«Всемирная паутина должна буквально обволакивать автомобиль»
«Компьютер — это сеть», — предвидел еще в 80-е годы Джон Гейдж из компьютерной компании Sun Microsystems. Все сбылось. Более того: «Всемирная паутина должна буквально обволакивать автомобиль», — говорит во время презентации новой мультимедийной системы BMW Connected Drive 2.0 вице-президент по опциям, аксессуарам и запчастям Петер Квинтус.
В интернет автомобили BMW умеют выходить с 2011 года — с помощью подключаемого к бортовой «мультимедии» мобильного телефона. Для этого в BMW создали для сторонних программистов свой SDK-набор для разработки (Software Developers Kit). Программами, написанными на его основе, можно «рулить» прямо через центральный монитор, как если бы они были частью бортовой навигации. Из примеров — интернет-радио Deezer или Aupeo!, сервис публикации собственного местоположения Glympse (некое подобие Foursquare) или библиотека аудиокниг Audible.
Мерседесовцы тоже идут по этому пути. Но теперь в Мюнхене шагнули дальше: начиная с этого года все серийные BMW будут комплектоваться встроенным 3G-модемом испециализированной сим-картой — смартфон подключать не нужно, автомобиль сам себе «смарткар». Вдобавок все машины получат кнопку экстренного вызова рядом с зеркалом заднего вида. Причем BMW Connected Drive предполагает безлимитный бесплатный роуминг! Баварцы договорились с крупнейшими сотовыми операторами, и доплачивать ничего не нужно даже при поездке в соседние страны. Например, в России специально ради этого проекта запускается так называемый виртуальный оператор — этим термином называют компании мобильной связи, не имеющие собственной инфраструктуры и использующие оборудование других компаний (к этой категории относятся, например, бренд А-Мобайл, базирующийся на сети МТС, или компания Гарс Телеком, работающая «поверх» Мегафона).
Для чего это нужно? Во-первых, для более оперативного обновления программного обеспечения — как у тех же смартфонов, это будет делаться автоматически, безз аезда к дилеру. А во-вторых, Стив Джобс умер, но дело его живет: у BMW будет собственный магазин приложений Conneсted Drive Store!
По сути, баварцы поменяли модель взаимодействия с клиентом по образу и подобию фирмы Apple — вдобавок к товару (компьютеру, смартфону или автомобилю) продают услугу (музыку, видео, игры или сервисы). Есть дополнение RTTI (Real-time Traffic Information) к штатной навигационной системе, на манер сервиса «Яндекс.Пробки» показывающее ситуацию на дорогах. Есть несколько музыкальных сервисов, позволяющих «на лету» подгружать из сети желаемую музыку, есть интернет-радио. Есть сервис распознавания речи американской фирмы Nuance — он уже известен по смартфонам Apple iPhone и «гуглофонам» с операционной системой Android. Интересно, что многие приложения для системы BMW — «подписные», то есть подразумевают абонентскую плату.
Мультимедийная система будет интегрирована с клиентским порталом BMW. Вернее, не так: каждый клиент получит свой аккаунт на сайте, в котором будут указаны все его машины. Через него можно посмотреть, какие услуги подключены к каждой измашин, подключить новые или отключить имеющиеся. А что будет в случае продажи машины? Машину «отвяжут» от вашего аккаунта на дилерской станции, но купленные приложения останутся с ней. Правда, в ближайшие год-два схему обещают изменить и тогда купленные вами приложения будут оставаться с вами.
В короткой поездке по окрестностям Мюнхена я попробовал, как это работает. Приложения скачивать не надо — чтобы, к примеру, включить RTTI, нужно просто поставить галочку в настройках навигации и подтвердить снятие средств с кредитной карточки. Через несколько секунд после этого на карте дороги оказываются раскрашенными в разные цвета, соответствующие дорожной обстановке. Плюс появляются подсказки с погодой.
