Никита Гудков выяснял, свиреп ли новый кроссовер Porsche Macan?
Macan - вовсе не «маленький Cayenne», как уже попытались расшифровать название нового кроссовера Porsche. В Индонезии так называют тигров. Свиреп ли Macan? Это я постарался понять, прокатившись на нем одним из первых.
Правда, катали меня только пассажиром: как правило, информацию о новых моделях Porsche журналистам выдают гомеопатическими дозами, чтобы «держать» интерес публики. Но смотреть, трогать и задавать вопросы можно было сколько угодно.
Внешне Macan похож… Нет, не столько на Cayenne и даже не на соплатформенный Audi Q5. Покатая крыша (релинги на ней - опция) и скошенное заднее стекло лично мне напомнили кроссоверы Infiniti. Странно, что, несмотря на обтекаемый силуэт, автоматические жалюзи радиатора и плоское днище, коэффициент аэродинамического сопротивления получился на две сотые больше, чем у Audi Q5, - минимум 0,35 у дизельной версии.
За дверью с ручкой, в угоду эстетике лишенной замочной скважины, открывается классический салон Porsche, где доминируют прямые линии и увесистые панели. Шершавый алюминий, плотные кресла, круглый руль, благородно тугие клавиши... Это приметы всех нынешних Porsche. А вот «отклонение» в виде неожиданно больших наружных зеркал - не чета Кайенну! - только радует.
Но главное, чем Macan отличается от старшего брата, это небывалая степень унификации с Audi. Декларируемая треть узлов и агрегатов, которая объединяет Macan с моделью Q5, - это как раз основные элементы, «фундамент» автомобиля. Пол кузова и моторный щит, передняя подвеска на раздельных двойных поперечных рычагах, задняя многорычажка - все это одинаковое. Само собой, настройки отличаются. Но я сфотографировал каталожные номера десятка основных деталей подвески - рычагов, подрамников - и все они «пробились» по каталогам Audi.
Чем быстрее едет Macan, тем активнее работают задние колеса. Добавить или убавить крутящий момент на передней оси система может менее чем за 0,1секунды. Быстродействию и плавности работы муфты способствует то, что задняя главная передача у Макана (как и у бензиновых Кайеннов) «короче» передней, хотя шины на осях отличаются только по ширине, а не по наружному диаметру. Получается, что при спокойном движении по прямой диски муфты привода передка слегка проскальзывают - передний кардан вращается медленнее заднего. И если начинается «настоящая» пробуксовка, электроника способна быстрее и точнее обеспечить необходимое сжатие дисков!Даже расположенная продольно семиступенчатая преселективная коробка передач PDK - суть доработанный «робот» S tronic от Audi, «переваривающий» теперь до 550 Нм входного момента в паре с бензиновыми двигателями и 580 Нм - с дизелем. Но вместо механического «самоблока» Torsen на Audi Q5 здесь многодисковая муфта подключения передних колес от Кайенна. А как момент распределяется между осями?
Катали нас испытатели быстро, а вот главное, что я успел подметить за четыре коротких круга по автодрому ADAC: даже на базовой пружинной подвеске кренится Macan едва-едва, а передняя ось начинает скользить лишь немногим раньше задней. Звук двигателя на удивление тихий, но бодрый. Рулевое управление явно «острее», чем на Audi, причем помимо изменения передаточного отношения (оно снижено с 15,9:1 до 14,3:1) есть и более серьезное отличие: мотор электроусилителя переехал с рулевого вала на «рейку» - как уверяют инженеры, исключительно из компоновочных соображений.
На псевдовнедорожной трассе сажусь пассажиром в другой Macan, с пневмоподвеской. Когда подвеска в самом «верхнем» положении, на кочках слышны ожидаемые стуки «на отбой», зато дорожного просвета в 230 мм хватает за глаза: внедорожные замашки ограничивались не «геометрией», а штатными шинами Michelin Latitude Sport 3. На них наш Macan смог преодолеть 30-процентный бетонный подъем лишь со второй попытки, весьма сконфузив водителя. Зато уверенно ехал с боковым креном 45 градусов.
Вообще, несмотря на более низкую по сравнению с Audi Q5 посадку, Macan вовсе не воспринимается маленьким! В ширину - почти два метра, перед глазами пассажиров от стойки до стойки простирается «полка» передней панели, и вкупе с безупречной отделкой получается просторно, дорого и богато.
Но что здесь инновационного? Все три двигателя с турбонаддувом - два бензиновых с сухим картером и дизель - прежние, хотя в той или иной степени модернизированные. Автоматические жалюзи радиатора? Так эта идея родилась не вчера и не на Porsche. В списке оснащения - ни одной «свежепридуманной» электронной системы, и даже фары - биксеноновые, а не модные светодиодные. Инженеры уверяют, что вес «оптимизирован» на 30-50 кг, и даже лючок заливной горловины бензобака пластиковый. Но и этому решению уже немало лет...
На деле, несмотря на алюминиевые крылья и капот, новый кроссовер тяжеловат. Дизельный Audi Q5 3.0TDI на 15 кг легче аналогичного Макана, а бензиновые модели Audi - на десятки килограммов. По словам инженеров, из-за примененного на Porsche наддува c двумя турбонагнетателями, по одному на каждый ряд цилиндров V-образных «шестерок». Центр тяжести тоже выше, чем у Audi: у бензиновых машин с пневмоподвеской, установленной в нормальное положение, от него до земли 624 мм, у дизельных - 634 мм. С «железной» подвеской эти величины еще примерно на 15мм больше.
Но это - не приговор! Слава богу, испытатели Porsche настраивают машины «по старинке», по гоночным канонам: сначала доводят шасси «в чистом виде» и только потом дополняют его мехатронными системами.
А пневмоподвеску и углерод-керамические тормоза в этом классе пока действительно никто не предлагает. Оригинальна у Макана и система впуска: от решетки радиатора к фильтрам воздух идет между внутренней и наружной панелями капота, которые попутно образуют «пространство безопасности», оберегающее пешеходов от тяжелых травм при наезде. Не будет ли в сильный дождь вода напрямую «подаваться» к бумажным воздушным фильтрам? Говорят, не дойдет - все рассчитано и испытано…
Заказы на «тигренка» уже принимаются, а поставки начнутся в апреле. Примерно через год появятся более доступные четырехцилиндровые турбомоторы, причем не исключено, что оппозитные - для унификации с «маленькими» спортивными моделями Cayman и Boxster. Но механических коробок передач и заднеприводных версий не будет даже с ними.
Конечно, в Porsche все рассчитали. Миссия Макана - «ускорить развитие Porsche», проще говоря, хорошенько заработать. А любые упреки в техническом сходстве с Audi Q5 теряют смысл, когда смотришь на цены: от 2,5 млн рублей за отлично укомплектованный Porsche Macan S с пневмоподвеской (для России в 2014 году она включена в базовую комплектацию), в котором не хватает разве что круиз-контроля! Сколько бы он стоил, если бы был инновационным - алюминиевым или тем паче гибридным?
Эх, скорее бы самому сесть за руль. Ведь неспроста, надеюсь, этот руль - от суперкара Porsche 918 Spyder?
Паспортные данные | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобиль | Porsche Macan | |||
Модификация | S | Turbo | S Diesel | |
Тип кузова | пятидверный хэтчбек | пятидверный хэтчбек | пятидверный хэтчбек | |
Число мест | 5 | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4681 | 4699 | 4681 |
ширина | 1923 | 1923 | 1923 | |
высота | 1624 | 1624 | 1624 | |
колесная база | 2807 | 2807 | 2807 | |
колея спереди/сзади | 1655/1651 | 1655/1651 | 1655/1651 | |
Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх | 0,36 | 0,37 | 0,35 | |
Объем багажника, л | 500-1500* | 500-1500 | 500-1500 | |
Снаряженная масса, кг | 1865 | 1925 | 1880 | |
Полная масса, кг | 2550 | 2550 | 2575 | |
Двигатель | бензиновый, с битурбонаддувом и непосредственным впрыском | бензиновый, с битурбонаддувом и непосредственным впрыском | дизельный, с турбонаддувом, common rail с пьезофорсунками | |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно | |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно | 6, V-образно | 6, V-образно | |
Рабочий объем, см3 | 2997 | 3604 | 2967 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 96,0х69,0 | 96,0х83,0 | 83,0х91,4 | |
Степень сжатия | 9,8:1 | 10,5:1 | 16,8:1 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 340/250/5500-6500 | 400/294/6000 | 258/190/4000-4250 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 460/1450-5000 | 550/1350-4500 | 580/1750-2500 | |
Коробка передач | роботизированная, 7-ступенчатая | роботизированная, 7-ступенчатая | роботизированная, 7-ступенчатая | |
Передаточное отношение главной передачи | передней | 3,88 | 4,13 | 4,13 |
задней | 4,40 | 4,67 | 4,67 | |
Привод | полный, с многодисковой электронноуправляемой муфтой в приводе передних колес | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | |
Шины в базовом исполнении | передние | 235/60 R18 | 235/55 R19 | 235/60 R18 |
задние | 255/55 R18 | 255/50 R19 | 255/55 R18 | |
Максимальная скорость, км/ч | 254 | 266 | 230 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 5,4 (5,2)** | 4,8 (4,6) | 6,3 (6,1) | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 11,6-11,3*** | 11,8-11,5 | 6,9-6,7 |
загородный цикл | 7,6-7,3 | 7,8-7,5 | 5,9-5,7 | |
смешанный цикл | 9,0-8,7 | 9,2-8,9 | 6,3-6,1 | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 212-204 | 216-208 | 164-159 |
Емкость топливного бака, л | 65 (75)**** | 75 | 60 | |
Топливо | бензин АИ-98 | бензин АИ-98 | дизельное топливо | |
* Со сложенными спинками задних сидений ** С пакетом Sport Chrono *** В зависимости от размера шин **** Бесплатная опция |