«Всемирная паутина должна буквально обволакивать автомобиль»

Фото: компания BMW

«Компьютер — это сеть», — предвидел еще в 80-е годы Джон Гейдж из компьютерной компании Sun Microsystems. Все сбылось. Более того: «Всемирная паутина должна буквально обволакивать автомобиль», — говорит во время презентации новой мультимедийной системы BMW Connected Drive 2.0 вице-президент по опциям, аксессуарам и запчастям Петер Квинтус.

В интернет автомобили BMW умеют выходить с 2011 года — с помощью подключаемого к бортовой «мультимедии» мобильного телефона. Для этого в BMW создали для сторонних программистов свой SDK-набор для разработки (Software Developers Kit). Программами, написанными на его основе, можно «рулить» прямо через центральный монитор, как если бы они были частью бортовой навигации. Из примеров — интернет-радио Deezer или Aupeo!, сервис публикации собственного местоположения Glympse (некое подобие Foursquare) или библиотека аудио­книг Audible.

На новых головных устройствах со встроенным модемом весь интернет-трафик будет проходить через серверы BMW. «Так безопаснее, к тому же при необходимости мы сможем поменять поставщика услуги», - объясняют в BMW

Мерседесовцы тоже идут по этому пути. Но теперь в Мюнхене шагнули дальше: начиная с этого года все серийные BMW будут комплектоваться встроенным 3G-модемом испециализированной сим-картой — смартфон подключать не нужно, автомобиль сам себе «смарткар». Вдобавок все машины получат кнопку экстренного вызова рядом с зеркалом заднего вида. Причем BMW Connected Drive предполагает безлимитный бесплатный роуминг! Баварцы договорились с крупнейшими сотовыми операторами, и доплачивать ничего не нужно даже при поездке в соседние страны. Например, в России специально ради этого проекта запускается так называемый виртуальный оператор — этим термином называют компании мобильной связи, не имеющие собственной инфраструктуры и использующие оборудование других компаний (к этой категории относятся, например, бренд А-Мобайл, базирующийся на сети МТС, или компания Гарс Телеком, работающая «поверх» Мегафона).

Для чего это нужно? Во-первых,­ для более оперативного обновления программного обеспечения — как у тех же смартфонов, это будет делаться автоматически, безз аезда к дилеру. А во-вторых, Стив Джобс умер, но дело его живет: у BMW будет собственный магазин приложений Conneсted Drive Store!

При использовании приложений со смартфона данные, естественно, идут напрямую

По сути, баварцы поменяли модель взаи­модействия с клиентом по образу и подобию фирмы Apple — вдобавок к товару (компьютеру, смартфону или автомобилю) продают услугу (музыку, видео, игры или сервисы). Есть дополнение RTTI (Real-time Traffic Information) к штатной навигационной системе, на манер сервиса «Яндекс.Пробки» показывающее ситуацию на дорогах. Есть несколько музыкальных сервисов, позволяющих «на лету» подгружать из сети желаемую музыку, есть интернет-радио. Есть сервис распознавания речи американской фирмы Nuance — он уже известен по смартфонам Apple iPhone и «гуглофонам» с операционной системой Android. Интересно, что многие приложения для системы BMW — «подписные», то есть подразумевают абонентскую плату.

Мультимедийная система будет интегрирована с клиентским порталом BMW. Вернее, не так: каждый клиент получит свой аккаунт на сайте, в котором будут указаны все его машины. Через него можно посмотреть, какие услуги подключены к каждой измашин, подключить новые или отключить имеющиеся. А что будет в случае продажи машины? Машину «отвяжут» от вашего аккаунта на дилерской станции, но купленные приложения останутся с ней. Правда, в ближайшие год-два схему обещают изменить и тогда купленные вами приложения будут оставаться с вами.

Клиентский интернет-портал BMW глазами владельца электрического хэтчбека i3. Видно, что его батарея полностью заряжена, но на исходе жидкость в бачке омывателя. Внизу, в левой колонке - список подключенных услуг, справа - опции, которые можно включить

В короткой поездке по окрестностям Мюнхена я попробовал, как это работает. Приложения скачивать не надо — чтобы, к примеру, включить RTTI, нужно просто поставить галочку в настройках навигации и подтвердить снятие средств с кредитной карточки. Через несколько секунд после этого на карте дороги оказываются раскрашенными в разные цвета, соответствующие дорожной обстановке. Плюс появляются подсказки с погодой.

А это «магазин» приложений, как его видно из машины. Мы только что включили опцию отображения ситуации на дорогах

Установленные по умолчанию приложения Facebook и Twitter показались довольно бесполезными — они позволяют смотреть ленту друзей или «запостить» в социальные сети какой-нибудь заранее заготовленный статус (типа «Еду на BMW, погода отличная!»), и только. Почтовый клиент с распознаванием голоса работает, но страдает недостатком всех подобных программ — плохо понимает вас при диктовке на неродном языке: скажем, когда мне, русскому, нужно отправить письмо на английском.