Установленные по умолчанию приложения Facebook и Twitter показались довольно бесполезными — они позволяют смотреть ленту друзей или «запостить» в социальные сети какой-нибудь заранее заготовленный статус (типа «Еду на BMW, погода отличная!»), и только. Почтовый клиент с распознаванием голоса работает, но страдает недостатком всех подобных программ — плохо понимает вас при диктовке на неродном языке: скажем, когда мне, русскому, нужно отправить письмо на английском.
Но основную ставку люди из BMW почему-то делают на музыку. К примеру, приложение британской фирмы rara.com дает доступ к большинству крупных лейблов (Universal, Sony Music, EMI, Warner Music) — это так называемый сервис music-on-demand: вы выбираете либо жанр, либо конкретного исполнителя, либо конкретный альбом, треки подкачиваются в мультимедиа систему и через десять-двадцать секунд звучит выбранная музыка. Выбор хорош, причем найти можно и довольно редкие записи. Но качество звука… Битрейт — всего 48 Кбит/с (используется особый алгоритм сжатия, на выходе дающий качество примерно как при 96-килобитном сжатии формата MP3). И лучше не предвидится — не хватит скорости соединения.
Таких приложений будет сразу несколько: скажем, в США популярнее аналогичный сервис Pandora; обещают и другие сервисы похожего типа - с аудиокнигами и подкастами. За все эти сервисы вместе просят фиксированную сумму: 390 евро в первый год и 220 — во второй. Вроде бы не так дорого, но оправдывают ли эти хоть и приятные, но мелочи покупку навигационной системы аж за две слишним тысячи евро?
Любопытно, что разработка программ и в BMW, и у мерседесовцев идет в общем русле: все приложения — это активные веб-страницы, которые обрабатываются встроенным интернет-браузером. Пользовались когда-нибудь сервисом Google Office? Выглядит как настоящий офисный пакет, а по сути — очень сложная веб-страница с включениями на языке JavaScript. Здесь - то же самое. Такое решение позволяет разработчикам не беспокоиться о платформе, на которой выполнена «мультимедия»: будь в ее основе система на операционной системе QNX c ARM-процессором, как в BMW, или что-то другое - переделка приложений не потребуется.
Выходит, «родную» навигацию возможно дополнить альтернативной навипрограммой? Ведь всем известно, как мало знакома заводским навигаторам Россия за пределами больших городов! Можно было бы создать, например, что-то на основе открытых карт проекта OpenStreetMap… «Ха, отличный проект, я сам постоянно пользуюсь велосипедными картами набазе OSM! - рассказывает Кристоф Риш, занимающийся тестированием. - Возможно, что-то такое мы встроим и в нашу систему». Его начальник Зимон Энрингер не так оптимистичен: «Навигация требует сравнительно большой вычислительной мощности, именно поэтому она выполнена в виде «родного» приложения, то есть настоящей программы, а не веб-страницы. Так она тратит меньше ресурсов».
Операционная система, на которой «крутится» мультимедиасистема, — ОС QNX, Unix-подобная операционная система реального времени. Ее часто используют для управления производством и других ответственных задач. «Но для мультимедиасистемы это излишне, так что не исключено, что в дальнейшем мы перейдем на Linux, — говорят в BMW. — Управление двигателем, коробкой передач или климат-контролем все равно идет на других устройствах под управлением систем реального времени, а данные на мультимедиасистему и с нее передаются через специальный шлюз».
Кстати, в фирме BMW, в отличие от мерседесовцев, отдают разработку приложений наоткуп сторонним разработчикам, так что все только начинается. А уж для грядущих электромобилей BMW i3 и i8 выход в интернет будет такой же естественной вещью, как доступ к электророзетке. На какой из ближайших стоянок есть свободные зарядники, что делать, если запаса хода не хватает? Навигация пересчитает маршрут, причем с учетом возможностей общественного транспорта — водитель сможет поставить машину на зарядку и пересесть на трамвай. А потом, перед возвращением к заряженному электромобилю, заранее включит кондиционер или отопитель, чтобы нагреть или охладить салон, не расходуя энергию батареи.
Добро пожаловать в будущее!