Scala в Израиле: не для нас, но... Леонид Голованов о новом хэтчбеке Skoda

Фото: компания Skoda

Какая нелегкая занесла меня в Петах-Тикву, пригород Тель-Авива, на всемирную статическую презентацию нового хэтчбека Skoda Scala? Ведь этой машины у нас не будет. Но ее черты мы скоро увидим в наших автомобилях марки Skoda, и это скорее плюс. 

– Вообще, эта Octavia у меня случайно, я хотел взять Кайа Форте. Что говоришь, Kia? Видишь ли, мы в Израиле произносим «Кайа», потому что «киа» на иврите — это «блевота»...

Посмеялись с таксистом Борисом. А что, спрашиваю, котируется у вас Skoda Rapid Spaceback?

— Э нет, маленькая. По Тель-Авиву ездить еще ничего, но поди в аэропорт отвези кого-нибудь — чемоданы не влезут.

Я не стал говорить Борису, что в Москве мы почитаем за счастье, если по вызову такси класса «эконом» ­приедет не Rio или Solaris, а более просторный Rapid. Обычный, не Spaceback. Ведь универсала у нас не было, нет — и не будет его преемницы под именем Scala.

Удачный ренейминг! Во-первых, scala на основных европейских языках — это «лестница», «масштаб» или «скала»: ни одной негативной коннотации. ­Во-вторых, я всегда бешусь, когда читаю: «Через три минуты к вам приедет белый Skoda Rapid». Черт возьми, Skoda — это «она», а Rapid — «он». Так белый или белая? Напишите хотя бы «Skoda Rapid белого цвета»!

А теперь наконец-то названия и марки, и модели одного рода, женского.

В-третьих — нет буквы q в имени. Я-то уж начал полагать, что фирменному неймингу без «кью» никак, как Ватсону без трубочки в анекдоте про отказ от курения, и новая Skoda должна обязательно называться ­как-то так: Proroq, Oqoroq, Kuroq, Hardroq... Могли бы ведь назвать ее Skoda Sqala. Не стали, спасибо.

Ну и наконец, Skoda Rapid Spaceback — и длинновато, и как-то уж слишком нехитро, в лоб. «Шкода Быстрый Просторныйбагажник» (держите меня семеро, а не то анекдот про имена индейцев начну рассказывать). То ли дело Skoda Scala — даже выглядит красиво, этакая визуальная аллитерация, S, k и c.

Кстати, на крышке багажника теперь не эмблема, а крупная надпись Skoda. Точно так же давно делают Volvo и Land Rover. И знаете, это не походит на выпендреж, потому что Scala... Нет, конечно, до премиума далековато, но смотришь на рельефную боковину с четко очерченными колесными арками — и вспоминаешь Audi A3. А надписи «SKODA CRYSTAL LIGHTING» (именно так, заглавными буквами) внутри эффектно очерченной оптики явно отсылают к гламурно-революционному стилю имени Кристофера Бэнгла. Кстати, ­экс-шеф-дизайнер Йозеф Кабань, при котором готовилась Scala, перешел не куда-нибудь, а именно в BMW.

Scala — это вам не Rapid, пытается кричать здесь каждая деталька. Опционный «климат» — двухзонный, за доплату есть и зонтик в передней двери, и индукционная зарядка для смартфона, и сервопривод двери просторного багажника с крючками и лампочками, и управляемый с кнопки фаркоп. Система автоторможения — «в базе», подушек безопасности — до девяти, включая боковые для задних седоков. Вишня на торте — радарный круиз-контроль. А уж инфотейнмента хоть отбавляй — от широкополосной точки доступа по технологии eSIM (запрещена в России заодно с ИГИЛ) и онлайн-обновления софта до возможности мониторить состояние машины с помощью смартфона. Дилеры, полагаю, плотоядно потирают руки — ведь не знаю, как в Чехии или в Израиле, а в России, например, активацию функции SmartLink нужно оплачивать отдельно: около 20 тысяч рублей за то, чтобы ­кто-то просто ввел ПИН-код. Представляете, сколько таких возможностей даст новая, куда более сложная электроника? Кстати, Skoda имеет два научно-исследовательских центра по разработке «цифровых» продуктов: один DigiLab в Праге, а другой — в Тель-Авиве.

Диагональ приборного экрана — 10,25 дюйма, а у экрана на консоли три варианта габаритов вплоть до 9,2 дюйма

О трех- и четырехцилиндровых турбомоторах и коробке DSG на презентации почти не говорили: с техникой все и так ясно. Но симптоматично, что Scala считается компакт-хэтчбеком при том, что с ее длиной 4362 мм и шириной 1793 мм по габаритам она превосходит Golf (4258 и 1790 мм соответственно)! Просто потому, что построена на упрощенной версии платформы MQB — на той же, что и новый Polo. Никакой многорычажки, барабаны сзади у начальных версий. Ну и что? Широким народным массам изысканная управляемость ни к чему — а вот экран вместо обычных приборов, сенсорный телевизор на консоли или голосовое управление вынь да положь. И само собой, простор в салоне: с такой же, как у Гольфа, колесной базой (2649 мм) Scala затмит многие седаны класса D+ по запасу места для коленей сзади! Плюс багажник объемом 467 литров. А со сложенным диваном — почти полтора кубометра!

Вот это scala, вот это масштаб.

Но почему ее к нам не повезут — такую стильную, современную, просторную и удобную? Потому что нам нужна Skoda попроще. И подешевле. Ведь в Европе Scala будет дороже, чем Rapid (от 16550 евро по немецкому конфигуратору), однако дешевле, чем Octavia (от 20410 евро). Среднестатистический европеец, стеная от невыносимых налогов и отбиваясь от нашествия мигрантов, эти деньги выложит без проблем — шкодовцы уверены, что Scala будет пользоваться спросом и поможет марке довести рыночную долю до 4,6%. В Израиле, кстати, Skoda держит первенство среди европейских брендов.

Дизайн массивных кресел таков, что... Это точно не Audi?

А у нас Octavia стоит от миллиона рублей — то есть от 13 тысяч евро. Нормальную машину в комплектации Ambition с зимним пакетом можно взять за 1 млн 330 тысяч. Да, с прожорливым мотором 1.6 и «автоматом», зато без особых проблем с надежностью. И обойдется такая Octavia как базовый Rapid в Германии — при том что по простору в салоне Octavia даст сто очков вперед. Это вам ­тель-авивский таксист Борис подтвердит.

Стоп, почему бы точно так же не адаптировать новую модель для нас? Представьте, что Scala производится в Нижнем Новгороде и тоже оснащается старыми силовыми агрегатами. Но... Это будет уже не Scala. Для таких стран, как Россия, проще разработать отдельную модель — как уже делает альянс ­Renault-Nissan: Captur с турбомоторами для Европы и Kaptur с атмосферниками для «третьего мира».

Так что ждем новый Rapid. Но вряд ли в виде хэтчбека столь же «универсального» формата, как Scala, — увы, Россия все еще остается страной седанов, дрейфуя в сторону кроссоверов. А полюбить компакт-хэтчи нам уже не судьба. Адье, европейские ценности?

Не вполне. Дизайн и ­мультимедиа-возможности — в этом Scala и наши новые Шкоды схожи. Причем нынешний шеф-дизайнер Оливер Штефани пообещал, что постарается сделать следующие модели не менее стильными, чем Scala, — но более эмоциональными. И когда я уже после вызова такси (опять приехала Octavia) бросил последний взгляд на Шкоду Лестницу, то... На этих ступеньках постоять будет ­приятно.

Рекомендованные статьи