Чтобы получить доступ к онлайн-сервисам BMW, потребуется приобрести навигационную мультимедиасистему за 2390 евро. Подключение услуги экстренного звонка или сервисов ConnectedDrive дает возможность установить приложения, показывающие трафик на дорогах, управлять машиной со смартфона (например, с него можно включить кондиционер или предпусковой подогреватель), поставить «музыкальные» приложения, а также пользоваться услугами «службы консьержей». Говорят, последняя услуга особенно популярна в Китае: например, по звонку в службу поддержки вам могут забронировать номер в отеле и удаленно загрузить в ваш навигатор схему проезда к нему. Послать адрес места назначения в машину можно и самому - заранее, с компьютера. А когда запустят сайт bmw-routes.com, владельцы BMW смогут обмениваться своими маршрутами

Но основную ставку люди из BMW почему-то делают на музыку. К примеру, приложение британской фирмы rara.com дает доступ к большинству крупных лейблов (Universal, Sony Music, EMI, Warner Music) — это так называемый сервис music-on-demand: вы выбираете либо жанр, либо конкретного исполнителя, либо конкретный альбом, треки подкачиваются в мультимедиа систему и через десять-двадцать секунд звучит выбранная музыка. Выбор хорош, причем найти можно и довольно редкие записи. Но качество звука… Битрейт — всего 48 Кбит/с (используется особый алгоритм сжатия, на выходе дающий качество примерно как при 96-килобитном сжатии формата MP3). И лучше не предвидится — не хватит скорости соединения.

В электромобилях i3 навигация должна быть знакома не только с дорогами и «электрозаправками», но и с общественным транспортом - на случай, если запаса хода не хватает до пункта назначения

Таких приложений будет сразу несколько: скажем, в США популярнее аналогичный сервис Pandora; обещают и другие сервисы похожего типа - с аудиокнигами и подкастами. За все эти сервисы вместе просят фиксированную сумму: 390 евро в первый год и 220 — во второй. Вроде бы не так дорого, но оправдывают ли эти хоть и приятные, но мелочи покупку навигационной системы аж за две слишним тысячи евро?

Кажется, приложения Facebook и Twitter добавили только ради раскрученных брендов: они могут только «постить» заранее заготовленные статусы или показывать ленту друзей
Музыкальное приложение rara.com в действии: сейчас играет альбом Сары Вон, а в фоновом режиме идет загрузка выбранной песни Мадонны (это видно по индикатору прогресса внизу экрана)
За ярлыком More apps скрываются приложения, установленные в смартфоне, а точнее — только те, что созданы с использованием бээмвэшного SDK, и которыми можно управлять прямо с головного устройства
0 / 0

Любопытно, что разработка программ и в BMW, и у мерседесовцев идет в общем русле: все приложения — это активные веб-страницы, которые обрабатываются встроенным интернет-браузером. Пользовались когда-нибудь сервисом Google Office? Выглядит как настоящий офисный пакет, а по сути — очень сложная веб-страница с включениями на языке JavaScript. Здесь - то же самое. Такое решение позволяет разработчикам не беспокоиться о платформе, на которой выполнена «мультимедия»: будь в ее основе система на операционной системе QNX c ARM-процессором, как в BMW, или что-то другое - переделка приложений не потребуется.

Выходит, «родную» навигацию возможно дополнить альтернативной нави­программой? Ведь всем известно, как мало знакома заводским навигаторам Россия за пределами больших городов! Можно было бы создать, например, что-то на основе открытых карт проекта OpenStreetMap… «Ха, отличный проект, я сам постоянно пользуюсь велосипедными картами набазе OSM! - рассказывает Кристоф Риш, занимающийся тестированием. - Возможно, что-то такое мы встроим и в нашу систему». Его начальник Зимон Энрингер не так оптимистичен: «Навигация требует сравнительно большой вычислительной мощности, именно поэтому она выполнена в виде «родного» приложения, то есть настоящей программы, а не веб-страницы. Так она тратит меньше ресурсов».

Владельцам электромобилей i-серии предназначено приложение для айфона. Согласитесь, в данном случае это не баловство - посмотреть можно как текущую зарядку батареи, так и статистику расхода по поездкам. Кстати, ее можно сравнить со «средней температурой» других владельцев таких машин. Есть и аналогичные программы для обычных BMW - они позволяют дистанционно включить подогрев или кондиционер, помогают найти машину на стоянке

Операционная система, на которой «крутится» мультимедиасистема, — ОС QNX, Unix-подобная операционная система реального времени. Ее часто используют для управления производством и других ответственных задач. «Но для мультимедиасистемы это излишне, так что не исключено, что в дальнейшем мы перейдем на Linux, — говорят в BMW. — Управление двигателем, коробкой передач или климат-контролем все равно идет на других устройствах под управлением систем реального времени, а данные на мультимедиасистему и с нее передаются через специальный шлюз».

Кстати, в фирме BMW, в отличие от мерседесовцев, отдают разработку приложений наоткуп сторонним разработчикам, так что все только начинается. А уж для грядущих электромобилей BMW i3 и i8 выход в интернет будет такой же естественной вещью, как доступ к электророзетке. На какой из ближайших стоянок есть свободные зарядники, что делать, если запаса хода не хватает? Навигация пересчитает маршрут, причем с учетом возможностей общественного транспорта — водитель сможет поставить машину на зарядку и пересесть на трамвай. А потом, перед возвращением к заряженному электромобилю, заранее включит кондиционер или отопитель, чтобы нагреть или охладить салон, не расходуя энергию батареи.

Добро пожаловать в будущее!