Заводская Лада Нива Спорт или турбо-тюнинг? Наш тест на полигоне

Фото: Дмитрий Питерский
Экспертная группа: Ярослав Цыпленков

Нива снова новинка! На сорок восьмом году производства под ее капотом впервые официально оказался шестнадцатиклапанный мотор. Тормоза теперь дисковые по кругу, а в задней подвеске четыре рычага вместо пяти. Это Лада Нива Спорт. По задумке авторов — вариант внедорожника с асфальтовым уклоном. Чтобы выяснить, так ли это, мы взяли стандартную Ниву и два автомобиля, владельцы которых сами доработали подвеску и мотор. Причем с использованием турбонаддува!

Как мне понравился прототип Нивы с вестовским мотором 1.8, построенный тольяттинской компанией Супер-Авто. Я поездил на нем три года назад, и он заметно превосходил стандартный автомобиль по динамике: 12,6 с до «сотни» против 17 с, эластичность, сопоставимая с Вестой 1.8, а иные передние пружины убрали типичный для современных Нив дифферент на нос и сильный клевок на торможении. Плюс дифференциалы с четырьмя сателлитами, 15-дюймовые колеса с шинами 195/80 R15 — и в итоге почти ралли-кар для подсобного хозяйства.

Такую машину планировали продавать за миллион двести, на пятьсот тысяч дороже стандартной, но за прошедшие три года даже обычная Нива Legend вплотную подобралась к этой цене. А Ниву Спорт предлагают за миллион семьсот тысяч рублей! У нее дисковые задние тормоза, новая задняя подвеска без тяги Панара, 17-дюймовые колеса, дополнительная опора раздаточной коробки, рулевая колонка с регулировкой по высоте… Но мотора 1.8 под капотом нет.

Да-да, весь проект задумывался под такой двигатель ВАЗ-21179, однако его смогли импортозаместить лишь в конце 2023 года, когда все работы по проектированию Нивы Спорт (или Лады 2121S0, как указано в документах) были закончены. К тому же АВТОВАЗ пока не может выделить эти двигатели отделению «Лада Спорт», поэтому пришлось использовать двигатель 1.6 от Гранты Спорт. Тот самый, который живет с 4500 об/мин и легко укладывает стрелку тахометра за границы размеченного поля стандартной нивовской приборки.

Правда, сочной тягой в зоне средних оборотов он похвастать не может: пиковый 151 Нм крутящего момента он выдает только на 5000 об/мин. Заслуженный восьмиклапанник 1.7 на стандартной Ниве развивает 129 Нм при 4000 об/мин.

Лада Нива Спорт

Долгое время считалось, что это чуть ли не предел для трансмиссии, однако Михаил Ледяев, инженер АВТОВАЗа, работавший над созданием Нивы 2123 и конструировавший суперавтовскую Ниву, рассказал, что ничего критичного от увеличения тяги двигателя не случится. Потому что реализуемый Нивой крутящий момент из-за ее скромной массы не превышает 140 Нм. Вот на Ниве Travel, которая на 250 кг тяжелее, заметное увеличение отдачи двигателя может привести к поломке трансмиссии. Впрочем, пятидверки с наддувными моторами ездят вполне успешно, что уж говорить о классической трехдверке.

Например, приехавшая к нам на полигон серая матовая Нива на 18-дюймовых колесах промчала уже более 10 тысяч километров с давлением наддува в один бар. Со стандартными коробкой передач и редукторами! Степень сжатия и все детали ­шатунно-поршневой группы заводские. А оранжевая машина с турбиной на 0,5 бара доказывает, что конструкция Нивы такую добавку вообще не замечает.

Знал ли об этом ее создатель Петр ­Михайлович Прусов, который в конце жизни частенько повторял, что автомобиль не коньяк и с годами лучше не становится? Однако Нива, похоже, будет с нами всегда. Ведь даже стандартная машина до сих пор может дарить водительский азарт.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи