом 1,8 л) с алюминиевой головкой и чугунным блоком ставились в том числе на Форды и Kia и имели множество вариантов, вплоть до простейших — с карбюратором и восемью клапанами. Но Миате серий NA и NB были положены только развивавшие от 90 до 144 л.с. высокотехнологичные 16-клапанные модификации с распределенным впрыском, облегченными коленвалом и маховиком, а также оребренным для дополнительного охлаждения легкосплавным картером. На лимитированную модель ­2004—2005 годов Mazdaspeed MX-5 (менее шести тысяч штук и только для американского рынка) устанавливали единственный в истории Миаты (не Фиата!) турбомотор, который также был сделан на основе В-двигателя: агрегат 1.8 с воздушным интеркулером и турбиной IHI развивал 180 л.с.

Более мощный, 130-сильный ­атмосферник ВР-ZE объемом 1,8 л был предложен только во время рестайлинга 1994 года. И у меня в распоряжении сейчас именно такая Miata, причем с опционным четырехступенчатым «автоматом». Темно-темно-зеленая «американка» цвета british-british racing green с пробегом 98 тысяч миль, у которой из тюнинга разве что деревянный ­ретроруль Nardi, колеса да глушитель. И погода под стать цвету, британская: восемь из 16 видов дождя за 12 часов. Но я не грущу, а улыбаюсь.

Потому что NA — сама миловидность! «Маленькая, скромная и аккуратненькая японская машинка. Без вредных привычек». Так охарактеризовал уже третье поколение (NC) Подорожанский, однако подобное описание годится для любой генерации МХ-5.

Miata NA — улыбчивое ­дружелюбие и в дизайне, и в характере шасси

Главное в NA, конечно же, фары! Канонические семидюймовые кругляши, снабженные подъемным механизмом. Безотказный способ заставить любого если не засмеяться, то как минимум улыбнуться или смахнуть слезу умиления. Причем в салоне есть отдельная кнопка — на самом видном месте, в центре! — чтобы можно было, не включая ламп, «строить глазки», поднимая и опуская фары.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи