Когда Летающий Зубр зашел в гавань, наш обозреватель Константин Сорокин обомлел

Фото: Константин Сорокин

Взявшись за «рога» визирного устройства, я вспомнил, как в детстве «прилипал» к игральному автомату «Морской бой» и стрелял торпедами по кораблям условного противника - по 15 копеек за боекомплект. Вот только на реальные цели, да в штормовом море, наводиться оказалось сложнее: горизонт прыгал, азимут сбивался, а резинка окуляра больно лупила по глазницам. Но больше всего поражала скорость, с которой мы приближались к стоящим на рейде судам. Если глазомер не обманывает, то через пару минут мы выйдем на дистанцию атаки...


Летающего Зубра я помнил по репортажам с военных учений на Балтике, но когда увидел его заходящим в гавань, все равно раскрыл рот. Не подушка, а целый матрац. Огромный! Он медленно подошел к береговой линии, уткнулся носом в отмель, потом «надул щеки», устроил у себя под брюхом маленькое цунами - и с ревом выбросился на берег.Нет-нет, гражданские суда в акватории Балтийского моря летящий над водой монстр рассматривает лишь как помехи, с которыми желательно разойтись на пятимильной дистанции. В военно-морской табели о рангах он зовется малым десантным кораблем на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», а по гражданским меркам считается самым большим «летающим» судном: водоизмещение - 550 тонн.

Разработали Зубра в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз», причем довольно давно: корабль, на котором я вышел в море, был построен в 1990 году. Всего же в советское время их было заложено шестнадцать, но часть так и не достроили, часть успели утилизировать, а остатки продали - Китаю и Греции. А на бывшем советском пространстве Зубрами на сегодняшний день владеют военно-морские силы Украины и России.

Российские Зубры базируются в Балтийске (наша самая западная военно-морская гавань), а поскольку гриф секретности с проекта 12322 снят, принимают на борт журналистов. Насколько радушно? Если не называть камбуз кухней, корму хвостом, а командира корабля - капитаном, то можно рассчитывать на гостеприимство и познавательную экскурсию по кораблю. Из нее я узнал, что в основе конструкции - цельносварной понтон прямоугольной формы из алюминиево-магниевого сплава. На понтоне смонтирована надстройка, которая продольными переборками разделена на три отсека. В двух крайних размещаются энергетические установки, вспомогательное оборудование, кубрики для личного состава и помещения для десантников, а центральный, оснащенный танковыми дорожками и аппарелями, используется для грузов или десантируемой техники.

В зависимости от поставленной задачи Зубр может взять на борт батальон морских пехотинцев (500 человек) с личным оружием и экипировкой, десять бронетранспортеров, восемь БМП либо три тяжелых танка с экипажами - суммарная десантная нагрузка корабля достигает 150 тонн.

Правда, гости на борту пребывают в спартанских условиях (четыре помещения для десанта - это пустые кубрики безо всяких удобств), а вот экипаж устроился очень неплохо! Могу сказать, что в командировках мне доводилось проводить время в куда менее комфортных условиях. Единственное помещение, куда военные моряки не дали заглянуть даже одним глазом, это пост связи, где установлена засекречивающая аппаратура связи - ЗАС.

Подушка сдута, передняя рампа опущена. Можно выгружать или загружать десант
Десантный отсек Зубра изнутри. Синяя разметка — это направляющие для визуальной привязки механиков-водителей боевых машин
0 / 0

Разрешения на выход в море мы прождали больше часа. Сначала пропускали на выход из бухты неторопливый водолазный катер, а потом - совсем медленную дизельную подводную лодку. И наконец - запуск! Пол под ногами задрожал, переборки завибрировали...
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан